Пришельцы из Азии

Hyundai открыла в России завод по выпуску "народных автомобилей"

Автомобильный бум на отечественном рынке, после небольшого перерыва на мировой финансовый кризис, продолжается – 21 сентября под Санкт-Петербургом состоялось открытие завода южнокорейского концерна Hyundai, работающего по полному циклу. То есть, со своей штамповкой, сваркой, покраской и сборочным конвейером. Сумма инвестиций в этот проект составила 500 миллионов евро.

Предприятие занимает территорию в 200 гектаров; площадь производственных и складских помещений составляет 100 тысяч квадратных метров, а максимальная мощность завода – 150 тысяч автомобилей в год. Причем руководство концерна надеется выйти на эту производительность совсем скоро - уже в 2012 году.

Оптимистично? Да, пожалуй. Видимо, корейцы, как и другие иностранные автопроизводители, которые продолжают строить и достраивать свои заводы в нашей стране, верят российским чиновникам, которые обещают защищать их от потока импортируемых машин еще как минимум в течение двух лет, с помощью заградительных таможенных пошлин. Учитывая, что премьер-министр Владимир Путин недавно сделал заявление, из которого следует, что правительство не только не собирается снижать таможенные тарифы на импорт готовых автомобилей, но даже планирует их увеличить, у зарубежных автокомпаний, работающих в России, есть все основания для оптимизма.

Кроме того, Hyundai, как и Volkswagen, который недавно представил в России бюджетный Polo седан, делает ставку на автомобиль, разработанный специально для российских условий эксплуатации. Именно он будет производиться под Санкт-Петербургом с января 2011 года, когда на заводе закончится тестовый период работы и начнется коммерческий выпуск автомобилей. Потому неудивительно, что премьера серийной версии российского "Хендэ" стала гвоздем программы официальной церемонии открытия завода.

Корейцы постарались сделать из этой презентации настоящее событие и нагнетали атмосферу, как могли. Например, привезли на Московский автосалон предсерийный прототип новинки под названием RB, а потом до последнего момента держали в тайне официальное название сделанной для России модели. Ее имя - Solaris. Кстати, оно, как утверждают представители корейской компании, было выбрано в результате опроса 27 тысяч жителей России.


Предсерийный прототип седана Solaris, который назывался RB, был представлен на Московском автосалоне минувшим летом. Между тем, с 2012 года кроме "Соляриса" на российском заводе Hyundai планируется выпускать еще и новый автомобиль Kia, который пока носит рабочее название QB. Новинка будет создана на той же платформе, что и Hyundai Solaris.

Hyundai Solaris вполне можно считать российским эксклюзивом. По крайней мере, в таком виде этот автомобиль не производится ни на одном из уже существующих шести заводов Hyundai по всему миру, хотя внешне он очень напоминает модель Verna.

Однако из-за нового дизайна кузова корейцам пришлось сначала полностью отладить тестовый выпуск "Солярисов" под Санкт-Петербургом и выпустить первую, необходимую для презентации на церемонии открытия завода, партию седанов, прежде чем официально представлять серийный автомобиль. Уже не секрет, что новинка создана на базе модели Verna, и выглядит она, несмотря на "бюджетный" статус, вполне по-взрослому. Ей досталась покатая крыша в стиле "купе", которая пока чаще всего встречается у премиальных седанов или полноразмерных семейных автомобилей, сложная пластика кузовных панелей (сравните с "Логаном") и выразительное "лицо". Официальных данных о колесной базе "Соляриса" нет, но, на первый взгляд, по вместительности "кореец" не уступает своим ближайшим конкурентам - "Логану" и "Поло" седану.


Hyundai Solaris и российский завод Hyundai фотогалерея

Вдобавок Hyundai Solaris неплохо оборудован. Судя по кожаному салону и климат-контролю, на презентации был представлен автомобиль в топовой комплектации, однако такая же комбинация материалов отделки, скорее всего, останется и на более доступных версиях. И пусть пластик в "Солярисе" жесткий, но смотрится он неплохо, особенно в сочетании с современным дизайном передней панели и центральной консоли.

Кроме того, у "российского" "Хендэ" удачная эргономика – знакомым по i30 блоком управления аудиосистемой удобно пользоваться, есть кнопки на руле и лифт водительского сиденья. Правда, рулевая колонка регулируется только по высоте - настройки вылета, как и у большинства других недорогих азиатских автомобилей, у Solaris не предусмотрено.

