Не просто отзыв

"АвтоВАЗ" решился на бесплатный ремонт 14 тысяч "Лад"

Волжский автозавод в понедельник объявил об отзыве почти 12 тысяч автомобилей Lada Kalina, Priora и Lada 4x4 из-за неисправного вакуумного усилителя тормозов. Однако еще в пятницу, 29 октября, пресс-служба совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" сообщила об аналогичной сервисной акции, которая затронула 1973 внедорожника Chevrolet Niva. Таким образом, под сервисную кампанию попало 14 тысяч автомобилей российского производства - фактически, это крупнейший для отечественного автопрома отзыв, имеющий все шансы стать событием не просто значимым, но еще и знаковым.

Привычка отзывать

Безусловно, количество отозванных машин в данном случае кажется не столь уж важным. Все дело в самом факте отзыва, нарушающем традиции российского автопрома, который до недавнего времени не имел привычки отзывать автомобили для устранения заводских дефектов. Поскольку советские марки никогда не знали, что такое конкуренция, то и заботиться о своем имидже им было незачем. К тому же на автомобили в СССР, несмотря на их дороговизну и недоступность для большинства граждан, выстраивались очереди - где уж тут думать об отзывах.

После распада Советского Союза российский автопром сохранил традицию смотреть на надежность и качество итогового продукта сквозь пальцы. Этим и обусловлена репутация "Лад": вряд ли кого-то можно удивить тем, что у машин "АвтоВАЗа" непременно что-то выходит из строя спустя пару месяцев после начала эксплуатации.

Однако бурный рост спроса на новые машины в России оказал серьезное влияние на весь отечественный рынок: появились недорогие машины, сопоставимые по цене с "Ладами", но куда более надежные и качественные. Разумеется, они не смогли отбить у "АвтоВАЗа" наиболее массовый сегмент рынка, однако Волжскому заводу поневоле пришлось задуматься о том, что потенциальный покупатель может предпочесть их ломкой продукции куда более совершенную иномарку.

Впрочем, первый крупный отзыв автомобилей "АвтоВАЗа" произошел еще в феврале 2002 года: тогда под него попали около тысячи внедорожников "Нива" - модели ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214, выпущенные в конце декабря 2001 года. В них был обнаружен дефект гидроусилителя руля, который мог привести к потере управляемости.


В 2003 году "АвтоВАЗ" отзывал свыше 7,5 тысячи автомобилей для замены болтов крепления вилки к валу руля, однако сама компания старалась не афишировать данный отзыв.

По-крупному

В дальнейшем один, иногда два раза в год в СМИ появлялись короткие сообщения о проведении сервисной кампании с участием одной-двух тысяч машин Волжского автозавода. По-настоящему крупный резонанс вызвал лишь отзыв 6,2 тысячи автомобилей Lada Kalina в начале 2010 года. Однако его можно назвать случайностью, которая произошла благодаря одному из менеджеров завода: он случайно обнаружил в своей "Калине" трещину во втулке рулевого колеса, из-за которой водитель мог потерять контроль над управлением.

Как тогда писал "Коммерсант", руководство завода "по каким-то причинам решило не афишировать этот факт": о неисправности молчали и в половине дилерских центров, которые должны были, по поручению "АвтоВАЗа", исправить недостаток. По крайней мере, корреспонденту газеты представители сервисных центров отказывались подтверждать информацию о наличии проблемы, однако как только он представлялся владельцем "Калины", ему сразу же предлагали заменить втулку.

Несмотря на то, что сокрытие неисправностей в автомобилях, которые могут угрожать жизни людей, в большинстве цивилизованных стран считается подсудным делом, российские власти на ситуацию с неисправными "Ладами" не отреагировали.

И вот осенью 2010 года компания "АвтоВАЗ", изучив, по видимому, опыт мировых автопроизводителей, дозрела до понимания, что отзыв не всегда является позорным событием (особенно если он происходит в разумных масштабах), и вернула на завод 14 тысяч машин. Однако проведение сервисной кампании было инициировано не самим Волжским автозаводом, а его совместным с концерном General Motors предприятием. Контроль за качеством выпускаемой продукции на нем осуществляется специалистами обеих компаний, но если для "АвтоВАЗа" тугие тормоза - это мелочь, то для GM - это повод для отзыва.

Как ранее сообщили в пресс-службе "GM-АвтоВАЗа", проблема с тормозами может возникать из-за некорректной работы вакуумного усилителя производства Димитровградского автоагрегатного завода (ДААЗ). Предприятие изготавливает усилители и для модели Chevrolet Niva, и для ряда автомобилей Lada. Таким образом, объявив об отзыве "Нив", СП автоматически поставило под сомнение исправность автомобилей, произведенных в Тольятти.

