Революция стиля

Интервью с главой Citroen по стилю и дизайну

Парижский автосалон - вотчина французских автомобильных брендов. Свои ключевые новинки Citroen, Peugeot и Renault всегда стараются припасти именно к этой выставке, которая проходит по четным годам (по нечетным проходит автошоу во Франкфурте).

В 2010 году марка Peugeot привезла в Париж свой новый флагман - семейство Peugeot 508, которое заменит собой сразу две модели, 407 и 607. Именно 508-й первым примерил на себя новый стиль марки, более спокойный и строгий.

Не дремлют и конкуренты из Renault - на выставке в Париже был представлен большой седан Latitude, который в модельном ряду Renault встанет на ступеньку выше "Лагуны".

Однако самый насыщенный новинками стенд среди "большой французской тройки" оказался у "Ситроена". Помимо обновленного C5, "заряженного" DS3 Racing и нового ралли-кара на базе DS3 внимание журналистов и публики привлекал новый концепт Lacoste, а главной премьерой Citroen стало новое семейство C4/DS4.


Citroen C4 и DS4 - братья, но не близнецы. Они построены на общей платформе, у них почти одинаковые габариты и похожий дизайн салона, но в облике этих автомобилей нет ни одной общей детали. Хотя, если внимательно присмотреться, родственные связи обнаружить не сложно... Просто в DS4 все стилистические элементы чуть усложнены, а в его облике чуть больше "дизайнерских изысков".

Citroen C4 и DS4 будут бороться за покупателей в самом массовом европейском сегменте "С", неизменным бестселлером которого уже много лет подряд остается Volkswagen Golf. И борьба ожидается нешуточная, ведь французы решили переманить в свой стан не только тех, кто ищет практичный и недорогой автомобиль вроде C4, но и тех, кто не хочет быть "как все", предложив им стильный хэтчбек DS4.

Обсудить концепцию "точечных ударов" по потребительским вкусам, притворяемую в жизнь компанией Citroen, а также разобраться с тем, какова вообще современная философия дизайна самого стильного французского бренда, мы решили с главой по стилю марки Citroen Тьерри Метрозом, который занял эту должность в конце 2009 года.


Тьерри Метроз
Глава марки Citroen по стилю

Если посмотреть на Citroen DS3 и С3, то эти автомобили сильно отличаются друг от друга - как по дизайну, так и по типу кузова. Здесь, на салоне, вы показали новые модели - DS4 и C4, которые оказались куда ближе друг к другу: это два пятидверных хэтчбека, но с разным дизайном кузова. Как бы Вы описали идеологическую разницу между этими моделями?

На самом деле, мы в "Ситроене" считаем, что это очень разные автомобили. Роднит их, в первую очередь, лишь то, что и C4, и DS4 - модели Citroen. Плюс, некоторые стилистические решения, вроде оформления решетки радиатора, тоже можно считать похожими.

Но все же они разные. У каждого из них свой силуэт кузова - DS4 выглядит намного динамичнее, чем C4, кажется более эмоциональным. И если поставить две модели рядом, то сходство между ними будет весьма условным.

Какова философия дизайна этих моделей?

Все модели под брендом DS - это часть нашей новой, "премиальной" линейки автомобилей. Сначала была DS3, сейчас мы показали DS4, а позднее появится DS5. И все они отличаются по идеологии и по дизайну от традиционных моделей Citroen.

По сравнению с C4, новый DS4 получился более спортивным, более мускулистым. У него множество мелких деталей, которые вы никогда не встретите на массовых автомобилях. И именно наличие таких элементов, присутствие сложных дизайнерских решений, отличает автомобили семейства DS.


В современном мире, в котором автопроизводители стремятся к максимальной унификации своих моделей, "Ситроен", выпускающий две версии одной модели, ка жется немного оторванным от реальности. Ведь у DS4 свои кузовные панели, уникальная светотехника и так далее, и все это стоит немалых денег. Однако в случае с семейством C3/DS3 эта концепция сработала, и ничто не мешает ей оказаться успешной и для более массовой модели.

Какими Вы видите покупателей DS4, а какими - будущих владельцев C4? Кто эти люди?

Citroen C4 - это массовый, в некотором смысле "универсальный" автомобиль, который должен будет понравиться клиентам не только во Франции или Германии, но и в России, например. И если говорить о внешности, то она у C4 вполне традиционная, ориентированная на автолюбителей, которые не гонятся за оригинальностью, не возводят ее в абсолют.

Стиль Citroen C4 - спокойный, выдержанный, который должен понравиться большому количеству покупателей. Мы называем его "маленьким С5" - он строгий, стильный, комфортабельный. Семейный.

