Лебное место

Себастьен Леб выиграл седьмой чемпионат WRC подряд

В воскресенье, 3 сентября 2010 года, гонщик команды Citroen Себастьен Леб одержал победу на очередном этапе WRC, Ралли Франции. Благодаря этому, француз еще за две гонки до окончания сезона гарантировал себе титул чемпиона - седьмой подряд.

Асфальт у дома

Решающая победа была одержана Себастьеном на домашнем этапе. Причем, домашнем не только с точки зрения страны - финальный спецучасток гонки, длиной всего 4,2 километра, был проложен по городу Агно, в котором родился и вырос Леб.

Конечно же, этот этап появился специально "в честь" Себастьена, и эта затея себя полностью оправдала. На всем протяжении СУ собрались тысячи поклонников французской легенды. По словам гонщика, он никак не ожидал увидеть такое количество своих болельщиков.


В Агно зрители приветствовали своего знаменитого земляка.

"Я ожидал, что гонка будет популярной, но я был очень удивлен тем, как много людей пришло на ралли, - сказал он. - Я не ожидал, что будет так много поклонников. Но они были повсюду: на спецучастках, на обычных дорогах, у своих домов, в сервиспарках - везде. Все это создавало очень приятную атмосферу. Было очень приятно".

Внимание к персоне Леба, конечно, не случайно. Во Франции Себастьен - национальный герой. Ведь раллийные гонки всегда были очень популярны в этой стране, а вот своих чемпионов у нее практически не было. Лишь Дидье Ориоль в далеком 1994 году смог выиграть WRC на машине Toyota Celica Turbo, однако повторить этот свой успех ему больше не удалось. И на фоне многочисленных титулов Карлоса Сайнца, Юхи Канккунена, Томми Мякинена и Маркуса Гронхольма успехи Ориоля несколько померкли.

О Себе
Как ни странно, Леб пришел в автоспорт из... спортивной гимнастики. Некоторые привычки гимнаста он сохранил и по сей день - к примеру, перед каждой гонкой он делает сальто в холле гостиницы. По словам самого Леба, это нужно ему просто для того, чтобы "убедиться, что тело не спит".

Другой его "гимнастической" привычкой были сальто с капота своего автомобиля после одержанных побед. Правда, от таких прыжков он со временем отказался.

Его наследниками считались Жиль Паницци и Франсуа Делекур, однако отдельные успехи на этапах им никак не удавалось сделать постоянными, и в борьбе за титул эти пилоты не участвовали. К тому же стремительно подрастало новое поколение талантов - Ричард Бернс, Харри Рованпера, Фредди Лойкс, Маркко Мартин...

В число топ-пилотов Себастьен попал совершенно неожиданно. В 2001 году он выиграл раллийный чемпионат Франции, но за пределами страны его титул мало кто заметил. В том же году он стал и победителем категории Junior WRC, однако соревнования среди начинающих пилотов проводились впервые, и никто не знал, как относиться к их результатам. Тем более, что к тому моменту Лебу уже исполнилось 27 лет...

Несмотря на это, в 2002 году Леб дебютировал в основном зачете WRC за рулем Citroen Xsara, и свою первую же гонку, Ралли Монте-Карло, выиграл! Правда, после финиша он был оштрафован на две минуты за незаконную смену шин, что отбросило его на вторую позицию, а победа, в четвертый раз подряд, досталась Томми Мякинену из Subaru.

Первая "настоящая" победа Леба пришла в середине сезона - на асфальтовом Ралли Германии, которое надолго останется одним из любимейших этапов для Себастьена. Этот год Леб закончил на десятом месте - могло быть и лучше, но пять гонок из 14-и французу пришлось пропустить. К тому же машина была "сырой" - команда Citroen только училась сражаться на столь высоком уровне, и даже не была официально зарегистрирована в зачете производителей.

