Большой шлем

Фернандо Алонсо одержал уверенную победу на Гран-при Сингапура

Гонщик команды Формулы-1 Ferrari Фернандо Алонсо одержал вторую подряд победу на трассах чемпионата мира. На этот раз он выиграл Гран-при Сингапура. Причем испанец стартовал с поул-позишн, показал лучший круг и лидировал со старта до самого финиша, завоевав так называемый "Большой шлем" - первый в своей карьере.

Эта победа позволила Фернандо выйти на второе место в личном зачете, возглавив группу преследователей гонщика Red Bull Марка Уэббера. В оставшихся трех или четырех Гран-при шансы испанца на титул выглядят очень перспективно, хотя всего пару месяцев назад практически все специалисты списали его со счетов.

Место событий

Сингапур определенно относится к числу любимых трасс Фернандо Алонсо. Первый Гран-при Сингапура прошел лишь два года назад, как раз после возвращения испанца в команду Renault, принесшую ему два титула. Но в 2008 году болиды Renault были далеки от своей чемпионской формы. Тем удивительнее и ярче стала та победа, которую Алонсо одержал на ночных улицах восточноазиатского города.

Правда, годом позже выяснилось, что определенную "помощь" ему в этом оказал напарник, Нельсиньо Пике, которого, так скажем, "попросили" устроить аварию в 14-м повороте - сразу после того, как Фернандо побывал в боксах. Появившаяся на трассе машина безопасности и решила исход гонки. И это при том, что во всех предыдущих Гран-при того сезона у Алонсо не было никаких шансов на победу, независимо от того, что делал его партнер по команде.

Однако в 2009 году Алонсо доказал, что успех в Сингапуре был отнюдь не случаен - вновь обладая далеко не самым быстрым болидом и стартовав лишь пятым, он смог подняться на подиум, заняв на финише третье место. Причем по ходу дистанции именно испанец показал лучший круг гонки.


Сингапур - единственный ночной Гран-при Формулы-1.

Тем не менее, предстартовые расклады обещали победу в третьем Гран-при Сингапура вовсе не ему, а пилотам Red Bull. Считалось, что уличная трасса с обилием медленных поворотов как нельзя лучше подходит "красным быкам", а гонщикам Ferrari и McLaren оставалось лишь надеяться, что они не слишком отстанут от фаворитов.

Определенную интригу вносили и новые тесты FIA на жесткость антикрыльев и передней части днища болидов. Считалось, что именно гибкость этих элементов определяли как преимущество машин Red Bull по ходу сезона, так и стремительный прогресс Алонсо во второй половине чемпионата. Тесты были введены еще в Бельгии и Италии, но на сверхскоростных трассах в Спа и Монце разница между старой и новой версией антикрыльев в любом случае была небольшой. Именно в Сингапуре влияние новых тестов на гибкость могло впервые ощутимо сказаться на результатах. Или не сказаться.

Однозначного ответа на этот вопрос, впрочем, мы так и не получили - с одной стороны, пилоты Red Bull в квалификации не имели значительного преимущества, какое было у них по ходу чемпионата, а оба пилота McLaren хотя и проиграли Феттелю, но сумели опередить Марка Уэббера. С другой стороны, совершенно неожиданно поул-позишн завоевал Фернандо Алонсо.

Определить, насколько велик был вклад в этот успех самого Алонсо, а в какой степени он обязан машине, трудно, так как напарник Алонсо, Фелипе Масса, был вынужден прекратить выступления еще в самом начале квалификации из-за отказа коробки передач. Скудерия решила воспользоваться ситуацией и поменяла мотор на болиде Массы. Новый двигатель стал уже девятым для Фелипе, и формально он получил штраф в виде потери десяти мест на старте. Но так как он в любом случае стартовал последним, то штраф на его позицию никак не повлиял. Зато теперь в распоряжении Массы есть дополнительный мотор. Подобную тактику в Бельгии уже использовали в Sauber.


На медленных и узких улочках городской трассы большинство специалистов ожидали увидеть заметное преимущество пилотов Red Bull. Однако поул уверенно завоевал Алонсо.

