Японский бык

Себастьян Феттель одержал победу на 16-м этапе чемпионата Формулы-1

Гонщик команды Red Bull Себастьян Феттель одержал победу на 16-м этапе чемпионата Формулы-1, Гран-при Японии. Благодаря этой победе, немец вернулся в борьбу за чемпионат мира. Однако напарник Феттеля, лидер сезона Марк Уэббер, сумел минимизировать свои потери, финишировав вторым.

Подтвердил свой статус претендента на титул и Фернандо Алонсо из команды Ferrari. А вот шансы гонщиков McLaren на победу в сезоне снизились: чемпионы двух последних лет Льюис Хэмильтон и Дженсон Баттон в Сузуке вновь уступили своим основным конкурентам.

Выходной

Однако в памяти болельщиков Гран-при Японии 2010 года, безусловно, останется в первую очередь благодаря решению дирекции гонки о переносе квалификационных заездов на воскресенье. За последние 20 лет такое произошло лишь во второй раз. Причем, по удивительному совпадению, предыдущий случай также был в Сузуке - в 2004 году квалификация была проведена утром перед гонкой из-за угрозы тайфуна.

На этот раз подобного развития событий ничто не предвещало, хотя вероятность дождя в субботу была достаточно высокой. Команды готовились к заездам на мокрой трассе, однако вместо дождя на трассу обрушился настоящий ливень, и с каждым часом он только усиливался. В результате уже утренние свободные заезды оказались фактически сорванными - по асфальту текли целые реки, и, попробовав выехать на трассу, гонщики возвращались в боксы на том же круге.


В ожидании решения о переносе квалификации механикам команд ничего не оставалось, как запускать самодельные кораблики по бурным рекам, текущим в паддоке.

Ко времени начала квалификации ситуация не улучшилась - дождь временами стихал, но дренаж трассы совершенно не справлялся с потоками воды. Решение о начале заездов несколько раз переносилось, пока, наконец, не потемнело настолько, что выпускать машины на трассу стало слишком опасно. К счастью, метеорологи обещали хорошую погоду на воскресенье, и было принято решение провести квалификацию утром, за несколько часов до гонки.

Главными пострадавшими от такого развития событий, к сожалению, оказались зрители. Пришедшие на трассу поклонники автоспорта стойко ждали начала квалификации под дождем на протяжении полутора часов, после чего, наконец, начали расходиться. В не лучшей ситуации оказались и телезрители - трансляции квалификационных заездов Гран-при Японии проходят и без того рано, а утренняя воскресная сессия и вовсе была проведена в то время, когда на большей части Европы была глубокая ночь.

Впрочем, были и те, кто от переноса заездов только выиграл. В первую очередь это касается Льюиса Хэмильтона - британец разбил свой McLaren еще в первой сессии свободных заездов в пятницу, повредив монокок и единственное новое переднее антикрыло. К концу второй сессии болид временно удалось починить, однако при этом команде пришлось использовать старую версию аэродинамики.


Гонщики Red Bull в квалификации вновь не встретили сопротивления. А вот Хэмильтон свое третье место потерял из-за замены коробки передач.

В то же время, из Англии в Японию вылетел сотрудник команды, в личном багаже которого были необходимые для ремонта антикрыла запчасти. Времени для того, чтобы доставить их в Сузуку, было впритык, к тому же механикам пришлось в срочном порядке собирать новое шасси для Льюиса, так как повреждения кокпита оказались слишком серьезными. Неизвестно, чем бы закончилась эта гонка со временем для Хэмильтона, если бы квалификация прошла вовремя, но к утру воскресенья Льюис получил полностью подготовленный болид.

Правда, инженерам пришлось сменить коробку передач на болиде британца, так как в старой обнаружилась потеря давления. Это привело к штрафу в виде потери пяти позиций на стартовой решетке, что вряд ли порадовало Льюиса.

Самый длинный день в году

Воскресное утро встретило участников чемпионата хорошей, солнечной погодой. Трасса местами оставалась влажной, но стремительно подсыхала, и хотя некоторые гонщики поначалу пробовали выезжать на дождевой резине, затем они немедленно возвращались в боксы за сликами.

Как и ожидалось, навязать конкуренцию гонщикам Red Bull никто не смог, хотя их отрыв оказался не столь велик, как на других автодромах. Лучшее время осталось за Феттелем, Уэббер завоевал вторую стартовую позицию, а показавший третье время Хэмильтон уступил лидеру всего 0,4 секунды. Совсем рядом оказался и Роберт Кубица из команды Renault - поляк проиграл Феттелю менее полусекунды.

