Дакар по-русски

Итоги ралли-рейда "Шелковый путь" глазами журналиста Ленты.ру

В субботу, 18 сентября, в Сочи завершился второй ралли-рейд "Шелковый путь", стартовавший 11 сентября из Санкт-Петербурга. Большинство участников успешно преодолели более 4700 километров по России, из которых 2014 пришлись на спецучастки.

Группа журналистов, приглашенная командой Volkswagen Motorsport, преодолела практически такой же путь на обычных турбодизельных внедорожниках Volkswagen Touareg. Спецучастков, правда, у нас было поменьше, но бездорожья - хватало.

Перед стартом

Говоря откровенно, в том, на каких машинах финишируют победители рейда, никаких сомнений не было еще до старта. Конечно же, заводская команда Volkswagen, в отсутствие конкурентов из BMW, выглядела явным фаворитом абсолютного первенства, и вопрос сводился лишь к тому, кто именно из гонщиков VW одержит победу в марафоне.

Годом ранее, на "Шелковом пути-2009", проходившем между Казанью и Ашхабадом, это удалось Сайнсу. Он же считался основным претендентом и в 2010 году - ведь двукратный чемпион мира по ралли был единственным пилотом, получившим в свое распоряжение обновленный Volkswagen Race Touareg III, тогда как его напарники, Жиньель де Вильер, Нассер Аль-Аттия и Марк Миллер, стартовали на машинах предыдущего поколения. Впрочем, сам Сайнс не спешил с прогнозами.


Команда Volkswagen выставила на гонку сразу четыре экипажа. Команда "КАМАЗ-Мастер" - семь.

"Понятия не имею, что за маршрут нас ждет, но я в этом плане полностью доверяю организаторам, - заявил он. - Гонка в любом случае не обещает быть легкой прогулкой – не сомневаюсь, что мои партнеры по команде Volkswagen постараются осложнить мне жизнь. С тем же де Вильером я соревнуюсь уже лет 30, мы хорошо знаем друг друга. Да, у меня новая машина, но она не сильно отличается от предыдущей, и вряд ли даст мне заметное преимущество".

В этой связи многие вспоминали последний "Дакар", где пилоты Volkswagen уверенно опережали соперников, но незадолго до финиша Аль-Аттия сумел навязать борьбу Сайнсу. Тогда дуэль двух пилотов немецкой команды закончилась в пользу испанца, но на "Шелковом пути" катарец готовился взять реванш.

В категории грузовиков ситуация казалась также достаточно простой - разумеется, все ждали победы от шестикратного чемпиона "Дакара" Владимира Чагина на полностью обновленном "КАМАЗе", про тесты которого мы подробно рассказывали. Остальные шесть экипажей получили в свое распоряжение не столь современные машины. Соперничать с "КАМАЗами", как всегда, никто толком не мог - даже Tatra Алеса Лопрайса в последние годы не выдерживала темпов развития, заданных командой из Набережных Челнов.


На подиуме Дворцовой площади побывали самые экзотичные автомобили. В их числе был и багги SMG Маттиаса Кале.

Окончательно все вопросы снял отказ от участия главного конкурента "КАМАЗовцев", Жерара де Роя, выступающего за собственную команду. Жерар травмировал спину в прошлогоднем "Шелковом пути" и решил не рисковать усугублением травмы перед "Дакаром". Правда, команда все же выставила два грузовика на гонку, но Пеп Вила Рока и Хьюго Дюйстер не могут похвастаться тем опытом, что есть у де Роя.

Конечно, у Чагина также были конкуренты внутри команды - и в первую очередь речь идет о Фирдаусе Кабирове, двукратном победителе "Дакара". Кабиров одержал победу в "Шелковом пути-2009" и намерен был повторить свой успех.

"Разумеется, я надеюсь победить в этой гонке, - сказал он перед стартом. - Конечно, у Чагина новая машина, которая имеет определенное преимущество, но в остальном мы в команде равноценные партнеры. С другой стороны, конечно, для нас эта гонка – в первую очередь подготовка к "Дакару". Это ведь единственная возможность проверить себя и машину в таких условиях – дистанция тут по протяженности равна половине "Дакара", а все остальные ралли-рейды гораздо короче".

Начало

Официальный старт гонки был дан на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Разумеется, в действительности соревнования начинались не здесь - ралли-рейды не проходят по улицам городов. До "боевого" старта нужно было еще добраться - проехать 159 километров по обычным дорогам - так называемому лиазону.

А настоящий старт на этот раз был "боевым" во всех смыслах - короткий 86-километровый спецучасток был проложен по танковому полигону, расположенному неподалеку от Луги. Машины отправлялись туда прямо с подиума, и ехали достаточно быстро - ведь время, за которое необходимо добраться до старта, лимитировано. В результате мы этот доп увидеть не успели и отправились прямо в Старую Руссу, где был расположен бивуак.