Еще одним неудачником квалификации стал Виталий Петров. Россиянин демонстрировал неплохие результаты, и во втором сегменте ему сразу же удалось проехать хороший круг. Следующая попытка была еще лучше, но в одном из поворотов Виталий чуть перестарался, потерял сцепление с трассой и задел отбойник. Поломка подвески сама по себе была не слишком серьезной, но на этом квалификационные заезды для Виталия были окончены. Таким образом, Петров упустил очень хороший шанс пробиться в топ-10 на старте.

Зато этим шансом сполна воспользовались в Mercedes - на этот раз и Росберг, и Шумахер достаточно уверенно прошли в финал квалификации и заняли там седьмое и девятое места соответственно. Очень хорошего результата удалось добиться и Хайме Альгерсуари, который впервые в сезоне всерьез боролся за выход в топ-10 и в итоге занял 11-ю позицию. Правда, стартовать ему пришлось с пит-лейн - в последний момент на его машине обнаружилась утечка охлаждающей жидкости.

Нужный момент

Однако хорошая стартовая позиция - совсем не гарантия удачного выступления на Гран-при Сингапура. Узкая уличная трасса, как правило, не обходится без многочисленных аварий и появления машин безопасности. В таких условиях самым важным является умение пилота и команды быстро ориентироваться в ситуации и, при необходимости, оперативно менять тактику гонки.

На этот раз машину безопасности долго ждать не пришлось - уже на втором круге Витантонио Льюцци, повредивший свой болид, остановился в не самом удачном месте, и на трассу выехал сэйфти-кар. Лидеры на его появление никак не отреагировали, за исключением Марка Уэббера, посетившего боксы - австралиец к тому моменту шел пятым, и для того, чтобы продвинуться вперед, ему нужно было рисковать.


Старт практически не изменил позиции лидеров.

Сам Марк после финиша признался, что сомневался в этом решении, но команда его убедила, и он уже после двух кругов отправился на свой единственный пит-стоп. Как показал дальнейший ход гонки, эта тактика полностью себя оправдала. Впрочем, определенную помощь ему оказали и пилоты команд второго эшелона, дружно свернувших на пит-лейн вслед за лидером чемпионата. Благодаря этому Уэббер после пит-стопа уступил лишь шесть позиций.

Через четыре круга машина безопасности покинула трассу, и гонка была возобновлена. Уэббер мгновенно расправился с Тимо Глоком и приступил к атакам на Кобаяси. Вслед за ним должен был опередить значительно более медленного пилота Virgin и Виталий Петров, однако этим планам помешал агрессивный маневр догонявшего его Нико Хюлькенберга. Немец пошел в атаку на Виталия при первой же возможности, машины столкнулись и оказались за пределами трассы. В это время мимо обоих проехал Адриан Сутиль, а Петров пропустил еще и Массу.

После этого все четверо надолго застряли за Глоком, отставая от Кобаяси, Шумахера и Уэббера все дальше и дальше. Когда через восемь кругов Сутилю все же удалось опередить упорного пилота Virgin, он проигрывал Кобаяси более 15 секунд!


Год назад в Сингапуре Тимо Глок финишировал вторым, а на этот раз восемь кругов сдерживал за собой большую группу гораздо более быстрых пилотов.

В стане лидеров тем временем позиции практически не менялись. Уэббер, опередив Шумахера, вынужден был несколько сбавить темп, уперевшись в Williams Баррикелло. Алонсо и Феттель обменивались лучшими кругами, быстро уезжая от Льюиса Хэмильтона. Тот, в свою очередь, не подпускал к себе Баттона. Не изменили ситуацию и пит-стопы - два лидера заехали в боксы одновременно, и Феттель смог лишь немного приблизиться к Алонсо за счет лучшей работы механиков. Причем оба вернулись на трассу впереди конкурентов - в том числе Уэббера. А Марк, за счет раннего пит-стопа, постепенно опередил большинство конкурентов и вышел на третье место.

Несколько монотонный характер гонки прервал Камуи Кобаяси. Сначала он догнал Шумахера, приступив к атакам. После финиша семикратный чемпион мира жаловался на то, что задние покрышки его болида к этому моменту износились настолько, что он скользил практически в каждом повороте и не способен был оказать сопротивление японцу. Острая борьба на узкой трассе закончилась заносом Шумахера, который задним правым колесом задел отбойник и отправился в боксы.