Главной неожиданностью стал откровенно слабый результат пилота Ferrari Фелипе Массы, который даже не смог пробиться в финальную сессию, тогда как его напарник, Фернандо Алонсо, сделал это без особого напряжения. После квалификации бразилец пытался найти оправдание в трафике, однако в действительности более медленные пилоты помешали ему лишь в одной из трех заключительных попыток, и темп Массы в целом оказался совсем не впечатляющим. Не смог порадовать своих болельщиков и Петров - в квалификации Виталий в очередной раз занял 13-ю позицию.


Виталий Петров закончил гонку в Японии в отбойнике уже на первых метрах дистанции.

Зато вновь подтвердила свою хорошую форму команда Williams, пробившись в топ-10 в полном составе. В финале оба ее гонщика оказались впереди Михаэля Шумахера, и когда Хэмильтон опустился на пять позиций из-за штрафа, Рубенс Баррикелло поднялся на седьмую позицию, а Хюлькенберг оказался девятым.

Но, как и во многих предыдущих гонках, старт оба гонщика Williams провалили. Правда, Баррикелло поначалу сумел удержать позицию - он проиграл борьбу Хэмильтону, но Нико Росберг стартовал еще хуже и откатился назад. А вот Хюлькенберг с трудом тронулся с места и стремительно терял одну позицию за другой, пока не столкнулся с маневрировавшим на стартовой прямой Петровым...

Не формат
После гонки стартовые аварии стали объектами рассмотрения судей Гран-при Японии. И если столкновение Массы и Льюцци было признано гоночным инцидентом, то в случае контакта Петрова и Хюлькенберга виновным был признан именно россиянин. Это значит, что на старте следующей гонки Виталий потеряет пять позиций.

Решение, откровенно говоря, странное, и дело тут вовсе не в том, что Петров - наш соотечественник. Инциденты на старте вообще редко штрафуются судьями - ведь на первых метрах дистанции гонщикам часто приходится принимать решения за доли секунды, анализируя поведение множества машин вокруг. В такой ситуации оказался и Петров, оказавшийся между Хайдфельдом и Хюлькенбергом. С одним из них он столкнулся бы почти неизбежно.

Болид Петрова развернуло, и он на высокой скорости врезался в отбойник. Авария выглядела довольно опасно, но, к счастью, россиянин никаких повреждений не получил. Для Хюлькенберга гонка на этом также была закончена. А спустя всего несколько секунд пелотон лишился еще двух участников - Масса не удержал машину в повороте и буквально вынес с асфальта Витантонио Льюцци из команды Force India.

Из-за множества обломков и остановившейся в неудачном месте машины Петрова на трассу выехал автомобиль безопасности. В боксы немедленно отправились гонщики команд-дебютантов, а также проваливший старт Росберг - в Mercedes решили сменить тактику и провести единственный пит-стоп для Нико на первом же круге.

Феттель к тому моменту лидировал, а на второе место сумел выйти Роберт Кубица, опередивший Уэббера. Обогнать его на дистанции для Марка было бы не так просто, но делать этого австралийцу и не пришлось - спустя пару кругов Кубица припарковал свой болид на обочине. Как выяснилось, у него неожиданно отвалилось заднее правое колесо...

Таким образом, едва начавшись, гонка потеряла сразу шесть машин - первым, еще на пути из боксов на старт, свою машину разбил Лукас ди Грасси из Virgin. Обидной ситуация была и для Renault, для которой гонка оказалась оконченной, в то время как их главные конкуренты из Mercedes оставались на трассе, с неплохими перспективами на двойной финиш в очках.

Правда, Росберг с этими перспективами едва не распрощался сразу после того, как сэйфти-кар покинул трассу - он пошел в довольно опрометчивую атаку на Себастьена Буэми в самом опасном месте автодрома, сверхскоростном вираже 130R. Нико вылетел с трассы, и лишь положенный несколько лет назад в зоне вылета асфальт спас его от немедленного схода.

В то же мгновение мастер-класс по обгонам преподал своему молодому напарнику Михаэль Шумахер. Михаэль вступил в принципиальное выяснение отношений со своим бывшим напарником и нынешним антагонистом Рубенсом Баррикелло и также имел возможность атаковать в 130R, однако предпочел дождаться следующей связки и классическим поздним торможением опередил бразильца.