Но по пути мы наткнулись на пункт обслуживания команды Volkswagen, расположенный в местной деревне, где машины приводили в порядок перед лиазоном до финиша. Вид суперсовременных гоночных "Туарегов" на фоне древних деревянных домов и бараков был поистине эпичным.


Российская глубинка оказалась в буквальном смысле на передовой гоночных баталий

Тут же стало известно о неудаче Марка Миллера, который проиграл лидеру, де Вильеру, более получаса из-за технических сбоев и фактически утратил все шансы на победу уже в первый день гонки. "Из-за грязи электрика турбины намокла и вышла из строя, - пояснил Марк. - Я потерял на этом около 30 минут, и теперь борьба за победу практически окончена - максимум, на который я могу рассчитывать, это финиш на четвертом месте. Конечно, у моих партнеров тоже могут быть проблемы - ошибки в навигации, поломки, и так далее. Но мы одна команда, и я бы этого не хотел".

Прибыв на бивуак, мы узнали новости и о других командах. Так, обе машины команды де Роя получили огромный штраф и также фактически выбыли из борьбы за победу - экипаж Хьюго Дюйстера заблудился, а Пеп Вила умудрился перевернуть свой Iveco. Сломался и заводской "МАЗ" Петра Орсика, проигравшего в итоге Чагину полтора часа. А в зачете автомобилей большой сюрприз преподнес Борис Гадасин на прототипе Proto G-Force, навязавший борьбу Volkswagen.


По уровню профессионализма с Volkswagen Motorsport не могла тягаться ни одна другая команда ралли-рейда

Тем временем в расположении Volkswagen вовсю кипела работа. Именно на бивуаке стало понятно, почему же немецкая команда так сильно опережает конкурентов. Конечно, качество машин и уровень пилотов здесь находятся на высочайшем уровне, но еще значительнее, хотя это и не так заметно, разница в уровне профессионализма команд.

Сразу после прибытия "Туареги" были разобраны, и группа инженеров принялась изучать телеметрию с бортовых компьютеров автомобилей. Тем временем механики внимательно проверяли все узлы и каждую деталь в отдельности, в поисках малейших отклонений от нормы. Ближе к ночи машины были собраны и отправлены на хранение. Надо заметить, что за все время ралли-рейда ничего подобного в других командах мы не видели.

Выбор пути

Второй спецучасток, стартовавший на следующий день и прошедший между Старой Руссой и Вязьмой, также задал журналистам логистическую головоломку - он состоял из двух этапов, A и B, по 100 километров каждый, разделенных 130-километровым лиазоном. Первый проходил большей частью по узким лесным дорогам, где участников поджидали внушительных размеров грязевые ванны. В них в итоге застряло немало "легковушек", некоторые из которых помешали и грузовикам.

Мы этого, впрочем, не видели, так как отправились на вторую часть допа, который представлял собой скорее трассу для классического ралли, чем для ралли-рейдов. В таких условиях, разумеется, значительное преимущество получили раллисты Карлос Сайнс и Нассер Аль-Аттия. А в зачете грузовиков неожиданную победу одержал молодой Эдуард Николаев, опередивший Кабирова и Чагина на полминуты.


Предоставленные нам Volkswagen Touareg были совершенно стандартными, но испытание бездорожьем перенесли с честью

По ходу дела нам довелось впервые испытать свои серийные "Туареги" на настоящем бездорожье - сначала на гравии и ухабистой "грунтовке", а на следующий день, во время путешествия от Вязьмы в Липецк - в открытом поле. Машины, надо сказать, справились с испытанием с честью - пять "Туарегов" без проблем прошли по российским "направлениям", обошлось лишь одним проколом (на машине немецких фотографов), да разбитой противотуманкой (на моей).

А вот для некоторых участников рейда третий день оказался гораздо более несчастливым. Тяжелую аварию потерпел израильский экипаж Нитцана Шекеля и Дова Неумана, выступавших на Mitsubishi Pajero. На 187 километре допа их автомобиль врезался в дерево, и оба спортсмена были госпитализированы.


Фирдаус Кабиров навязал острую конкуренцию Владимиру Чагину, и долгое время именно его притязания на победу выглядели наиболее серьезно

Зато для Кабирова день сложился более чем удачно - он смог отыграть у всех конкурентов более десяти минут и уверенно возглавил зачет грузовиков. Вторым, как ни странно, финишировал Алес Лопрайс, а Чагин остался лишь третьим. В зачете автомобилей мощь машин Volkswagen, наконец, сказалась в полной мере, и они "привезли" всем остальным участникам, включая здорово начавшего рейд Гадасина, 15 минут.

