Гонки без ответственности

Кто виноват в автокатастрофе во время уличных гонок?

В минувшие выходные, в ночь с 18 на 19 сентября, в промзоне на юге Москвы произошла крупная авария во время уличных гонок. Примерно в 4 утра на Промышленной улице в районе дома номер 10 автомобиль Nissan Skyline потерял управление и врезался в толпу. В результате, один человек погиб на месте, еще пятеро получили ранения различной степени тяжести.

Утром, когда информация о случившемся появилась в информационных агентствах и СМИ, она содержала, в том числе, и позицию официальных властей по этому делу: случившееся - вина водителя. Однако позднее к обсуждению аварии в интернете подключились участники и зрители уличных гонок, которые стали выдвигать собственные теории о том, почему произошла катастрофа и кто в ней виноват.

Официально

Об аварии агентствам сообщили неназванные источники в МВД. В частности, сообщалось, что водитель "Скайлайна" скрылся с места ДТП, забрав транзитные номера со своего "Ниссана" и пересев в другой автомобиль. Позже дежурный офицер управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Анатолий Ластовецкий подтвердил информацию о количестве погибших и пострадавших, заявив, что водитель был задержан патрульно-постовой службой и уже дает показания.

При каких обстоятельствах, а также в какое время поймали виновника аварии, не сообщалось. По версии РИА Новостей, это произошло в 4:50 утра, по данным "Интерфакса" - "спустя несколько часов" после аварии. В интервью Первому каналу руководитель пресс-службы УВД Южного административного округа Москвы Валерий Бузовкин заявил, что водитель был задержан спустя два часа - то есть, около 6 утра.

Кроме того, милиционеры сообщили, что на водителя "Скайлайна" уже заведено уголовное дело по статье 264 Уголовного кодекса РФ - за нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека. При этом, по данным правоохранительных органов, молодой человек сознался в своей вине. На этом официальная информация заканчиваются и начинаются версии очевидцев события и измышления средств массовой информации.

Так, по всем СМИ мелькало лицо одного из зрителей - мужчины, который рассказывал в интервью телевизионным каналам примерно одну и ту же версию: водитель въехал в зрителей, которые стояли вдоль дороги. В итоге, одному человеку из семерых удалось избежать травм, а сам водитель врезался в дерево. О последнем факте свидетельствовало видео и фото с места аварии.

Позже в интернете появился ролик, снятый во время происшествия. Саму аварию он не зафиксировал - только старт автомобилей и испуганные возгласы зрителей после того, как машина неожиданно вильнула и врезалась в толпу.

От средств массовой информации ждали новых подробностей, а они, в свою очередь, ждали новых официальных заявлений. Несмотря на то, что ГИБДД пообещала проверить водителя на содержания алкоголя в крови еще утром 19 сентября, никаких данных о его состоянии не было ни вечером, ни утром 20 сентября. СМИ начали собственное расследование, в ходе которого выяснилось: водителя, сбившего зрителей, зовут Сергей Ефимов. Ему 27 лет, он директор одного московского автосалона и... профессиональный гонщик.


Автомобиль, которым управлял Ефимов - Nissan Skyline 1989 года выпуска, который дорабатывался силами его владельца. По сообщениям на форумах, эта машина обладала мотором мощностью "более 500 лошадиных сил".

Утром в понедельник правоохранительные органы сообщили СМИ, что виновник аварии в настоящее время находится в больнице с черепно-мозговой травмой и что вопрос о его аресте будет решаться только после выздоровления.

"Проклятый" Nissan

Между тем, еще в день автокатастрофы "Комсомольская правда" связалась с друзьями Ефимова. Они заявили корреспондентам газеты, что "скорее всего, проблема в машине". "На этот проклятый Nissan он пересел совсем недавно. До этого ездил на серебристом Subaru. Но за рулем он очень давно. Это вам не любитель. Это настоящий профессионал, несмотря на то, что ему всего 27 лет", - цитирует газета одного из друзей Сергея.

Кроме того, за Ефимова вступилась его знакомая Валерия, которая присутствовала во время гонок. Ее сообщение на форуме Smotra.ru опубликовал юзер Junior, а позже его процитировали еще в нескольких форумах и блогах. В частности, девушка просила "тех, кто не знает, не писать чушь" - в частности, о том, как задерживали Сергея.

По словам Валерии, Ефимов сам явился с повинной - было это в 7 часов утра, что незначительно расходится с временем официальной версии. Кроме того, защитница Ефимова заявила, что он "никуда не убегал", однако, судя по ее рассказу, она и ее молодой человек Павел, тоже друг Сергея, искали его почти три часа и не могли найти, пока он не объявился у одного из своих знакомых. Эту "пропажу" Валерия объяснила шоком Сергея, который "плохо понимал, что происходит вокруг".

Особенно девушка сокрушалась из-за того, что о Сергее "пишут и говорят как о бездушной скотине". Как следует писать и говорить о человеке, который сразу после аварии, повлекшей гибель человека, снял номера с машины и уехал в неизвестном направлении, Валерия не уточнила.