К тому же, эта модель - лидер сегмента "С" во Франции и занимает верхние строчки продаж во многих других странах, поэтому мы не хотели придумывать для нового поколения C4 революционный дизайн. С одной стороны, нам, конечно, необходимо привлекать новых покупателей, но, при этом, нужно еще и удержать существующих клиентов.

И вот для тех же, кто ждал от "Ситроена" революции в сегменте "С", мы сделали DS4. Потенциальный покупатель этой модели - почти полная противоположность клиента C4. Это люди, которые хотят выделяться и в жизни, и в транспортном потоке, которые не очень любят "обычные" вещи и не боятся экспериментировать. И нам кажется, что такие покупатели есть не только в Европе, но и в России.


Концепция DS4 со спрятанными в задней стойке ручками дверей не нова - такие же имеет уже немолодой Seat Leon, а еще раньше похожее решение использовала Alfa Romeo на модели 147.

Покупатели C4 и DS4 - люди одного возраста? Или эти модели ориентированы на разные возрастные группы?

Мне кажется, это люди примерно одного возраста… Покупатели C4, если так можно сказать, уже зрелые люди, в возрасте чуть больше 30 лет. Им нет нужды никому ничего доказывать.

Владельцы DS4, наверное, будут чуть моложе… И они будут отличаться даже не возрастом, а своими взглядами на окружающий мир, своим отношением к жизни.


Интерьер DS4 роскошен. Правда, у C4 почти такой же, только кожи будет поменьше, а материалы отделки - чуть попроще.

Как вы относитесь к тому, чтобы пополнить линейку DS4/C4 еще более эмоциональной моделью? Например, купе или кабриолетом?

Положительно относимся, и уже в следующем году покажем такой автомобиль. Я пока не могу раскрывать детали, но это будет очень интересная машина.

Вообще, мы стараемся идти в ногу со временем и готовим несколько новых моделей в разных сегментах. Они будут очень эмоциональными, а некоторые из них могут показаться даже немного экстравагантными.

Посмотрите на DS4 - он выглядит не совсем обычно для сегмента "С"… И новый DS5, который мы сейчас готовим, уверяю вас, будет просто "бомбой"!


Citroen не боится экспериментировать ни с формой, ни с содержанием. Смелые заигрывания с форматом компактного кроссовера (верхние иллюстрации), стильные городские малолитражки (внизу) и большой седан с распашными дверями - все эти модели уже через пару лет вполне могут оказаться на конвейере.

У многих крупных автомобильных брендов есть своя, достаточно формализованная философия дизайна. У Ford - это "кинетический дизайн", у BMW были "огненные поверхности", у Mazda недавно появилась концепция KODO. Есть ли у "Ситроена" что-то подобное?

Конечно есть! Наш главный посыл - дизайн должен быть многогранным, многоликим. Если посмотреть на современные модели Citroen, то они… все очень разные. Мы не хотим придумывать один стиль для всех моделей, как это делают другие компании, и затем нещадно его эксплуатировать. Мы хотим, чтобы каждый наш автомобиль был уникальным.

Что же тогда является стержнем, который не дает развалиться образу бренда?

Безусловно, у всех наших моделей есть определенные стилистические и дизайнерские решения, которые однозначно указывают принадлежность того или иного автомобиля к марке Citroen. Некоторые из них можно заметить сходу - например, решетку радиатора и особое оформление логотипа, а другие невозможно описать словами. Их можно лишь прочувствовать и очень сложно формализовать.

Это некий дизайнерский "ген", который мы стараемся заложить в каждую новую модель.


Жиль Видаль, Жан-Пьер Плуэ и Тьерри Метроз (справа) - с недавних пор именно эти люди отвечают за то, как будут выглядеть автомобили Peugeot и Citroen в ближайшем будущем.

Автомобильный дизайн развивается эволюционным путем: мы уже десятки лет ездим на железных машинах, у которых есть двери, окна, капот, багажник, четыре колеса. Что сдерживает революционный скачок дизайнерской мысли? Отсутствие технологий? Неготовность потребителей к переменам?

О, это непростой вопрос. Во-первых, мы все являемся заложниками уже сложившегося образа жизни, сложившейся культуры и структуры производства, заложниками современного индустриального мира. Вокруг нас - сотни заводов, которые годами выпускают одно и то же - железные машины, с окнами, дверями и четырьмя колесами.

Для того чтобы начать "с нуля" нужно, грубо говоря, уничтожить все эти заводы и построить на их месте новые, которые будут делать транспортные средства нового поколения. Быть может, это будут уже не автомобили в привычном понимании.

Так происходят все революции, и если мы хотим революцию в дизайне, в автопроме, то для этого нужно многое ломать. Ломать наши привычки, наше мышление, которое на данный момент способно воспринимать автомобиль только в том виде, в котором он существует в современном мире.

Так что революцию сдерживаем мы сами. Поменяемся мы, поменяется и мир вокруг нас. Авто.Лента