Михаэль Шумахер "вернул долг" Баррикелло, мастерски расправившись со своим бывшим напарником уже на первом круге после возобновления гонки.

После этого Михаэль достаточно быстро оторвался от Рубенса, однако добиться большего уже не мог - впереди него остались лишь гонщики на заведомо более быстрых машинах, к тому же сражающиеся между собой за титул. Задача на гонку для семикратного чемпиона к этому моменту свелась к его заочному противостоянию с напарником, которому заезжать в боксы уже не надо было, тогда как Шумахера еще ждал обязательный пит-стоп.

В конечном итоге, Шумахер не смог обеспечить себе достаточное преимущество и после пит-стопа вернулся на трассу позади Росберга. В этот момент скорость Михаэля была значительно выше, но Нико пропускать напарника явно не собирался. Совершив несколько атак, Шумахер решил не рисковать понапрасну и ждать своего часа. И всего за шесть кругов до финиша он его дождался - на машине Росберга неожиданно отвалилось колесо! Нико вылетел с трассы и врезался в отбойник, подарив шестое место в гонке Михаэлю.

Тем временем в стане лидеров вся интрига сводилась к конкурентоспособности тактической схемы Дженсона Баттона. В отличие от большинства других пилотов, Дженсон предпочел выступать в квалификации на жесткой резине и на ней же стартовал в гонке. Это позволило ему оставаться на трассе дольше соперников и, теоретически, обеспечивало ему очень высокую скорость на финальном участке дистанции.

Проблема была лишь в том, что сменив резину его соперники поехали заметно быстрее и быстро его нагнали. В итоге, когда Баттон всего за 15 кругов до финиша свернул в боксы, даже шедший четвертым Хэмильтон проигрывал ему всего 10 секунд. И хотя на свежих мягких шинах Баттон оказался намного быстрее, времени было потеряно слишком много.


Камуи Кобаяси на домашней трассе был неудержим, хотя и побывал сразу в нескольких столкновениях.

Однако в этот момент Хэмильтон вдруг потерял темп - как выяснилось, в его новой коробке отказала третья передача. Хэмильтон начал проигрывать по полторы-две секунды на круге, и Дженсон мгновенно нагнал и опередил напарника. Тем не менее, Льюис сумел приспособиться к ситуации и закончил гонку на пятой позиции, не опасаясь атак со стороны Шумахера.

Под финиш серию обгонов выдал Камуи Кобаяси из Sauber. На домашней трассе японец проявил удивительную настойчивость, совершив ряд рискованных атак еще на середине дистанции, а после позднего пит-стопа на последних кругах он объехал Рубенса Баррикелло и своего напарника Ника Хайдфельда, поднявшись на седьмое место. Правда, его машина, побывавшая в нескольких столкновениях, после финиша скорее напоминала автомобиль для гонок на выживание, чем болид Формулы-1. Что, впрочем, не помешало ему показать высокий результат.

А вот Себастьян Феттель, напротив, по ходу гонки ни разу не только ни с кем не столкнулся, но и вообще вступал в противостояния только с круговыми. Его отрыв по ходу дистанции ни разу не превысил 2,5 секунды, однако и усомниться в своем лидерстве он не позволил. Стартовав первым, он первым и финишировал, и лишь под клетчатым флагом хет-трик у него отобрал Уэббер, показав лучший круг гонки.


Результаты Гран-при Японии

Место Гонщик Команда Время
1. Себастьян Феттель Red Bull Renault 1ч 30:27.323
2. Марк Уэббер Red Bull Renault +0.905
3. Фернандо Алонсо Ferrari +2.721
4. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +13.522
5. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +39.595
6. Михаэль Шумахер Mercedes GP +59.933
7. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +1:04.038
8. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari +1:09.648
9. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1:10.846
10. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +1:12.806
11. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1 круг
12. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +1 круг
13. Ярно Трулли Lotus Cosworth +2 круга
14. Тимо Глок Virgin Cosworth +2 круга
15. Бруно Сенна Hispania Cosworth +2 круга
16. Сакон Ямамото Hispania Cosworth +3 круга
17. Нико Росберг Mercedes GP +5 кругов
18. Адриан Сутиль Force India Mercedes сход
19. Роберт Кубица Renault сход
20. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth сход
21. Фелипе Масса Ferrari сход
22. Виталий Петров Renault сход
23. Витантонио Льюцци Force India Mercedes сход
24. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход

Вечер трудного дня

Результаты гонки в Японии в целом трудно назвать неожиданными, а вот ситуация в чемпионате по-прежнему выглядит неопределенной. Марк Уэббер, не побеждавший уже на протяжении четырех гонок, благодаря стабильным выступлениям продолжает увеличивать свой отрыв от преследователей. Второе место занимает Алонсо, однако Феттель уступает ему лишь по количеству побед. У обоих по 206 очков, что на 14 меньше, чем у Уэббера.

