Без медведей и балалайки

Выясняем перспективы гибридного VW Touareg у техэксперта Volkswagen

Компания Volkswagen решилась на неожиданный шаг - в России будут продавать гибридную версию VW Touareg. Правда ни точные сроки появления новинки на нашем рынке, ни ее стоимость пока не называются.

Однако интерес вызывает уже сам факт появления этой модели в России - гибридные автомобили для нас пока экзотика. К тому же, неясным остается вопрос - нужен ли вообще россиянам очень дорогой и очень нишевый автомобиль под брендом Volkswagen? Кто потенциальный покупатель такой модели в России и в мире? Существуют ли особенности эксплуатации гибридов вообще и в России в частности? Эти и другие вопросы мы ардесовали Йохену Бёле (Jochen Boehle), руководителю технического проекта нового VW Touareg.

Гибридный Touareg - для кого он? Почему такой автомобиль вообще появился в модельном ряду Volkswagen?

Прежде всего, мы разрабатывали этот автомобиль для клиентов, которые обладают развитым "экологическим сознанием", и которые хотели бы показать окружающим, что они преданы "зеленым" принципам. Вторая группа покупателей - это те, кто хочет приобрести инновационный продукт под маркой Volkswagen.

Если посмотреть на характеристики дизельного Touareg и гибридного, то они практически одинаковы по выбросам СО2, а по расходу топлива дизель получился даже эффективнее. При этом гибрид - ощутимо дороже. В чем его смысл? Быть может, нужно было делать дизельный гибрид?

Изначально мы ориентировали гибридную версию Touareg на рынок США, где спросом пользуются в первую очередь бензиновые двигатели, и где дизели пока еще ассоциируют с грузовиками. Однако когда мы увидели, каким интересом пользуется этот гибрид, было принято решение расширить рынок сбыта на другие страны - на Германию, Россию, Китай и так далее.


Гибридный привод построен по параллельной схеме - трехлитровая бензиновая "шестерка" с приводным нагнетателем, позаимствованная у Audi S4 (333 лошадиные силы) и 46-сильный электромотор, расположенный между двигателем внутреннего сгорания и восьмиступенчатым "автоматом", могут работать как по отдельности, так и вместе. На скоростях до 50 километров в час и при малой нагрузке гибридный "Туарег" способен передвигаться исключительно на электротяге.

Чем обусловлена высокая стоимость гибридного "Туарега"? Что самое дорогое в его конструкции - какой узел, какие технологии?

В первую очередь, конечно, высоковольтные батареи. Затем идет электромотор и вся электроника. Необходимо помнить, что в гибриде нам приходится соединять низковольтную сеть с высоковольтной, а это сложно и дорого.

К тому же, на данном этапе развития авторынка многие узлы, используемые в гибридных автомобилях, пока выпускаются слишком малыми тиражами, и потому стоят довольно дорого. Мы ждем, что со временем стоимость комплектующих понизится.

Какие особенности эксплуатации гибридов? Предполагается ли специальная адаптация гибридных VW Touareg, которые будут продаваться в России?

В принципе, никаких "ездовых" особенностей у гибрида нет - для водителя и пассажиров машина с гибридной силовой установкой воспринимается как обычный автомобиль. Если же говорить об эксплуатации, то гибридный автомобиль не требует специального сервисного обслуживания.

Что касается России - мы испытывали гибридный Touareg на российских дорогах и остались довольны результатами. В итоге, никакой специальной адаптации гибрид для России не проходил. Никаких ограничений - ни температурных, ни по условиям эксплуатации - для наших гибридов тоже нет.

К тому же, это было ключевым условием разработки гибридного "Туарега" и вывода его на рынок - мы изначально поставили перед собой задачу, чтобы гибридный Touareg оставался в первую очередь "Туарегом".


Йохен Бёле, как и все немцы, не слишком разговорчив и не любит рассказывать больше того, о чем у него спрашивают - такова корпоративная этика. Однако своей гордости за новый "Туарег" Бёле не скрывает.

Существует ли специальная методика испытаний гибридных моделей?

Самая большая проблема, с которой мы столкнулись в процессе доводки гибрида на базе "Туарега" - это настройка узла, который заведует синхронизацией двигателя внутреннего сгорания и электромотора. Необходимо, чтобы водитель не замечал момент подключения или отключения бензинового мотора, чтобы не было рывков или пауз.

