Гонка со временем

В сложных условиях Гран-при Кореи Фернандо Алонсо вернул себе лидерство в чемпионате

Гонщик команды Формулы-1 Ferrari Фернандо Алонсо выиграл Гран-при Южной Кореи и вышел на первое место в чемпионате мира. Оба пилота Red Bull до финиша не добрались, поэтому за две гонки до окончания сезона Алонсо опережает Марка Уэббера из Red Bull на 11 очков, а его напарника Себастьяна Феттеля - на 25. Подтянулся к первому месту и Льюис Хэмильтон из McLaren. А вот его напарник Дженсон Баттон сохранил лишь теоретические шансы подтвердить свой прошлогодний титул.

Быть или не быть

На протяжении последних месяцев первый в истории Гран-при Южной Кореи регулярно обсуждался в автоспортивных СМИ. И главным вопросом было не то, какая конфигурация ждет участников на новой трассе, и даже не то, с какими погодными условиями встретятся они в конце октября, а то, состоится ли эта гонка вообще. Ведь еще во время предыдущего этапа, который прошел двумя неделями раньше в Японии, ни у кого не было уверенности, что корейские строители успеют завершить сооружение автодрома.

По большому счету, они и не успели. Руководитель инспекции FIA Чарли Уайтинг сделал очень большую поблажку организаторам корейской гонки, признав трассу годной для проведения Гран-при. Это был компромисс, необходимый как владельцам автодрома, компании KAVO, так и самой Формуле-1. Ведь отмена этапа вызвала бы негативную реакцию болельщиков, а учитывая сложную ситуацию в борьбе за титул, еще и бесконечные пересуды на тему того, в чью пользу сыграло это решение и не было ли оно предвзятым.


Трасса в Южной Корее оказалась не только скользкой, но и очень грязной. А из-за неудачно установленных бордюров гонщики раз за разом выносили на асфальт новые порции земли и пыли.

Да, Международная автофедерация отступила от собственных правил, которые требуют проведения заключительной инспекции FIA за 90 дней до старта гонки, и провела ее меньше чем за две недели. С другой стороны, нельзя сказать, что это случай совершенно беспрецедентный. И за примерами далеко ходить не надо - та же трасса "Смоленское кольцо" в Дорогобуже приняла летом этап чемпионата Европы по гонкам грузовиков вообще без окончательной инспекции FIA. Ее отложили на осень, хотя по правилам она должна была состояться за 60 дней до начала состязаний.

И так же, как в Южной Корее, в Смоленске представители FIA закрывали глаза на массу недоработок, временных решений и мелких огрехов со стороны организаторов, принеся все это в жертву возможности провести саму гонку по расписанию. Правда, есть существенная разница между этапом чемпионата Европы по гонкам грузовиков и Гран-при чемпионата мира по Формуле-1. Но так или иначе, проводить гонку на корейской трассе FIA разрешила.

Накануне Гран-при наибольшие опасения у команд, пилотов и специалистов вызывало состояние асфальта. Верхний слой был положен буквально перед инспекцией, и хотя при этом использовались специальные быстросохнущие сорта покрытия, было понятно, что асфальт будет очень скользким. Некоторые эксперты опасались еще и того, что новое полотно может разрушиться по ходу уик-энда, но эти опасения были развеяны архитектором Германом Тильке еще до начала Гран-при.

Однако асфальт действительно оказался очень скользким; причем, это усугублялось еще и тем, что организаторы Гран-при так и не смогли обеспечить на уик-энд достаточное количество гонок поддержки. В результате, слой резины на асфальте рос не настолько быстро, как хотелось бы, и в субботу трасса по-прежнему плохо держала машины. Но при этом пилоты с запасом перекрыли расчетное время прохождения круга - организаторы предрекали, что оно составит примерно минуту и 40 секунд, тогда как в действительности уже на второй сессии в пятницу лучшие машины проходили круг быстрее 1 минуты и 38 секунд.


Квалификационные результаты Гран-при Кореи выглядели достаточно традиционно - пилоты Red Bull уверенно опередили конкурентов. Но до финиша ни Феттель, ни Уэббер не добрались.