Свой первый полноценный сезон Citroen провела в 2003 году. Главной "ударной силой" французской команды должны были стать чемпионы мира Карлос Сайнц и Колин МакРэй. Лебу же предстояло лишь учиться у ветеранов, набираясь опыта. Правда, у француза было небольшое преимущество - он уже знал автомобили Citroen Xsara WRC, на которых им предстояло выступать. Но, конечно, всерьез неопытного француза никто не воспринимал.

Отношение к Лебу изменилось уже после первой гонки сезона. Себастьен одержал убедительную победу на Ралли Монте-Карло, опередив обоих своих напарников, которые финишировали на второй и третьей позиции. И именно Леб в итоге стал главным конкурентом Петтера Сольберга в сражении за титул.


Леб буквально ворвался в элиту чемпионата мира по ралли

Сражение это он, правда, проиграл. Второй раз подряд победив на Ралли Германии, и добавив к этому успеху первое место на итальянском Ралли Сан-Ремо, перед заключительными тремя этапами первенства Леб лидировал в чемпионате. Решающей гонкой стало Ралли Корсики - домашнее для Леба и, к тому же, проходящая на любимом им асфальте. Но, по иронии судьбы, лидируя под дождем, Себастьен вылетел с трассы, и финишировал в итоге лишь 13-м. Тогда как его главный конкурент умело воспользовался многочисленными сходами пилотов и выиграл этап.

На оставшихся гонках в Испании и Великобритании, проходивших на смешанных покрытиях, Лебу было сложно конкурировать с более опытными соперниками. Тем не менее, он оба раза финишировал вторым, и в итоге уступил Сольбергу всего одно очко. Это было последнее поражение Леба в чемпионатах мира.

Новый подход

Себастьен Леб выигрывал чемпионат мира в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и, как теперь уже можно сказать, в 2010 году. Все эти победы он одержал за команду Citroen. Конечно, отчасти Лебу повезло оказаться в подходящей команде: спортивный коллектив Citroen построил удивительно удачную машину на базе Xsara, позже заменив ее не менее удачной C4 WRC.

Дело, впрочем, было не только в скорости машины. Себастьен Леб принес в ралли новый стиль управления машиной, которым мало пользовались до него. Он отошел от традиционного для ралли пилотирования - с глубокими заносами и управляемым скольжением, максимально приблизив свою манеру езды к академической "шоссейно-кольцевой".

И это принесло ему успех - на некоторых этапах чемпионата разница в скорости между "Себом" и остальными гонщиками была просто поразительной! Особенно эффективен такой стиль был, конечно же, в асфальтовых гонках, однако вскоре французский ас научился побеждать и на гравийных этапах. В частности, он стал одним из немногих не финских пилотов, которому удалось выиграть Ралли Финляндии.


Себастьена Леба долгое время считали "асфальтовым" гонщиком. Но со временем он научился побеждать и на грунте, и на гравии, а в 2008 году выиграл знаменитое Ралли Финляндии. Такое редко удавалось не местным гонщикам.

Попытки повторить стиль вождения Леба, которые неоднократно предпринимали его конкуренты, в то время редко оказывались успешными. Более того - совершенно не факт, что и сам Леб смог бы проповедовать столь рискованный пилотаж на другой машине. Ведь с какого-то момента раллийные автомобили Citroen настраивались в первую очередь под Себастьена.

С другой стороны, за время карьеры Леба "самоустранились" и многие сильные соперники. Сначала из WRC ушли легендарные ветераны - Юха Канккунен, Томми Мякинен, Карлос Сайнц, Дидье Ориоль... Затем из-за опухоли мозга был вынужден прервать выступления чемпион 2001 года Ричардс Бернс. Лечение вроде бы дало хорошие результаты, но в 2005 году состояние англичанина ухудшилось, и в ноябре он умер.

В том же 2005 году неожиданно прервалась карьера восходящей звезды WRC, эстонца Маркко Мартина. Во время Ралли Великобритании его машина на высокой скорости врезалась в дерево. Сам Мартин почти не пострадал, однако его штурман, Майкл Парк, погиб. Потрясенный Маркко принял решение завершить карьеру.