Если вспомнить случай 2006 года, то можно предположить, что руководство "АвтоВАЗа" могло бы равнодушно отнестись к неисправности усилителей. Однако за четыре года компания приобрела иностранного партнера (и владельца 25-процентного пакета акций), который заботится о своей репутации, а значит, и о репутации российского автопроизводителя. Речь идет об альянсе Renault-Nissan, который в ближайшее время собирается потратить много сил и денег на модернизацию "АвтоВАЗа".


Большинство предприятий, изготавливающих компоненты для "Лад", оснащены старым оборудованием, не подвергавшимся модернизации около 20 лет. Фото завода "Балаковорезинотехника".

Тем более что ранее французско-японский альянс неоднократно заявлял о желании повысить качество продукции, выпускаемой на заводе в Тольятти. В частности, зарубежные партнеры обращали внимание россиян на необходимость тщательно отбирать поставщиков для "АвтоВАЗа", отдавая предпочтение совместным предприятиям, созданным при участии иностранных и российских компаний. И несмотря на то, что по-настоящему жесткий контроль со стороны Renault и Nissan начнется после запуска на заводе производства машин под этой маркой, можно предположить, что за качеством продукции "АвтоВАЗа" в компании следят уже сейчас.

Нормальная практика

Представители иностранного альянса понимают, что отзыв машин - это нормальное явление для любого автопроизводителя, свидетельствующее, в частности, о том, что компания заботится о качестве своей продукции. Ежегодно в рамках сервисных кампаний проверку проходят миллионы машин, причем среди них встречаются как бюджетные машины, так и спорткары (достаточно вспомнить, например, недавний отзыв Ferrari 458 Italia).

За последний год рекордсменом по количеству отозванных машин стала корпорация Toyota, которая с конца 2009 года отозвала более десяти миллионов автомобилей - у большинства из них были обнаружены неполадки педали газа, приводившие к самопроизвольному ускорению машин. Однако, как показала практика, даже столь масштабный отзыв не повлиял ни на уровень продаж, ни на репутацию компании. Более того, автопроизводитель повернул ситуацию себе на пользу, заявив, что отныне будет еще больше внимания уделять качеству машин.

Влияние сервисной кампании на репутацию марки зависит еще и от того, кто именно инициировал отзыв машин. Тут может быть два варианта: в Америке, например, чаще всего инициатором становится Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA), которая собирает жалобы от автовладельцев и в случае необходимости проводит расследования. Кроме того, свое расследование может инициировать и сама компания, если в ходе тестирования образцов из уже готовой партии машин в них обнаруживаются неисправности. По словам представителей пресс-центра "АвтоВАЗа", недостатки усилителей тормозов в "Ладах" были выявлены работниками завода.

Разумеется, логично было бы ожидать, что проблема всплывет сразу же после того, как на заводе были изготовлены первые машины из партии с бракованными усилителями. Однако данный дефект может проявиться не сразу, а по прошествии некоторого времени, заявили в пресс-центре "АвтоВАЗа". Тем не менее, машины, попавшие под отзыв, можно назвать практически "свежими" - они были изготовлены и отгружены дилерам в период с 8 по 16 октября.

Исправлять неисправность "АвтоВАЗ" намерен согласно мировой практике. Компания уже разослала дилерам уведомления о неисправностях машин. В ближайшее время дилеров обязали связаться с покупателями, которые приобрели машины, попадающие в "зону риска". Соответственно, все тем же дилерам придется отчитываться перед Волжским автозаводом за каждого клиента.


Компания Toyota, скрывшая от американского правительства информацию о возможной неисправности педалей газа в автомобилях, подверглась крупнейшему в истории автопрома штрафу - 16,4 миллиона долларов.

Как и положено в мировом автопроме, проверка и, в случае выявления неисправности, замена усилителя будут производится бесплатно. Как отметили в пресс-центре "АвтоВАЗа", эти процедуры могут производиться в присутствии владельца и не требуют ни возврата машины на завод, ни длительного ремонта в сервисе. При этом для диагностики тормозов работнику официального сервисного центра "АвтоВАЗа" потребуется несколько минут.

Шаг вперед...

Ежегодно Национальная администрация безопасности дорожного движения США объявляет об отзыве нескольких сотен тысяч автомобилей в связи с возможными неисправностями. Не менее внимательно за качеством своих машин следят власти Великобритании и Японии. Однако в условиях современной конкуренции самый строгий оценщик для автопроизводителя - это он сам.

Пока эта мысль верна только для иностранных брендов. Но в случае, если отечественный автопром признает тот факт, что его продукция не идеальная и требует доработок, то это будет не просто констатацией факта. Это будет пусть незначительным, но шагом вперед к производству качественных автомобилей. Главное, потом не сделать два шага назад.