Впрочем, уже на следующий день для Гадасина это потеряло всякое значение - его G Force Prototype перевернулся. И хотя пилот и штурман в аварии не пострадали, машина получила слишком сильные повреждения для того, чтобы продолжить гонку. Таким образом пилоты Volkswagen потеряли своего единственного конкурента.

Участок повышенной аварийности

Первые же этапы внесли в прогнозы некоторые коррективы. Конечно, "КАМАЗ" и Volkswagen, как всегда, оказались вне конкуренции, но вот внутри команд лидерами оказались совсем не те, от кого этого ожидали. Так, в зачете легковых автомобилей три из первых четырех этапов выиграл де Вильер! И хотя на втором допе он потерял довольно много, перед пятым спецучастком именно южноафриканец возглавил турнирную таблицу, опережая Сайнса на полторы минуты.


На первых этапах Жиньель де Вильер удивил своей скоростью даже главу Volkswagen Motorsport Криса Ниссена. Но уже на пятом спецучастке "Шелковый путь" для него закончился.

Мы беседовали с де Вильером после финиша четвертого СУ в Волгограде, и Жиньель явно находился в приподнятом настроении. "Пока ралли оставляет прекрасное впечатление, - сказал он. - Очень нравится и гонка, и страна - да вообще, все просто превосходно. Пока я лидирую, но отрыв невелик - минута и 39 секунд. Для ралли-рейдов, с их огромными дистанциями, это мало что значит - за один СУ тут можно отыграть две минуты.

Вообще, все гонщики Volkswagen близки по силам - у всех быстрые машины, ни у кого нет проблем с надежностью и навигацией... В таких условиях сражаться непросто. Да, машина Сайнса чуть отличается от нашей, но по сути его задача такая же - ехать чисто, без ошибок и поломок. Но на самом деле не так уж важно, кто из нас победит - для нас главное успех команды".

Карлос Сайнс, впрочем, вновь призывал не делать поспешных выводов. "Настоящий ралли-рейд начался только сегодня, - сказал он. - Решающими окажутся ближайшие три дня, на сверхдлинных спецучастках. А что касается моей машины, то единственное ее преимущество - улучшенная система охлаждения. В результате на четвертом этапе мой автомобиль грелся на 8-9 градусов меньше, чем у остальных".


Новейший Race Touareg III Карлоса Сайнса фактически получил на "Шелковом пути" боевое крещение.

"Матадор", как называют Сайнса болельщики, в очередной раз оказался прав. Уже на следующий день лидер гонки де Вильер перевернул свой Touareg, неудачно прыгнув с бархана. В целом машина получила не такие уж сильные повреждения, но после приземления на крышку "багажника" вышла из строя система охлаждения. На этом ралли-рейд для де Вильера был закончен.

А в лидеры вышел Карлос Сайнс. Причем его отрыв от напарников практически снимал вопрос о победителе "Шелкового пути" - испанцу оставалось только финишировать. В зачете грузовиков Чагину удалось немного приблизиться к Кабирову, но расстояние между двумя партнерами по команде "КАМАЗ-Мастер" по-прежнему было велико.


Без своего лидера команде де Роя блеснуть не удалось.

Стоит заметить, что пятый этап, проходивший между Волгоградом и Астраханью, в наибольшей степени напоминал привычные ралли-рейды. Участники рейда больше не имели возможности пользоваться дорогами - их путь лежал по пустыне, среди дюн и барханов, и направление движения приходилось искать по азимуту. С этой задачей справились далеко не все - в зачете легковых автомобилей штрафы получили сразу 11 пилотов!

Немного поплутали по барханам и мы. Определить, за каким из них проедут пилоты, было довольно сложно. Под конец наших мучений один из "Туарегов" плотно сел днищем на вершину бархана и наотрез отказался с нее съезжать. На помощь пришли украинские коллеги, "сдернувшие" машину при помощи троса.

В последний момент

Шестой этап, проходивший между Астраханью и Элистой, оказался ключевым для зачета грузовиков и закончился небольшим скандалом, о котором мы уже подробно рассказывали. Суть его в том, что организаторы по ошибке разместили одну из контрольных точек, которую обязаны проходить пилоты, вне легенды, выданной их штурманам.

В результате Кабиров и Чагин пропустили "чекпойнт" и долго плутали по степям Калмыкии в его поисках. А победу одержал молодой Эдуард Николаев, опередивший обоих "мэтров" на 50 минут. Такой огромный отрыв позволил ему выйти в лидеры зачета и практически гарантировать себе победу в ралли-рейде.