Кобаяси, получив оперативный простор, немедленно прибавил, пытаясь отыграть как можно больше перед своим пит-стопом, однако перестарался и... воткнулся в отбойник. Оказавшийся рядом Бруно Сенна не успел увернуться и врезался в болид Камуи, сделав появление автомобиля безопасности на трассе абсолютно неизбежным.

Позже выяснилось, что этот момент оказался ключевым для гонки, а может быть и для всего чемпионата. Из-за сэйфти-кара отрывы, созданные лидерами, вновь исчезли, и заключительные круги обещали острую борьбу между пилотами. Сразу после рестарта ситуацией попробовал воспользоваться Льюис Хэмильтон, который пошел в атаку на Марка Уэббера, застрявшего за круговым. Маневр почти удался, но в итоге гонщикам все же не хватило места на трассе, и они столкнулись.

Уэббер сумел продолжить гонку, а вот Хэмильтон вынужден был припарковать свой болид у отбойника. Эта авария стала вторым подряд сходом для британца и поставила под большой вопрос его чемпионские амбиции. Правда, чуть подправить ситуацию могли судьи, рассмотревшие законность маневров гонщиков в этом инциденте, но в итоге они приняли решение никого не наказывать.

Спустя еще несколько кругов аналогичный вердикт был вынесен и в отношении другой аварии. Шумахер и Хайдфельд практически повторили произошедшее между Уэббером и Хэмильтоном, причем Ник после случившегося был вынужден закончить гонку, а Шумахер отправился в боксы менять сломанное переднее антикрыло. Получив свежий комплект шин, Шумахер продемонстрировал очень неплохую скорость на трассе, однако никаких дивидендов это ему принести уже не могло - к тому моменту Михаэль откатился на 15-ю позицию.


Прорыв болида Renault в финальной части гонки стал украшением уикэнда. Жаль только, что это был болид Кубицы, а не Петрова.

Оставшиеся 20 кругов гонки запомнились бы лишь непрерывным обменом лучшими кругами между Алонсо и Феттелем, если бы не неожиданный пит-стоп Кубицы, занимавшего уверенное шестое место. Видимых причин для внеплановой остановки в боксах у поляка не было, но как выяснилось после гонки, инженеры обнаружили по телеметрии признаки медленного прокола колеса. Второй, вынужденный пит-стоп отбросил Кубицу на 12-ю позицию, а Петрову позволил зацепиться за очковую десятку.

Однако сам Кубица с таким раскладом был совершенно не согласен. Всего за три круга он догнал плотную группу гонщиков, а за следующие шесть кругов последовательно опередил Буэми, Петрова, Массу, Хюлькенберга и Сутиля! Великолепный прорыв Роберта сделал его настоящим героем дня, однако не слишком обрадовал российских поклонников Формулы-1. Ведь Петров в результате вновь оказался вне очковой зоны и вновь проиграл своему напарнику.

Как выяснилось после финиша, шанс попасть в очки у Петрова все же был. Внимательно присмотревшись к маневрам Хюлькенберга и Сутиля еще на первом круге гонки, судьи приняли решение наказать обоих 20-секундным штрафом. Теоретически это давало возможность Петрову выиграть в итоговой классификации сразу две позиции - ведь он и Масса закончили гонку вплотную за Сутилем и Хюлькенбергом. Но на деле от наказаний конкурентов выиграл только Масса, так как Петров на последнем круге успел пропустить на круг Алонсо и Феттеля. В результате его отрыв формально был классифицирован как "+1 круг".


Результаты Гран-при Сингапура

Место Гонщик Команда Время
1. Фернандо Алонсо Ferrari 1ч 57:53.579
2. Себастьян Феттель Red Bull Renault +0.293
3. Марк Уэббер Red Bull Renault +29.141
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +30.384
5. Нико Росберг Mercedes GP +49.394
6. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +56.101
7. Роберт Кубица Renault +1:26.559
8. Фелипе Масса Ferrari +1:53.297
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes +1:52.416
10. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1:52.791
11. Виталий Петров Renault +1 круг
12. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1 круг
13. Михаэль Шумахер Mercedes GP +1 круг
14. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +1 круг
15. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth +2 круга
16. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth сход
17. Тимо Глок Virgin Cosworth сход
18. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari сход
19. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes сход
20. Кристиан Клин Hispania Cosworth сход
21. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari сход
22. Бруно Сенна Hispania Cosworth сход
23. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход
24. Витантонио Льюцци Force India Mercedes сход