О Себе
Уважительное отношение к Лебу со стороны его соперников вызвано не только результатами француза. Себастьен имеет практически безупречную репутацию в автогоночном мире, и сумел со всеми сохранить хорошие отношения.

А в 2005 году, когда в аварии на Ралли Великобритании погиб штурман Маркко Мартина Майкл Парк, Леб, который уже выиграл гонку, намеренно нарушил правила, получив двухминутный штраф, и тем самым отдал победу Сольбергу - распивать шампанское в такой момент он не захотел...

Ушел из чемпионата мира и "летучий шотландец" Колин МакРэй. Правда, окончательно повесить шлем на гвоздь он не смог и даже намеревался вернуться в ралли в 2008 году. Однако в сентябре 2007-го МакРэй разбился во время прогулки на собственном вертолете. Наконец, неожиданно завершил карьеру и Маркус Гронхольм, который на протяжении многих лет был главным и фактически единственным конкурентом Леба в чемпионате мира.

Один за другим уходили и производители. В 2004 году WRC покинули заводские команды Skoda и Hyundai. Не выдержала конкуренции с "братской" компанией марка Peugeot; оставила чемпионат команда Mitsubishi. Наконец, в 2009 году не вышли на старт машины Subaru. В результате конкуренция свелась к противостоянию Citroen и Ford, и если в командном зачете борьба шла с переменным успехом, то в личном победить французов так никому и не удалось.

Впрочем, далеко не все гладко складывалось порой и у самого Леба. Так, если в 2004 году он победил досрочно, а в 2005-м и вовсе установил своеобразный рекорд, выиграв за сезон 10 гонок, то в 2006 году судьба титула решилась на последних этапах, причем сам Леб в этой борьбе не участвовал. Одержав восемь побед в 12-и гонках, и еще четыре раза финишировав вторым, Себастьен выбыл из чемпионата, сломав руку во время тренировки на горном велосипеде в Альпах.

Оставшихся четырех гонок вполне могло хватить Гронхольму, чтобы отобрать титул у француза. Причем, для этого Маркусу даже не обязательно было побеждать на всех этапах - в одной из гонок он мог просто финишировать на подиуме. И финн с этой задачей почти справился - он одержал три победы, однако на Ралли Австралии финишировал только пятым. В результате титул достался Лебу с перевесом всего в одно очко.

Не менее напряженной получилась схватка за титул и в 2007 году. В тот год Citroen как раз сменила заслуженную Xsara на C4, и многие считали, что команде неизбежно потребуется время на адаптацию. По ходу чемпионата лидерство несколько раз переходило от Леба к Гронхольму и обратно. И лишь в предпоследней гонке сезона, Ралли Ирландии, сход финнского гонщика практически гарантировал победу в чемпионате Лебу.

К тому моменту Гронхольм уже принял решение (как считают многие специалисты - поспешное) покинуть чемпионат мира, и в 2008 году соперника Лебу не нашлось. По ходу нового сезона Себастьен выиграл 11 гонок, побив тем самым свой собственный рекорд, и гарантировал себе титул за несколько этапов до окончания чемпионата.


Во Франции Себастьен Леб давно стал национальным героем.

Но в 2009 году вызов Леба, выигравшего пять первых этапав сезона, неожиданно принял Микко Хирвонен. И вновь борьба шла до последней гонки - причем, перед завершавшим сезон Ралли Великобритании именно Хирвонен лидировал в чемпионате. В ночь накануне гонки из-за болезни дочери Себастьен почти не спал. Тем не менее, Леб сумел выиграть гонку, и завоевал титул с перевесом в одно очко.

А вот в 2010 году борьбы, по большому счету, не получилось. Неожиданный провал Хирвонена и всей команды Ford фактически лишили сезон интриги. Единственным конкурентом Леба оказался молодой тезка многократного чемпиона, Себастьен Ожье, выступающий за команду Citroen Junior. Разумеется, Леб без труда победил в этом единоборстве. Не остался в накладе и Ожье - следующий сезон он проведет в основной команде Citroen, став напарником Леба.