В то же время выяснилось, что скользким асфальтом проблемы трассы не ограничиваются. Сразу в нескольких местах бордюры были установлены слишком низко, что было очень опасно - при попытке атаковать бордюр машины буквально проваливались в огромные ямы, что приводило к вылетам. Но еще больше нареканий вызвал въезд на пит-лейн, фактически неверно спроектированный. Машины, которые отправлялись в боксы, мешали оставшимся на трассе, при том что разница в скорости между ними была очень велика.

Исправлять все эти недостатки работники трассы принялись ночью перед основными заездами - бордюрные камни были доработаны, а въезд на пит-лейн чуть иначе размечен, благодаря чему он стал не таким опасным. В субботу заезды прошли уже значительно спокойнее, и в квалификации пилоты Red Bull привычно разыграли между собой поул-позишн, однако в воскресенье выяснилось, что радовались организаторы рано. Из-за зарядившего с утра дождя многострадальная корейская гонка вновь оказалась на грани срыва.

Успеть до заката

Нельзя сказать, что дождь был таким уж сильным. Гонки Формулы-1 регулярно проводятся и в гораздо худших, с точки зрения погоды, условиях. Но дренаж только что построенной трассы совершенно не справлялся с потоками воды, и на поворотах, как раз там, где накануне строители спешно поправляли бордюры, образовались глубокие лужи, грозившие болидам Формулы-1 вылетом на обочину.

По ходу дня дождь постепенно стихал, но из-за луж старт гонки был отложен на 10 минут. Когда эти 10 минут прошли, машины отправились в гонку за автомобилем безопасности, но только для того, чтобы спустя четыре круга увидеть красный флаг - начинать соревнования в таких условиях было слишком опасно. Пилотам ничего не оставалось, кроме как ждать улучшения условий.

Вскоре дождь совсем прекратился, но воды на трассе от этого меньше не стало. Организаторы, как могли, сражались со стихией и собственными недоработками, пытаясь убрать воду из наиболее опасных мест при помощи чистильщиков асфальта. Отчасти им это даже удалось, но и дождь вскоре возобновился. Спустя час машины все же стартовали вновь, и вновь в режиме сэйфти-кара.


Главной проблемой для пилотов в дождь стала плохая видимость. Из-за этого машина безопасности "катала" пелотон в общей сложности на протяжении 17-и кругов. И еще дважды появлялась позже из-за аварий.

После гонки большинство гонщиков отметили, что решение о задержке старта было совершенно верным - огромные лужи были очень опасны, а видимость на трассе из-за тучи брызг была практически нулевой. Исключением стал лишь Льюис Хэмильтон, который регулярно оповещал команду о том, что все прекрасно и состояние трека отличное, а в какой-то момент даже заявил, что условия улучшились настолько, что можно переходить на резину для слабого дождя.

Опрометчивость этого заявления стала очевидной через несколько секунд, когда гонщик Force India Витантонио Льюцци, попав в лужу на торможении, вылетел за пределы трассы. Впрочем, все отлично понимали, что оптимизм Хэмильтона носил вынужденный характер - в личном зачете Льюис отставал от Марка Уэббера уже на 28 очков, и в случае отмены этапа его и без того невысокие шансы на титул превращались в совсем эфемерные.

А риск отмены Гран-при с каждой минутой становился все реальнее. К тому же в интересах европейской аудитории старт гонки первоначально был назначен на три часа по местному времени, и когда спустя полтора часа машины продолжали наматывать круги за сэйфти-каром, стало ясно, что до наступления темноты гонщики могут и не успеть проехать две трети дистанции, а в этом случае им бы начислили лишь половину очков.

Не формат
Гран-при Южной Кореи изобиловал разнообразными странными событиями, но в основном они были связаны с состоянием трассы. В субботу, правда, "отличился" и один из пилотов: после квалификации ветеран Формулы-1 Рубенс Баррикелло не отказал себе в удовольствии в очередной раз пожаловаться на пилота Mercedes Михаэля Шумахера.

По словам Баррикелло, Михаэль блокировал его в одной из попыток, помешав показать лучший результат. Инцидент этот, надо заметить, действительно имел место. Однако на узкой трассе в Корее с подобными проблемами столкнулись многие гонщики. Более того - сразу после квалификации Шумахер извинился перед своим бывшим напарником по Ferrari, и, по словам немецкого гонщика, он был очень удивлен, когда команда Williams все-таки подала протест.