А вот дела пилотов McLaren идут все хуже и хуже. Недавний лидер чемпионата, Льюис Хэмильтон, опустился уже на четвертое место, но главное - отстает от Уэббера на 28 очков. Это больше, чем дают за победу на Гран-при, так что в последних трех гонках, чтобы вернуться в борьбу за титул, Льюису надо совершить маленький подвиг. Еще сложнее ситуация у его напарника, Дженсона Баттона, который отстает от лидера на 31 очко. Учитывая, что последний раз Баттон побеждал в Китае полгода назад, на его шансах защитить свой титул, по большому счету, можно ставить крест.


Пилоты Red Bull провели гонку в прогулочном темпе - большего от них и не требовалось.

С другой стороны, многое решится на следующем Гран-при в Южной Корее. Гонка в провинции Чолла-Намбдо, похоже, все же состоится, однако, учитывая авральные темпы строительства автодрома в последние месяцы, организация этапа наверняка будет далека от образцовой. В таких условиях возможны самые неожиданные результаты, и кто знает - может быть, интрига чемпионата после Кореи закрутится с новой силой. В конце концов, Хэмильтона от Алонсо и Феттеля отделяют те же 14 очков.

Правда, теперь ситуация осложняется еще и проблемами с надежностью машин. Двигатель на болиде Алонсо провел уже вторую тяжелую гонку и близок к исчерпанию своего ресурса. Терять 10 позиций на старте испанец сейчас никак не может себе позволить. В его распоряжении есть еще один мотор, который прошел лишь один Гран-при, но хватит ли его на три этапа - неизвестно. А ведь с каждым лишним Гран-при мощность мотора падает...

С другой стороны, коробка передач, которую поставили на машину Хэмильтона перед квалификацией в Японии, должна была использоваться лишь на финальных гонках. И при этом она частично отказала по ходу дистанции. По предварительной информации, команда сможет починить трансмиссию без замены, но по ходу гонки она использовалась явно в не оптимальном режиме, и дожить до финиша последней гонки ей поможет только чудо. Это значит, что Хэмильтона почти наверняка ждет еще один штраф за замену коробки.


Если в Корее не произойдет чуда, борьбу за титул с пилотами Red Bull продолжит только Алонсо.

В то же время в наиболее комфортной ситуации с двигателями, коробками передач и просто со стабильностью находится как раз лидер чемпионата Марк Уэббер. Сам Марк считает, что одних только этих условий ему не хватит для титула, и намерен победить в какой-нибудь из ближайших гонок. Но так или иначе, австралиец сейчас - единственный пилот, который может позволить себе даже сход с дистанции, и даже при неудачном стечении обстоятельств наверняка не потеряет шансы на титул до самой последней гонки.

А вот команда Renault свою битву за четвертое место с Mercedes GP, похоже, уже проиграла. Двойной сход в Японии, где команда рассчитывала на удачное выступление, нанес серьезный удар по амбиция французов. И хотя вылет Росберга немного облегчил ситуацию, Шумахер принес Mercedes очередные восемь баллов, и команды разделяют уже 43 очка в Кубке конструкторов. Отыграть такое преимущество без побед на Гран-при почти нереально, а в победы Renault в финальных гонках, откровенно говоря, верится слабо.


Положение в общем зачете после шестнадцатого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Марк Уэббер Red Bull Renault 220
2. Фернандо Алонсо Ferrari 206
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 206
4. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 192
5. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 189
6. Фелипе Масса Ferrari 128
7. Нико Росберг Mercedes GP 122
8. Роберт Кубица Renault 114
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 54
10. Адриан Сутиль Force India Mercedes 47
11. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 41
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 27
13. Виталий Петров Renault 19
14. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 17
15. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 13
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 8
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari 4
19. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
20. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
21. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
22. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
23. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
24. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
25. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0
25. Кристиан Клин Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после шестнадцатого этапа

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 426
2. McLaren Mercedes 381
3. Ferrari 334
4. Mercedes GP 176
5. Renault 133
6. Force India Mercedes 60
7. Williams Cosworth 58
8. BMW Sauber Ferrari 37
9. Toro Rosso Ferrari 11
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0