Всем форумом

Больше всего тема сбитых во время заезда зрителей задела тех, кто имеет непосредственное отношение к уличным гонкам - или является их постоянным участником, или регулярно посещает подобные мероприятия.


Первые легальные уличные гонки в Москве были проведены в мае 2007 года на аэродроме в Тушино

Мольбам Валерии о помощи внял один из основателей форума Smotra.ru - Эрик Давидыч. Он поругался на СМИ, заявив, что они "как всегда" все переврали. В частности, Эрика особенно задело то, что некоторые средства массовой информации сообщили о директорстве Ефимова, который на самом деле был всего лишь менеджером автосалона. Кроме того, его возмутила и официальная позиция милиции, которая записала себе в заслуги задержание Ефимова. В качестве доказательства правоты своих слов Эрик Давидыч разместил видео, на котором девушка Валерия на камеру произносит текст, напоминающий ее более ранее сообщение на форуме.

В конце своего сообщения основатель "Смотры" призвал всех откликнуться на горе людей и помочь семьям погибшего и пострадавших.

Однако среди участников дискуссии большинство скатились к обсуждению работы СМИ, а также попытались заочно найти виноватого в аварии. Один из читателей усмотрел в телевизионных сюжетах "гонение на гонки", другие переживали, что по одному неудачливому стритрейсеру о всех уличных гонщиках будут думать как об "отморозках"... Вот несколько цитат:

"Очень жалко водителя и всех пострадавших. "Грозит до пяти лет лишения свободы" - просто п***ц. Погибшего зрителя тоже жалко конечно, и хозяин авто должен понести какое-то наказание,но в тюрьму это слишком серьезно".

"Изначально больше всего жалко водителя было... Он не в городе же летал, а на мероприятие закрытое поехал, а пострадавшие, они же не просто пешеходы, они знали на что идут... В общем действительно очень жалко парня, такое могло произойти со многими из нас, кто хоть раз участвовал в гонках".

"Страшно это очень. Конечно, водитель "Ская" не виноват, так как 402 метра - крайне опасное мероприятие. Но ведь и парня на этот свет не вернуть. Глуп тот, который ищет виноватых. Виноватых в этой ситуации нет, все - пострадавшие. Только кто-то понесет наказание, а кто-то потерял друга/брата/сына. Тут плакать надо, а не брызгать желчью".

При этом почему-то никто даже не заикнулся об ответственности, которую берет на себя любой водитель, садящийся за руль. Тем более если он профессиональный гонщик, решивший поучаствовать в нелегальных заездах.

Были, конечно, несколько комментариев, в которых люди просто предлагали сдать кровь или выражали соболезнование близким погибшего, не пытаясь оправдать водителя "Скайлайна". Однако их было гораздо меньше, чем тех, кто сваливал произошедшее на "судьбу" или "случай".


Сейчас официальные заезды на 402 метра в Москве не проводятся - аренда трассы в Тушино оказалась слишком дорогой, зато профессиональные "дрэг-стрипы" уже есть в Красноярске, в Нижнем Новгороде и многих других городах России.

Кто виноват?

Авария, произошедшая на Промышленной улице, - случай не единичный. Только весной этого года в Москве произошло две крупных аварии, вызвавшие обсуждение в СМИ. Первая из них случилась на Воробьевых горах возле МГУ. Тогда в автомобили, участвующие в гонках, врезалась машина, проезжавшая мимо. Вторая авария произошла на Краснопресненской набережной, и в результате нее также погиб зритель.

Между тем, по различным данным, только в Москве и области в выходные соревнования проводят 7-9 клубов. Сколько всего таких соревнований за одну ночь проходит по всей России, подсчитать сложно.

Кто виноват в автокатастрофе на Промышленной улице и какое наказание должен понести виновник, решат следствие и суд. Скорее всего, тогда же станут известны все обстоятельства дела - в каком состоянии находился водитель "Ниссана" и был ли автомобиль технически исправен.

Однако вне зависимости от того, кого признают виновным, произошедшее в очередной раз продемонстрировало неспособность большинства людей брать ответственность на себя - от аварии пытаются откреститься все. Между тем, хоть это и кажется абсурдным, но виноваты тоже все. И ГИБДД, которая перестала "разгонять" подобные мероприятия, и организаторы гонок, которые не хотят проводить их на закрытых трассах (например, в Тушино) из-за дороговизны и которые чаще всего не способны обеспечить безопасность заездов, и зрители, которые лезут под колеса автомобилей.

При этом вина всех вышеперечисленных ни в коей мере не снимает ответственность с самого водителя. Можно, конечно, списать произошедшее на случайность. Однако "случайно" - это когда один на трассе, и вокруг тебя никого нет. Но в городе, на расстоянии вытянутой руки до зрителей, на мощном автомобиле - слишком много "но" для простой случайности.