Интерес Баррикелло, впрочем, был вполне рациональным - Михаэль квалифицировался впереди Рубенса, и в случае штрафа бразилец выиграл бы позицию. Однако в дело мешался руководитель Mercedes Росс Браун. Британец выразил свое недоумение претензиями со стороны Баррикелло - ведь очень странно называть "быстрым" круг, на первом секторе которого Баррикелло проиграл 0,4 секунды своему собственному результату. В итоге судьи все же признали Шумахера виновным, но ограничились предупреждением.

Машина безопасности покинула трассу после 17-ти кругов, но лишь для того, чтобы вернуться спустя всего два круга. Лидер чемпионата Марк Уэббер не удержал свою машину, вылетел с трассы и врезался в отбойник, а после выбил из гонки еще и Нико Росберга. Машина Марка остановилась в крайне неудобном месте, где не было эвакуаторов, и у организаторов не оставалось другого выбора, кроме как вновь приостановить гонку.

За два круга, в течение которых гонка проходила в "боевом" режиме, изменений в лидирующей группе почти не произошло - лишь оба пилота Mercedes отыграли по одной позиции. Михаэль Шумахер сразу после рестарта прошел Кубицу, а Нико Росберг опередил Льюиса Хэмильтона. К слову, если бы он этого не сделал, вполне возможно, что именно Льюис, а не Нико, попал под удар вылетевшего Уэббера.

Пока сэйфти-кар находился на трассе, в Renault решили сменить тактику для Виталия Петрова, зазвав его в боксы и поставив на его болид резину для слабого дождя. Это решение было достаточно смелым, но в команде вынуждены были рисковать - Виталий стартовал лишь 20-м и к пит-стопу лишь благодаря вылетам соперников продвинулся на 17-ю строчку.

Очередной рестарт произошел на 24-м круге, но вновь гонка продолжалась совсем недолго. Сначала не поделили трассу Трулли и Сенна, причем для Трулли гонка на этом была закончена. А спустя еще пару кругов в серьезную аварию попал Тимо Глок - его буквально вынес с трассы Себастьен Буэми. Асфальт оказался усыпан обломками, и пелотон в очередной раз возглавил автомобиль безопасности... И опять в коротком промежутке между его появлениями в стане лидеров свою позицию смог улучшить только Шумахер - на этот раз он опередил Дженсона Баттона.

Увидев сэйфти-кар на трассе, в боксы отправились практически все те, кто не успел сменить резину раньше. Лидеры гонки, Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо, свернули на пит-лейн кругом позже, но вряд ли это повлияло бы на их позиции, если бы в Ferrari один из механиков не завозился с правым передним колесом. В результате на второе место вышел Хэмильтон, а Алонсо вернулся на трассу третьим.

Впрочем, сразу после рестарта все вернулось на круги своя - Хэмильтон ошибся на торможении и, проехав за пределами трассы, вновь выпустил вперед испанца. Но до конца гонки было много времени, и мало кто сомневался, что гонку ждет еще множество сходов и аварий.

К сожалению, на 41-м круге автором очередного вылета стал Виталий Петров. Россиянин, благодаря раннему пит-стопу прорвавшийся к этому моменту на седьмую позицию и опережавший Кубицу, ошибся на выходе из поворота, машину сорвало с полотна, и она на высокой скорости вылетела в отбойник. Справедливости ради стоит заметить, что эта авария во многом стала следствием командной тактики - ведь дождевая резина у Петрова была к тому моменту очень изношенной, о чем сказал после гонки и следовавший непосредственно позади Виталия его извечный конкурент Нико Хюлькенберг.


Михаэль Шумахер провел в Корее свою, пожалуй, лучшую гонку в сезона. Дженсон Баттон - напротив, одну из худших.

Однако спустя еще несколько кругов об аварии Петрова все забыли. Совершенно неожиданно на болиде лидера гонки, Себастьяна Феттеля, взорвался мотор. Подобные неприятности с двигателями Renault вообще возникают крайне редко, а уж увидеть что-то подобное в дождевой гонке, где нагрузки на мотор невелики, было и вовсе странно. Так или иначе, пока Феттель исполнял роль пожарного, собственноручно загасив пламя из огнетушителя, гонку возглавил Фернандо Алонсо.