Леба и зрелищ

Однако многочисленные победы Леба, похоже, уже приелись семикратному чемпиону. Одержав 60 побед на этапах чемпионата мира, больше, чем кто либо в истории ралли, и выиграв семь титулов чемпиона, да еще и подряд, чего тоже никто никогда не достигал, он практически сделал для себя бессмысленным продолжение карьеры в WRC. Ведь восьмой, девятый, десятый титулы мало что добавят к его славе.

Выходом мог бы стать переход в другой вид автогонок. Так, в 2005 году Леб попробовал свои силы в гонке "24 часа Ле-Мана", в команде Pescarolo Sport вместе с Сойелем Айяри и Эриком Хелари. Экипаж не смог добраться до финиша, но в 2006 году они сумели сделать почти невозможное, и финишировали вторыми в абсолютном зачете, уступив лишь одному из экипажей Audi.


Выступая в 2006 году в Ле-Мане за частную команду, Лебу и его напарникам удалось почти невозможное - навязать борьбу заводской команде Audi, и финишировать вторыми.

В 2007 году француз начал всерьез интересоваться Формулой-1. В декабре он провел тесты болида Renault - в обмен гонщик команды, Хейкки Ковалайнен, испытал раллийный автомобиль Леба. В 2008 году спонсором Citroen стала компания Red Bull, что открыло для Себастьена новые перспективы - он сел за руль болида Red Bull сначала на частных заездах, а затем и на официальных тестах, где показал восьмое время из 17 гонщиков.

В конце 2009 года Леб даже пытался подписать контракт с дочерней конюшней Red Bull, Toro Rosso, надеясь сменить в ней Себастьена Бурдэ. Но перейти в Формулу-1 ему не удалось - не имея опыта выступлений в младших "формульных" классах, он не получил суперлицензию FIA. Несмотря на это, Леб пытался договориться с командой USF1 о проведении полного сезона в "королеве автоспорта", однако американский коллектив до старта чемпионата так и не добрался.

В итоге, минувшим летом Себастьен продлил свой контракт с Citroen на 2011 год, и следующий сезон он вновь проведет в ралли. В то же время Леб понимает, что его время уходит. В феврале легендарному гонщику исполнится уже 37 лет - это слишком много, чтобы начинать карьеру в Формуле-1. А все остальное его мало интересует. В связи с этим в словах Леба появилась обреченность - он уже заявил, что намерен завершить карьеру после 2011 года.


Себастьен Леб рассматривал тесты болидов Формулы-1 не просто как развлечение, и даже показывал неплохие результаты. Однако суперлицензию ему так и не выдали.

"Я чувствую, что рисковал достаточно, и не готов продолжать это делать дальше, - сказал Леб. - Сейчас меня мотивирует только удовольствие от спорта. Я заканчиваю карьеру не из-за боязни конкуренции с Ожье. Я сам принял решение, и это произойдет, вероятно, после 2011 года".

Впрочем, в 2011 году в чемпионате мира многое изменится. Новый регламент заставил команды проектировать машины заново, и это отличный шанс для Ford начать погоню за Citroen с чистого листа. К тому же, в чемпионат возвращается компания MINI, при поддержке знаменитой гоночной команды Prodrive. Одним из ее пилотов станет чемпион IRC Крис Мик, другим, вполне возможно, Маркус Гронхольм.

Задумались о возвращении компании Saab, Toyota и Volkswagen. А значит, в 2012 году в WRC мы вполне может увидеть сразу несколько сильных заводских команд с сильными молодыми пилотами. Ведь подрастает целое новое поколение гонщиков - Ожье, Яри-Матти Латвала, Пер-Гуннар Андерсон... И кто знает, быть может, чемпионат мира вновь станет интересным для непобедимого Леба. Авто.Лента