Эдуард Николаев мчится к своей решающей победе на шестом спецучастке

После финиша штурман Кабирова, Айдар Беляев, пожаловался в оргкомитет на произошедшее - ведь по регламенту размещать так контрольные точки нельзя. Но посовещавшись, комиссары решили ничего не менять - по их мнению, все пилоты оказались в равных условиях, и если большинство сумели справиться с ситуацией, значит и у Кабирова с Чагиным такая возможность была.

Мне такая позиция до сих пор кажется весьма спорной - ведь если Беляев хорошо знал регламент, то он и предполагать не мог, что контрольная точка окажется вне легенды, и просто вел своего пилота по маршруту. А преимущество в результате получили те, кто регламент не знал... Но с другой стороны, конечно, всегда лучше, когда победитель определяется на трассе, а не в кабинетах.

Так или иначе, но вопрос о победителе в обоих зачетах к этому моменту был снят. В легковых автомобилях, несмотря на победу Нассера, уверенно лидировал Сайнс. В грузовиках на первое место с огромным преимуществом вышел Николаев. Оставшиеся два этапа, по сути, превратились в формальность.

Тем более что сверхскоростной доп между Элистой и Буденновском (сразу после которого машины ждал огромный 442-километровый лиазон до Майкопа) практически не давал шансов отыграться, а последний спецучасток в Сочи имел длину лишь 16 километров и был скорее показательным. По расчетам организаторов, на нем гонщики должны были 24 раза преодолевать броды, поднимая тучи брызг - на радость фотографам и местным жителям. Правда, на деле оказалось, что часть рек пересохла и водных преград было значительно меньше.


Последний спецучасток был интересен разве что многочисленными водными преградами

Ближе к Майкопу рельеф местности начал стремительно меняться. Равнины, степи и пустыни отступали, их сменяли горные массивы, с каждый километром становившиеся все выше. Между Майкопом и Туапсе мы преодолели два горных перевала - и это было впечатляюще. Приемистый двигатель и полный привод тут были весьма кстати, хотя, конечно, тяжелые машины, нагруженные журналистами и их оборудованием, не совсем подходили для скоростного преодоления горных серпантинов. Временами колеса отчаянно визжали, и все же в повороты мы вписывались без проблем.

Тем временем, в зачете автомобилей несчастья преследователей "Туарегов" продолжались. На седьмом допе сломался багги SMG Маттиаса Кале, и гонщик потерял более двух часов. А день спустя поднявшийся на четвертое место Александр Мироненко залил водой двигатель своего Nissan Frontier. "Мы взяли немножко левее чем надо, черпанули воды, заглохли, пришлось разобрать полдвигателя, продувать все свечи, - посетовал Александр. - В результате, мы не уложились на шесть минут в контрольное время и получили пенализацию".

Благодаря этому пятое место совершенно неожиданно занял Биньямин Джепаев, выступавший за заводскую команду "УАЗа" на "Патриоте". Причем успех стал сюрпризом даже для самого гонщика. "Автомобиль молодец, настоящий патриот, я прямо без ума от него, - сказал Джепаев после финиша. - Все-таки такие низкие технические возможности, и так пройти, доехать. Но мы, конечно, старались беречь его. Мы формально попали в категорию T1, но на самом деле это стандартный серийный автомобиль, мы соответствуем категории Т2, просто у нас нет документов. Но раз уж так сложилось, я считаю, надо строить свой прототип. Только так мы сможем приблизиться к лидерам".


"УАЗ Патриот" Биньямина Джепаева, вопреки мнению скептиков, не только добрался до финиша, но и занял пятое место

Лидеры, под которыми подразумевались, разумеется, пилоты Volkswagen, восприняли свою победу спокойно. Карлос Сайнс в итоге "привез" своему партнеру, Нассеру Аль-Аттие, всего восемь минут - значительно меньше, чем выигрывал по ходу дистанции. Миллер уступил испанцу еще 32 минуты. А первый из преследователей, Маттиас Кале, проиграл Сайнсу почти семь часов...

А в зачете грузовиков свою первую победу праздновал Эдуард Николаев. Он на 22 минуты опередил Чагина, и на 28 - Кабирова. Занявший четвертое место Алес Лопрайс на Tatra проиграл Николаеву 1 час и 25 минут. "Ощущения конечно непередаваемые, все здорово, всем большое спасибо, - сказал Эдуард. - И Фирдаусу Кабирову, и Владимиру Чагину, все-таки они меня всему научили. Победителем еще себя не ощущаю, со мной такое впервые. Самое яркое воспоминание этой гонки - когда мы встретились втроем на том спецучастке и искали ту самую точку. И мы раньше ее взяли, встали на верную дорогу и финишировали. Накануне последнего СУ волнение было очень сильное, не мог долго уснуть, надо было "КАМАЗ" провести, как хрустальную вазу. И вот мы здесь в Сочи. Мы победили".