Эй, прохожий, проходи!

Мэрия Москвы хочет разрешить эвакуацию автомобилей с тротуаров

Мэр Москвы Юрий Лужков на этой неделе внес в Мосгордуму законопроект, разрешающий эвакуацию автомобилей с тротуаров в ситуации, когда они мешают пешеходам. Для этого разработчики документа предлагают добавить в пункт 1 статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) ("Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации") положение, по которому припаркованный на тротуаре автомобиль разрешено эвакуировать на штрафстоянку, если он "создает препятствия для движения пешеходов". Сейчас за это правонарушение, согласно пункту 3 статьи 12.19 КоАП, полагается лишь денежный штраф в размере 300 рублей.

Почему такой законопроект придумали московские чиновники, понятно. В столице, из-за катастрофической нехватки парковочных мест, нарушение правил остановки давно стало привычным делом. Вопрос, однако, в другом - поможет ли принудительная эвакуация хотя бы частично решить транспортные проблемы главного мегаполиса России?

Хороший повод
По действующей редакции КоАП сотрудники ГИБДД имеют право эвакуировать легковой автомобиль в следующих случаях:

- если у водителя нет при себе прав или документов на машину

- если неисправна тормозная система автомобиля

- если водитель не имеет водительского удостоверения или лишен прав

- если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения

- если автомобиль припаркован на проезжей части с нарушением ПДД и является помехой для движения других транспортных средств, или остановился в тоннеле

- если водитель не выполняет требование сотрудника ГИБДД пройти медицинское обследование на состояние алкогольного опьянения

Главный аргумент авторов законопроекта в пользу предложенного ужесточения КоАП – эвакуация как метод воздействия на автомобилистов доказала свою работоспособность. В пояснительной записке к внесенному в Мосгордуму документу содержится статистка, согласно которой количество автомобилей, отправленных на штрафстоянки с улиц Москвы за нарушение правил парковки и создание помех движению другим участникам дорожного движения (в том числе и за стоянку в тоннеле), в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, снизилось на 15 тысяч штук - за год было перемещено "всего" 90 тысяч 52 машины.

Исходя из этих цифр, московские чиновники делают вывод, что "задержание, как обеспечительная мера, позволяет снизить количество совершаемых правонарушений", и надеются, что данный законопроект будет работать "на улучшение транспортной ситуации" и "в других городах России".

Действительно, статистика - вещь упрямая, и придраться к ней сложно. Однако многие российские правозащитники считают, что предлагаемая Лужковым законодательная норма работать не будет. К примеру, президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, что припаркованные на тротуарах машины даже после внесения изменений в КоАП никто не будет трогать, так как в статье кодекса, которая запрещает оставлять машины на тротуаре, нет точной формулировки, какой именно автомобиль следует считать помехой для движения пешеходов. "К примеру, не ясно, является ли таковой машина, которую можно обойти по проезжей части, если она припаркована во дворе. Ведь здесь пешеходы имеют право двигаться не только по тротуарам", - пояснил он "Авто.Ленте".

А руководитель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин вообще считает, что главная проблема законопроекта заключается в том, что московские чиновники неверно понимают юридическую суть эвакуации. "Задержание автомобиля - это не наказание. Наказание - это штраф, а задержание - лишь способ обеспечения наказания. Не случайно эвакуация предусмотрена не за все правонарушения", - заявил правозащитник корреспонденту газеты "Коммерсант". И он прав, потому что, согласно действующему законодательству, перемещение машины на штрафстоянку для российских автомобилистов ничего не стоит - они оплачивают лишь штраф за нарушение ПДД.

Еще одна проблема, как пояснил "Авто.Ленте" заместитель начальника ДОБДД России Владимир Кузин, кроется в самом "дорожном" законодательстве. Дело в том, что Правила дорожного движения запрещают парковку на тротуарах, если в этом месте не установлен знак 6.4 "Место стоянки" с одной из табличек, разъясняющих конкретный "способ постановки транспортного средства на стоянку". Однако наказание за нарушение этих правил водитель несет по КоАП, а в нем штраф за парковку на тротуаре предусмотрен только в одном случае - если машина "создает препятствие для движения пешеходов".

В результате, по словам Кузина, возможна ситуация, когда водитель, бросив машину с нарушением ПДД (например, поставив ее задними колесами на проезжую часть, а передними - на тротуар), формально КоАП не нарушает, так как его машину нельзя считать припаркованной на тротуаре. А значит, даже с поправками от московских чиновников такой автомобиль эвакуировать на штрафстоянку за создание помех пешеходам тоже будет нельзя.

Наконец, есть проблемы и с технической реализацией предложения Лужкова. С одной стороны, эвакуаторы на базе малотоннажных грузовиков "ЗИЛ" и "МАЗ", из которых и состоит автопарк столичной Городской службы перемещения транспортных средств (ГСПТС), могут "достать" припаркованные на тротуаре автомобили даже в том случае, если у оператора эвакуатора нет возможности подъехать к ним вплотную. Как рассказали "Авто.Ленте" в официальном представительстве завода "МАЗ" в Москве, устанавливаемый на городские эвакуаторы кран-манипулятор способен вытягивать стрелу на шесть метров, а его грузоподъемность при этом составляет 1850 килограммов. То есть, его технических возможностей достаточно для эвакуации большинства среднеразмерных седанов и многих моделей кроссоверов, которые "прячутся" за газонами или другими автомобилями, припаркованными вдоль дороги.


Эвакуатор на базе малотоннажного грузовика "МАЗ" с краном-манипулятором австрийского производства, который, по мнению экспертов, может "доставать" неправильно припаркованные автомобили даже из второго ряда

Но с другой стороны, по словам пресс-секретаря ГСПТС Баирты Китиновой, имеющейся техники не хватает даже для решения текущих задач. В распоряжении московской ГСПТС всего 100 спецмашин, из которых одновременно на дорогах города могут работать только 70 автомобилей. Ведь эвакуаторы используются не только для патрулирования загруженных городских улиц, но и для обеспечения свободного подъезда во время общественных или политических мероприятий, а также для ликвидации заторов, возникших из-за серьезных аварий.

Поэтому, если закон об эвакуации автомобилей с тротуаров будет принят, для воплощения его в жизнь хотя бы в Москве, скорее всего, просто не хватит спецтехники.

Вот и приходится констатировать, что законопроект, предложенный московскими чиновниками, больше похож на имитацию деятельности по решению транспортных проблем Москвы, чем на реальные шаги по улучшению дорожной обстановки. Такой же точки зрения придерживаются и правозащитники. "Пока в городе не появится достаточное количество парковочных мест, люди будут вынуждены бросать свои автомобили с нарушением правил, в том числе и на тротуарах. Вводить карательные санкции в такой ситуации – это все равно, что запретить всем гражданам России жить в квартирах, а потом ходить по домам и арестовывать всех подряд за нарушение этого закона", - заявил "Авто.Ленте" Виктор Травин.

И если посмотреть на "перенаселенные" автомобилями улицы вокруг столичных бизнес-центров, внутренние парковки которых способны вместить в лучшем случае десятую часть автомобилей сотрудников компаний-арендаторов, то с мнением Травина сложно не согласиться.