К тому моменту составить конкуренцию испанцу не мог уже никто. Льюис Хэмильтон, занимавший вторую позицию, был явно не в состоянии поддерживать его темп и с каждым кругом отставал все дальше и дальше. Третьим шел напарник Алонсо, Фелипе Масса, а на четвертое место поднялся Михаэль Шумахер, который уже никуда не торопился. Еще один болид McLaren, за рулем которого находился Дженсон Баттон, безнадежно застрял в середине пелотона, и даже попадание в очки для действующего чемпиона мира оказалось непосильной задачей.

На последних кругах стало стремительно темнеть. Даже зрители видели болиды все хуже и хуже, что уж говорить о гонщиках, которым мешали еще и затемненные визоры их шлемов. По словам Алонсо, в некоторых местах он практически не видел точки торможения, ориентируясь больше на интуицию, чем на зрение. Другой проблемой становился износ покрышек - дождь к тому моменту кончился, трасса частично подсохла, и мягкие дождевые шины стремительно разрушались.

Жертвами улучшения погоды стали гонщики Williams. Сначала Нико Хюлькенберг потерял несколько мест из-за медленного прокола, а незадолго до финиша Рубенс Баррикелло не удержал машину и пропустил вперед Кубицу и Льюцци. В итоге вместо пятого и шестого места на финише пилоты команды из Гроува финишировали лишь на седьмой и десятой позиции. Да и десятое место Хюлькенберга стало возможным лишь благодаря ошибке Альгерсуари на последних кругах.


Результаты Гран-при Южной Кореи

Место Гонщик Команда Время
1. Фернандо Алонсо Ferrari 2ч 48:20.810
2. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +14.999
3. Фелипе Масса Ferrari +30.868
4. Михаэль Шумахер Mercedes GP +39.688
5. Роберт Кубица Renault +47.734
6. Витантонио Льюцци Force India Mercedes +53.571
7. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1:09.257
8. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +1:17.889
9. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari +1:20.107
10. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1:20.851
11. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1:24.146
12. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +1:29.939
13. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +1 круг
14. Бруно Сенна Hispania Cosworth +2 круга
15. Сакон Ямамото Hispania Cosworth +2 круга
16. Адриан Сутиль Force India Mercedes сход
17. Себастьян Феттель Red Bull Renault сход
18. Виталий Петров Renault сход
19. Тимо Глок Virgin Cosworth сход
20. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari сход
21. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth сход
22. Ярно Трулли Lotus Cosworth сход
23. Марк Уэббер Red Bull Renault сход
24. Нико Росберг Mercedes GP сход

Главный конкурент

Победа Алонсо, уже пятая в этом году, сделала его лидером чемпионата и окончательно запутала ситуацию в турнирной таблице. В середине сезона казалось, что болиды Ferrari окончательно потеряли темп и главным конкрентом Red Bull в борьбе за титул будет McLaren, однако концовку чемпионата итальянская команда проводит очень сильно. Фернандо выиграл три из последних четырех Гран-при, и более того - в последних семи гонках он шесть раз поднимался на подиум, лишь в Бельгии не добравшись до финиша.

Несмотря на сход, Уэббер сохранил шансы на титул, но теперь они значительно уменьшились. Австралиец отстает от Алонсо всего на 11 очков, но чтобы их наверстать, нужно выигрывать гонки, а именно это у Марка в последнее время и не выходит. Его четвертая победа в чемпионате произошла в уже далекой Венгрии, и с тех пор он не выигрывал пять гонок кряду.


В Корее Фернандо Алонсо вышел в лидеры чемпионата не только по очкам, но и по числу побед.

Впрочем, машины Red Bull по-прежнему самые быстрые на трассе. Но одним из главных аргументов в борьбе за победу для Алонсо стала безоговорочная поддержка команды, которая уже очень давно сконцентрировала свои усилия на одном пилоте. А вот в Red Bull пойти по этому пути упорно отказываются, и все отлично знают, почему. Вот и после окончания корейского Гран-при руководитель австрийской конюшни Кристиан Хорнер поспешил заявить, что и теперь, всего за две гонки до финиша, команда не будет делать ставку на Уэббера и намерена "в равной степени" поддерживать обоих своих пилотов.