Под прессом обстоятельств

Победа Алонсо стала второй подряд и третьей в последних пяти гонках. Удивительно, но за очень короткий срок Фернандо сумел превратиться из аутсайдера борьбы за титул в одного из ее главных фаворитов. Основным претендентом, правда, остается Марк Уэббер, который в последний раз побеждал еще в Венгрии, но благодаря стабильным финишам продолжает отрываться от конкурентов.

Отрывы, впрочем, по-прежнему не так уж велики. Занимающий пятую строчку Дженсон Баттон уступает Уэбберу всего 25 очков - ровно столько он может получить, выиграв следующую гонку. А его напарник Льюис Хэмильтон, сходивший с трассы в двух последних гонках, все еще третий, уступая лидеру всего 20 очков.


Вторая подряд победа Фернандо Алонсо превратила его в одного из главных фаворитов чемпионата мира.

Напоминает о себе, правда, и ситуация с моторами. Уэббер имеет в запасе достаточное количество двигателей, чтобы вообще не думать о возможных штрафах за их замену. А вот в распоряжении Алонсо всего два двигателя с небольшим ресурсом. Каждый из них прошел одну гонку, однако это были самые "моторные" этапы чемпионата, Бельгия и Италия. Как они проявят себя на последующих Гран-при - неизвестно. А ведь в японской Сузуке, которая примет этап чемпионата через две недели, мощность двигателя также очень важна.

В этой связи, как ни странно, доброй вестью для Ferrari может стать отмена Гран-при Южной Кореи. Гонка в провинции Чолла-Намбдо до сих пор находится под вопросом, хотя пройти должна меньше чем через месяц. Не отказался бы от ее отмены и Марк Уэббер - ведь тогда его противникам было бы сложнее отыграть отставание. А вот у Хэмильтона, Феттеля и Баттона ситуация гораздо более сложная, и они наверняка бы предпочли выступить еще в четырех гонках, а не в трех.


В Сингапуре Виталий Петров провел не слишком яркую гонку.

Для Виталия Петрова уик-энд сложился не слишком удачно. Назвать его провальным, пожалуй, нельзя, но вторую гонку подряд Виталий проводит без блеска, что осложняет для него борьбу за место в команде на следующий год. Менеджер Петрова, Оксана Косаченко, утверждает, что без Формулы-1 ее подопечный в будущем сезоне в любом случае не останется, но остаться в Renault для россиянина, конечно, сейчас приоритетная задача. Ведь ни одна другая команда, в которой еще есть свободные места, не способна дать ему болид того уровня, какой предоставляет французская конюшня.

Решение о том, кто же сядет за руль второго болида Renault в 2011 году, скорее всего, будет принято ближе к концу сезона. Руководство команды пользуется тем, что места в топ-командах уже давно разобраны, и явно не торопится с подписанием контрактов. Это значит, что Петрову и в дальнейшем придется выступать в условиях жесткого прессинга. От того, как россиянин с ним справится, и зависит его будущее.


Положение в общем зачете после пятнадцатого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 202
2. Фернандо Алонсо Ferrari 191
3. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 182
4. Себастьян Феттель Red Bull Renault 181
5. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 177
6. Фелипе Масса Ferrari 128
7. Нико Росберг Mercedes GP 122
8. Роберт Кубица Renault 114
9. Адриан Сутиль Force India Mercedes 47
10. Михаэль Шумахер Mercedes GP 46
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 39
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 21
13. Виталий Петров Renault 19
14. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 17
15. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 13
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 7
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
19. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
20. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0
24. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari 0
25. Кристиан Клин Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после пятнадцатого этапа

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 383
2. McLaren Mercedes 359
3. Ferrari 319
4. Mercedes GP 168
5. Renault 133
6. Force India Mercedes 60
7. Williams Cosworth 56
8. BMW Sauber Ferrari 27
9. Toro Rosso Ferrari 10
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0