Система координат

Какой видит "Мазду" ее новый шеф-дизайнер

Любой предмет в нашем мире можно описать по-разному, в зависимости от выбранного набора определений. Оранжевый, теплый, шарообразный, пупырчатый, ароматный, яркий в конце концов. Это разные понятия, но все они вполне могут относиться, например, к одному и тому же фрукту.

Даже положение предмета в пространстве допускает различные определения - лежит на кухне на столе, находится по адресу Россия, Москва, Красная площадь, дом 1, или с помощью координат - широты и долготы. В науке такой набор определений называется системой координат, а конкретное определение предмета зависит не только от самой системы, но и от ее точки отсчета - начала координат.


Mazda Shinari - первый концепт, созданный после перестановок в дизайнерской группе Мазды.

Каждый автомобильный бренд из ныне существующих живет в собственной системе координат. Точнее, даже в нескольких системах - одна из них определяется отделом маркетинга, вторая - департаментом производства, а самая близкая из них потребителям - это система координат, в которой творят дизайнеры. Ведь именно они определяют, как будут выглядеть новые модели любимого бренда через год, два или через пять лет.

И несмотря на то, что дизайнеры - личности творческие и часто далеки от точных наук, они тоже не могут обойтись без набора определений, которые способны донести до окружающих их идеи. Так появился кинетический дизайн Форда от Мартина Смита, огненные поверхности BMW эпатажного Криса Бэнгла, и природная концепция Nagare марки Mazda, идеологом которой был голландец Лоренс ван ден Акер.

Эти люди - шеф-дизайнеры автомобильных брендов - являются своеобразной точкой отсчета в стилистической системе координат каждой марки. Они определяют принципы, вокруг которых затем строится вся дизайн-стратегия компании. Уберешь любого из них - придется менять и все остальное. Потому что с приходом нового дизайнера меняется вся система ценностей. Это уже произошло в компании BMW, стилем которой теперь занимается Адриан ван Хойдонк, и это происходит сейчас в компании Mazda, шеф-дизайнером которой сравнительно недавно стал японец Икуо Маэда.


Икуо Маэде - 51 год. И всю свою жизнь он посвятил лишь одной компании - Mazda. Карьеру в Мазде Икуо начал в 23 года, почти сразу после окончания технического университета Киото. Сначала Маэда работал в японской дизайн-студии Mazda, затем успел три года пожить в США, а затем, в 2000 году, он вновь вернулся в Японию. Среди его проектов - спорткупе RX-8 и глобальная малолитражка Mazda2.

В некотором смысле, Маэда - это стопроцентный человек Мазды. Он родился в Хиросиме, где была основана компания Mazda, а затем пошел по стопам своего отца, который в прошлом веке был шеф-дизайнером Мазды: Матасабуро Маэда разрабатывал облик легендарного спорткупе RX-7 первого поколения.

Среди автомобильных дизайнеров, повлиявших на его творчество, Маэда выделяет Марчелло Гандини, создателя культовых Lamborghini Miura и Lancia Stratos, и Джорджетто Джуджаро, который был дружен с его отцом.

Эту должность Маэда занял еще в прошлом году, сразу после перехода в Renault Лоренса ван ден Акера, однако свое видение бренда новый шеф-дизайнер Мазды представил только сейчас: в сентябре 2010 года на закрытой презентации в Милане Икуо со своими коллегами рассказал о новой идеологии японского бренда, получившей название KODO. А первым автомобилем, выполненным в новой стилистке, стал концепт-кар Shinari - большое четырехдверное купе-хэтчбек, которое будет главным экспонатом на стенде Мазды на Парижском автосалоне.


В Мазде любят придумывать японизированные описания своих продуктов. Jinba Ittai - единство скакуна и всадника, которой характеризуется управляемость родстера MX-5, красивые термины Юзен (Yugen), Рин (Rin) и Сейти (Seichi), которыми дизайнеры описывали нынешнее поколение Mazda6, и так далее...

На английский KODO переводится как soul of motion, на русский - душа движения. Для описания не совсем понятного европейцам термина дизайнеры Мазды подобрали визуальный ряд, прекрасно иллюстрирующий новую идеологию. Бегущий гепард, расплескивающаяся краска, удар мечом в борьбе кен-до…

Предшественник Маэды, Лоренс ван ден Акер, к слову, тоже искал способ материализовать философию движения. Но если он черпал вдохновение в неживой природе - в форме дюн, в волнах, в потоках лавы извергающегося вулкана, то Икуо выбрал более близкие человеку одушевленные образы. И это сработало: после эффектных, но немного безжизненных концептов голландца, маэдовская Mazda Shinari кажется очень естественной, настоящей.


В отличие от большинства концепт-каров, прототип Shinari способен передвигаться своим ходом. Правда, на платформе какой модели он построен японцы не уточняют, а Маэда в ответ на этот вопрос и вовсе пожимает плечами и говорит что-то вроде не знаю, не интересовался.

Интересно, что все работы по материализации дизайнерских эскизов выполнялись в Японии компанией Seiko, которая делала и кузов, и интерьер, и всю техническую начинку машины. Обычно такие заказы выполняют европейские (итальянские) кузовные ателье, однако у Seiko получилось не хуже - уровень работы, проделанной японцами, впечатляет.

