Справка с осложнением

Минздрав ужесточил процедуру получения медсправки для водителей

Минздравсоцразвития внес ряд изменений в процедуру прохождения медосмотра для получения водительского удостоверения. Прежде всего, они коснулись формы и содержания медицинской справки о состоянии здоровья автомобилиста.

Изменить порядок прохождения медосмотра потребовал президент России Дмитрий Медведев в августе 2009 года. Кроме того, он поручил Минздраву разработать проект федерального закона о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения. Этот документ должен был предусматривать периодичность и порядок проведения обязательных медицинских освидетельствований, а также перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами.

В марте 2010 года Минздрав подготовил соответствующие поправки к "Закону о безопасности дорожного движения". Однако первым шагом в обеспечении безопасности на дорогах со стороны Минздрава стало утверждение нового бланка справки для получения водительского удостоверения. По мнению представителей министерства, он позволит бороться как с коррупцией в медицинских учреждениях, выдающих справки, так и с рынком поддельных справок.

Разрабатывая новый бланк, Минздрав, во-первых, решил защитить его от подделок. Новые справки будут обладать степенью защиты уровня "B" - точно такой же, например, как больничные листы о временной нетрудоспособности, которые содержат водяные знаки. В Минздраве и ГИБДД надеются, что такие меры позволят уменьшить количество поддельных справок - сейчас эти документы печатаются на обычном листе формата А5.

По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, введение степени защиты для медсправки бессмысленно, поскольку с финансовой точки зрения подделывать ее и так невыгодно. Сегодня гораздо проще обратится в медицинское учреждение, где справку по сути можно купить - и при этом она будет напечатана на официальном бланке и заверена легально действующими врачами.

Однако Минздрав, как ему кажется, нашел способ бороться и с таким видом мошенничества: отныне выносить свое заключение о наличии или отсутствии у водителя болезней, которые запрещают ему управлять транспортным средством, каждый специалист будет в отдельности. Причем под этим своим решением врач будет ставить фамилию и подпись. Напомним, что нынешний бланк справки предполагает только общее заключение терапевта, который, как считает закон, ознакомлен с решением нарколога, психиатра и окулиста о способности гражданина водить машину.

Таким образом, новая форма справки должна повысить ответственность врачей, поскольку каждому из них придется отвечать за поставленный диагноз, а точнее, за его отсутствие. Как пишет "Российская газета", за выдачу медицинского заключения, в котором будут указаны неверные или ложные сведения о здоровье водителя, на работника медицинского учреждения может быть наложен штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей. При этом сам водитель за сокрытие данных о болезни может быть оштрафован на 30-50 тысяч рублей.


Существующий бланк справки о допуске водителя к управлению транспортным средством был утвержден еще в 1989 году и с тех пор ни разу не менялся.

Однако, как считает Травин, доказать, что медработник сознательно изменил диагноз, будет сложно: врач легко оправдается тем, что на момент обследования у пациента не было выявлено признаков заболевания. Получается, что медицинские работники всегда смогут избежать наказания за сокрытую болезнь.

В настоящее время справку можно получить, формально посетив только терапевта, нарколога, психиатра и окулиста - ключевых, по мнению медицинских учреждений, работников. Новая форма справки обязывает водителя пройти осмотр у семи специалистов: помимо перечисленных, это еще хирург, отоларинголог и невропатолог.

Для чего нужны консультации еще и этих врачей, Минздрав ответит уже в ближайшее время: в рамках все того же проекта, в законе о дорожном движении должен появиться расширенный перечень заболеваний, при которых человеку запрещается управлять транспортным средством. Помимо уже привычных алкоголизма, наркомании, эпилепсии, в списке запрещенных появятся такие болезни, как ревматизм, ишемическая болезнь сердца, гипертония, варикоз нижних конечностей, цирроз печени, хронические болезни почек и другие.

Помимо изменения формы и содержания справки, Минздрав обязал медучреждения регистрировать каждое выданное медицинское свидетельство в специальном журнале. В нем будет указываться номер документа, дата выдачи, имя и фамилия водителя, а также условия его допуска к управлению машиной. Предполагается, что данные сведения будут поступать в ГИБДД: таким образом, инспекторы смогут бороться со справками, выданными нелегально.

Эту инициативу Минздрава Виктор Травин называет полезной. Кроме того, он считает, что в России необходимо наладить связь между медицинскими учреждениями и ГИБДД. Такая связь позволит регулярно направлять в Госавтоинспекцию информацию о состоянии здоровья водителя, у которого будут выявлены заболевания, запрещающие управление автомобилем.

Пока же, по мнению Травина, предпринятые Минздравом меры не могут помочь в борьбе с коррупцией. Медицинские учреждения и дальше будут продавать справки "не глядя", поскольку это для них финансово выгодно. Добиться добросовестного отношения к проведению процедуры медосмотра водителей можно только в том случае, если граждане перестанут платить за получение справок медучреждениям, которые их выдают, считает Травин. Однако, как в этом случае покрывать расходы поликлиники, он не уточнил.

Между тем, если новый порядок действительно повысит ответственность врачей, то медицинские справки могут подорожать, поскольку врачи будут тратить больше времени на обследование граждан, получающих права. Кроме того, посещение всех семи врачей займет у водителя больше времени: значительная часть медучреждений не имеет собственных наркологов. В конце концов, если ГИБДД и поликлиники наладят "обмен данными", это может затормозить процесс выдачи прав.

Пока проходить медосмотр водителям придется, как и раньше, при получении новых прав. Однако поправки, подготовленные Минздравом к "Закону о безопасности дорожного движения", обяжут автомобилиста посещать врачей раз в два года. Правда, как быстро будут приняты эти поправки и будут ли они приняты именно в таком виде, неизвестно.

Теоретически, нововведения должны уменьшить количество справок, выданных нелегально или полулегально. В свою очередь, это снизит на дорогах число водителей, страдающих рядом заболеваний, при которых управление автомобилем может быть опасным для жизни окружающих. Хочется в это верить, однако пока верится совсем в другое. Например, в то, что значительное число россиян, которым противопоказано садиться за руль, смогут найти способ обойти закон и все же получат права.