Проблема, однако, заключается в том, что Феттель отстает от Алонсо на 25 очков, и помочь Себастьяну выиграть титул может только сход испанца в одной из гонок либо его финиш вне очковой зоны. Учитывая удивительную скорость и стабильность Ferrari в последнее время, в такой исход верится с трудом. А если Феттель выиграет оба оставшихся этапа, то Алонсо будет достаточно финишировать оба раза третьим, чтобы вновь стать чемпионом мира. Феттель в этом случае фактически сработает на Ferrari, лишив очков своего напарника.

Второе место Льюиса Хэмильтона позволило и пилоту McLaren вернуться в борьбу за чемпионат. Правда, непонятно каким образом он может отыграть 21 очко отставания от Алонсо, учитывая довольно посредственную форму, в которой сейчас находятся машины McLaren. Но теперь, по-крайней мере, Льюису не придется бороться со своим напарником по команде - Дженсон Баттон провел на редкость неудачную гонку, и у него остались лишь теоретические шансы на титул. Скорее всего, это позволит McLaren с чистой совестью сконцентрировать усилия на поддержке Хэмильтона.

В Кубке конструкторов борьба также неожиданно обострилась. Оба пилота Ferrari финишировали на подиуме, что позволило Скудерии совершить большой прыжок вперед и вплотную приблизиться к McLaren. Британцы, в свою очередь, также несколько подобрались к Red Bull. С точки зрения титула этот трофей, может быть, не так важен, но стоит напомнить, что доходы от телетрансляций в Формуле-1 распределяются именно в соответствии с местами в командном зачете.


Из-за позднего начала гонки и низких скоростей под дождем гонка финишировала после заката, а церемония награждения проходила уже при искусственном освещении.

А вот борьба за четвертую позицию фактически уже закончена. В какой-то момент в Renault всерьез намеревались потеснить Mercedes GP с позиции "лучшей из остальных" команд, но на протяжении четырех последних гонок набрали меньше очков, чем их немецкие конкуренты. Особенно неприятна эта картина для французов в связи с тем, что в Mercedes уже давно сконцентрировали усилия на машине для будущего сезона, тогда как в Renault продолжают совершенствовать нынешнюю.

К сожалению, стоит признать, что проблема французов кроется в результатах (точнее в их отстутствии) второго пилота. Кубица регулярно набирает очки, а вот Виталий Петров за пять последних этапов заработал всего лишь два очка. В Mercedes, напротив, попавшего в полосу неудач Росберга подстраховал Михаэль Шумахер, который в последнее время стал чувствовать себя в машине намного увереннее.

Каждый раз Виталий в какой-то момент демонстрирует неплохую скорость, и его сходы в двух последних гонках можно считать в определенной степени стечением обстоятельств. Однако Эрик Булье, похоже, занял весьма жесткую позицию - ему нужен результат. Если в двух последних Гран-при в выступлениях россиянина этот результат не появится, то, вероятнее всего, Петрову придется думать о продолжении карьеры в Формуле-1 в какой-то другой команде.


Положение в общем зачете после семнадцатого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Фернандо Алонсо Ferrari 231
2. Марк Уэббер Red Bull Renault 220
3. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 210
4. Себастьян Феттель Red Bull Renault 206
5. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 189
6. Фелипе Масса Ferrari 143
7. Роберт Кубица Renault 124
8. Нико Росберг Mercedes GP 122
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 66
10. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 47
11. Адриан Сутиль Force India Mercedes 47
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 31
13. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 21
14. Виталий Петров Renault 19
15. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 18
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 8
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari 6
19. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
20. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
21. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
22. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
25. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
24. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0
25. Кристиан Клин Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после семнадцатого этапа

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 426
2. McLaren Mercedes 399
3. Ferrari 374
4. Mercedes GP 188
5. Renault 143
6. Force India Mercedes 68
7. Williams Cosworth 65
8. BMW Sauber Ferrari 43
9. Toro Rosso Ferrari 11
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0