С таким автомобилем корейцы вполне могут рассчитывать добиться существенного увеличения продаж на российском рынке – главное, не ошибиться с ценой. Видимо поэтому руководство концерна не спешит объявлять окончательную стоимость и комплектации "Соляриса". Ранее сообщалось, что стоимость самой доступной версии новой модели будет находиться в диапазоне от 400 до 500 тысяч рублей, а газета "Ведомости" назвала другую цифру - 350 тысяч рублей за базовую модель. Однако на церемонии открытия завода эта информация не комментировалась – журналистам сказали, что специалисты компании продолжают вести маркетинговые исследования.

И это правильно – спешить корейцам некуда, так как запуск серийного производства Hyundai Solaris стартует только в январе 2011 года, а цена ошибки велика. Ведь у корейского концерна есть шанс неплохо заработать на российском "Хендэ" - согласно амбициозным планам руководства Hyundai уже за первый год работы завод должен выпустить 105 тысяч "Солярисов", включая хэтчбек, который встанет на конвейер в мае.


Для "Соляриса" пока предусмотрено два атмосферных двигателя объемом 1,4 и 1,6 литра, которые развивают мощность 105 и 123 лошадиные силы соответственно. Вариантов трансмиссии тоже два – пятиступенчатая механическая коробка передач и четырехступенчатый "автомат".

Кроме того, известно, что на Hyundai Solaris в базе будет устанавливаться обогрев заднего стекла, большой четырехлитровый бачок для омывающей жидкости и аккумулятор повышенной емкости - 60 Ампер в час. Все эти доработки сделаны специально для российского рынка.

Производственные планы, правда, могут и поменяться. Особенно, если автомобиль будет продаваться не так активно, как запланировано. Но у корейцев все равно остается весомый козырь, которого нет у большинства конкурентов – массированная локализация производства. Во-первых, вместе с Hyundai в Ленинградскую область пришли 11 южнокорейских предприятий - поставщиков компонентов, включая таких гигантов, как компания Hyundai Mobis, отвечающая за поставку большинства крупных узлов для автомобилей концерна.

Во-вторых, корейцы построили под Санкт-Петербургом цех штамповки, а также привели за собой компанию Hyundai Hysco, занимающуюся закупкой, поставкой и подготовкой к штамповке кузовной стали. В результате, для производства кузовов российскому заводу Hyundai нужен только прокат, а, например, на штамповочные заводы испанской компании Gestamp, которые появились в последние два года во Всеволожске и Калуге, приходится везти заранее вырубленные заготовки.

Это добротный подход, и он чувствуется на российском предприятии повсюду. К сожалению, представители Hyundai не смогли провести для нас, московских журналистов, запланированную подробную экскурсию по заводу из-за того, что церемонию открытия пришлось задержать, дожидаясь приезда Владимира Путина. Но даже пробежавшись галопом по цехам, можно сказать, что корейцы потратили упомянутые выше 500 миллионов евро не просто так.

Среди прочего на российском Hyundai впечатляет уровень автоматизации производства – в цехе сварки уже сейчас 52 робота выполняют более половины всех операции, а в ближайшем будущем планируется довести этот показатель до 84 процентов, установив еще 32 автоматические установки. Да и размер пока пустых складских помещений, предусмотренных на заводе, наводит на мысль, что сами корейцы, похоже, совершенно серьезно относятся к наполеоновским планам по выпуску более 100 тысяч "Солярисов" уже в следующем году.


Поставщики Mobis и Hysco находятся на территории российского завода Hyundai. Кроме того, в двух километрах от предприятия расположен промышленный парк поставщиков Hyundai Motor Company, в состав которого входят такие компании, как Deawon, Donghee, Doowon, Sejong, Shinyoung, NVH, Sungwoo Hitech. Вдобавок, на территории Северо-Западного региона расположены заводы еще двух поставщиков корейского концерна – фирм Yura и Han Il Tube

Так что, возможно, уже в ближайшее время мы станем свидетелями беспрецедентной экспансии корейского автопроизводителя на российский рынок. Правда, беспрецедентной лишь для России, а не для Hyundai вообще - самый маленький завод корейского концерна, который находится в Турции, производит ежегодно 100 тысяч автомобилей, а, например, в Индии и Китае "Хендэ" выпускает по 600 тысяч машин в год.