Могу сказать, что на первых прототипах этот узел работал не совсем гладко, и на решение этой проблемы мы потратили почти три года! Но сейчас смену режима работы гибридной силовой установки водитель замечает только по тому, что стрелка тахометра вдруг поползла вверх.

Какими цифрами выражается ресурс гибрида? Нет ли необходимости менять некоторые узлы чаще, чем на обычной машине?

Мы закладываем ресурс 10 лет. И если верить результатам испытаний, то все узлы в состоянии проработать без каких-либо проблем намного дольше. В том числе и батареи. К слову, именно поэтому мы решили использовать никель-металлгидридные аккумуляторы, а не литиевые. Они надежнее и долговечнее.

Какие перспективы развития гибридных силовых установок в контексте полноприводных автомобилей Вы видите? Например, замещение традиционных систем полного привода электромоторами, которые при необходимости создают крутящий момент на ведующей оси?

Пока мы не планируем внедрять подобные полноприводные системы - с электромоторами в приводе одной из осей. Более эффективной кажется схема, в которой электромоторы будут работать на каждой из осей и приводить в движение каждое колесо в отдельности. Но это лишь в будущем. Пока же мы остаемся сторонниками классических полноприводных схем с гибридной силовой установкой - по аналогии с гибридным "Туарегом".

Почему? В чем минус "усредненной" системы, когда колеса одной оси приводятся в движение традиционным мотором, а колеса второй оси - электродвигателем?

Мне кажется, что при использовании такой конструкции возникнут определенные трудности в настройках синхронизации двигателей. Особенно при динамичной езде.


У нового "Туарега" два варианта полноприводной трансмиссии - "простая", на базе дифференциала Torsen, которая идет в базовой комплектации всех версий внедорожника, и "продвинутая", с раздаткой и принудительными блокировками центрального и заднего дифференциалов. Второй вариант можно заказать в качестве опции в комплекте с пакетом Terrain Tech.

Если на секунду отвлечься от гибридов, то какие перспективы развития полноприводных трансмиссий на автомобилях Volkswagen Вы видите? Что с ними произойдет - они будут упрощаться, усложняться?

Полноприводные трансмиссии безусловно будут совершенствоваться. В том числе и за счет упрощения. Например, полноприводная система на новом "Туареге" (построенная на базе трансмиссии с дифференциалом Torsen, - примечание "Авто.Ленты") весит почти на 50 килограммов меньше, чем раньше. При этом VW Touareg второго поколения, фактически, обладает теми же показателями проходимости, что и его предшественник.

Но я подчеркиваю, что мы день за днем продолжаем работать над новыми технологиями - в том числе и над технологиями полного привода.

Какое будущее ждет гибриды? В каких рыночных сегментах гибридные автомобили будут наиболее востребованы?

Мы по-прежнему считаем гибридные модели лишь промежуточным звеном между автомобилями с традиционными двигателями внутреннего сгорания и полноценными электрокарами.

Скоро мы покажем гибридный седан VW Jetta, который будет продаваться и в США, и, возможно, в России. Но уже через два года на рынок выйдет VW Golf полностью на электротяге, а к 2013 году мы покажем электромобиль Up!.

Однако скорость "электрофикации" автопарка будет зависеть не только от производителей. Например, власти крупных городов могут ввести специальные условия для владельцев электрокаров - позволить им беспрепятственно въезжать в центр города, или предоставить еще какие-то льготы. Ну и, конечно, очень важна инфраструктура - станции подзарядки и так далее.


В последнее время прототипы гибридов и электрокаров под маркой Volkswagen появляются с завидной регулярностью. Этот концепт - "экологически чистое такси" Milano Taxi, построенное на базе перспективного семейства Up!, был показан в апреле на выставке в Ганновере. Запас хода - до 300 километров, а 80-процентная зарядка батарей занимает всего один час.

Говоря о промежуточном шаге - есть гибриды, которые используют для движения электромоторы, питание для которых обеспечивают компактные двигатели внутреннего сгорания, работающие только как генераторы. Чем плох такой вариант?

Ничем. Мы тоже изучаем перспективы такой технологии. Другое дело, что у каждого типа гибридных или электрических силовых установок есть свои плюсы и минусы. И мы хотим посмотреть - какая из технологий окажется наиболее перспективной, наиболее востребованной у потребителей. Пока же мы продолжаем работать во всех направлениях одновременно, чтобы оставаться во всеоружии при любом векторе развития рынка. Авто.Лента