Безусловно, на это играет и довольно традиционная форма кузова а-ля псевдокупе, и множество мелких деталей, присущих скорее серийным моделям, чем экспериментальным прототипам. Мы уделили много внимания деталям, потому что хотели, чтобы Shinari воспринимался как реальный автомобиль, а не просто как концепт, - говорит Маэда. - Однако, это лишь прототип, и мы не планируем запускать точно такой же автомобиль в серию. Некоторые стилистические элементы, правда, скоро появятся на серийных автомобилях Mazda - например, решетка радиатора, которая станет новойподписью Мазды.

clear: both>http://mtr.rl0.ru/upload/c/15/dec19affb4e93a4a8b6dea5f13aee.jpegstyle=clear: both>

width: 637px; padding: 0px; background: #222222;>
color: #FFF; font: 12px Arial; padding: 7px 7px 7px 7px;>Хищный взгляд и напряженные мускулы кузова российские фанатыМаздывосприняли более чем позитивно. Да и нам кажется, что немного скрытой агрессии автомобилям Mazda - японского бренда с самымспортивнымимиджем в России - не повредит.

Mazda Shinari интересна деталями: сложная пластика кузовных панелей, острые ребра передних крыльев с вдавленным между ними капотом, пронзающие колесные арки острые полоски алюминия, чуть неправильный по форме, но оттого очень

живойизгиб порогов. Эту машину хочется разглядывать, постоянно находя в ее облике что-то новое - острые капли выдвижных ручек дверей, перфекционистские зеркала заднего вида, которые на самом деле являются лишь корпусами видеокамер,слоеный" диффузор под передним бампером...


Для 36-летнего корейца Ёна Ук Чо (справа вверху) концепт Shinari - это уже третий проект, реализованный в Мазде. Три года назад он вместе с Маэдой работал над малолитражкой Mazda2, а совсем недавно его эскиз победил во внутреннем конкурсе на рестайлинг спорткупе RX-8.

Непосредственным начальником Чо в проекте Shinari был руководитель японской дизайн-студии Mazda Ясуси Ти Джей Накамута. Свое прозвище Ти Джей - типичный японец - получил среди американских коллег за врожденный трудоголизм. Между тем, в компании Mazda Накамута личность более чем уважаемая - на его счету разработка двух поколений родстера MX-5.

В облике Shinari ни капли веселости современных моделей Mazda - Mazda3 и Mazda2, с их обезоруживающей улыбкой во весь рот. Вместо нее - напряженность и скрытая агрессия. И тем удивительнее тот факт, что над новым концептом работала, фактически, та же группа дизайнеров, что и над жизнерадостной двойкой: прототип создавался по эскизу корейца Ён Ук Чо, который вместе с Маэдой делал самую маленькую Мазду.


Концепция интерьера Mazda Shinari - окружающий водителя кокпит, который выделен не только формой, но и цветом: серая капсула с рулем, приборами и водительским сиденьем словно вставлена в общий интерьер, выполненный в коричнево-бежевой гамме.

Верхний макет был создан на финальной стадии разработки салона концепт-кара; ниже - поисковые макеты. Обратите внимание, как менялось расположение блока мультимедийного комплекса и селектора КПП в процессе работы над интерьером.

Зато интерьер для Shinari придумывали на другом полушарии - его рисовал француз Жюльен Монтусс, бывший дизайнер GM, который сейчас трудится в американской дизайн-студии под опекой Дерека Дженкинса, перешедшего в Мазду из концерна Volkswagen. И вновь ничего общего с современными моделями Mazda: шоколадная и бежевая кожа с выставленной напоказ строчкой, дорогой пластик и алюминий. И вновь почти маниакальное внимание к деталям - каждая кнопка, каждый рычажок и переключатель сделаны с такой тщательностью, словно это уже серийная модель, а не штучный концепт. Замахнулись на премиум?


Несмотря на тщательную проработку деталей, очутившись внутри Shinari сразу понимаешь, что это все равно лишь макет. Большинство кнопок не нажимаются, ручки не крутятся, а графика на экране мультимедийного комплекса и приборной панели - нарисована. Правда, графика очень автомобильная и выполнена тщательно, не придерешься.

Ответы на вопросы о тех или иных эргономических просчетах - например, неудобстве пользования кнопками, расположенными на внешней для водителя стороне центральной консоли, или непонятных клавишах на крыше - Жюльен Монтусс, автор интерьера, придумывает, похоже, на ходу. Вы же не пользуетесь каждый день клавишей отключения системы стабилизаци - тогда зачем она вам на самом виду?, - с улыбкой отвечает он. - Зачем нужны клавиши наверху? Ну... Например, на них можноповеситьоткрывание дверей гаража, или еще что-нибудь... Это же концепт, идея, а не серийная машина.

И да, и нет. Икуо Маэда говорит, что интерьеры серийных Мазд будут другими - более лаконичными, если сравнивать с Shinari, и более доступными, если говорить про материалы отделки. Ощущение премиума новый шеф-дизайнер надеется создавать за счет более высокого качества материалов, более тщательного их подбора и, конечно же, за счет глубокой проработки деталей.

Но премиальная окраска бренда, по словам Маэды, - не самоцель. Своей главной задачей он считает создание нового лица компании, той самой системы координат, в которой затем будут работать сотрудники трех дизайн-студий Mazda. Какой она будет - примерно уже понятно. Достаточно еще раз посмотреть на концепт Shinari, который понравился и журналистам, побывавшим на презентации, и потенциальным клиентам Мазды, уже успевшим обсудить облик новинки на форумах. Выходит, концепция KODO сыграла!?

Из концепта Shinari получилась бы неплохая замена
седану и хэтчбеку Mazda6

Иначе, впрочем, и не могло быть - человек, посвятивший свою жизнь одной компании, который рос и развивался вместе с ней, не может ошибаться. Я поклонник простых и красивых форм - именно такой я вижу будущуюМазду, - говорит Маэда. А значит, по-крайней мере две оси для своей системы координат он уже выбрал. padding: 2 4 2 4px; color: #FFF; background: #c52327; font: bold 10px Arial;"> Авто.Лента