Победа над здравым смыслом

Победа на Гран-при Бразилии обеспечила Red Bull Кубок конструкторов

Гонщики команды Формулы-1 Red Bull заняли первое и второе место на финише Гран-при Бразилии. Этот результат позволил австрийской конюшне гарантировать первый в ее истории Кубок конструкторов. Однако из-за того, что выиграл гонку Себастьян Феттель, а не Марк Уэббер, борьба за титул в личном зачете для представителей "Красных быков" осложнилась.

Пилот Ferrari и лидер чемпионата мира Фернандо Алонсо завершил Гран-при на третьем месте, и благодаря этому свел к минимуму потерю очков в турнирной таблице. Еще один претендент на титул, Льюис Хэмильтон из команды McLaren, финишировал четвертым. Таким образом, судьба чемпионата решится в финальной гонке, которая пройдет в Абу-Даби всего через неделю.

Невероятный Халк

Гран-при Бразилии на трассе Интерлагос стал предпоследним этапом в этом сезоне. Однако перед его началом шансы на победу в чемпионате сохраняли сразу пять гонщиков - случай для современной Формулы-1 небывалый. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что шансы пилота McLaren Дженсона Баттона были чисто математическими - поверить в две подряд победы Дженсона в финальных гонках, да еще и в сочетании с неудачами конкурентов, было сложно.

Тем не менее, Дженсон отказался признавать свое поражение и объявил о намерении "бороться до конца". А руководитель McLaren Мартин Уитмарш его в этом поддержал и заявил, что команда продолжит поддерживать обоих пилотов в сражении за титул. Все эти смелые заявления в большой степени нивелировались тем фактом, что и шансы другого гонщика команды, Льюиса Хэмильтона, выглядели довольно призрачно. Несмотря на то, что Льюис занимал в чемпионате третье место, опережая даже Феттеля, форма болидов McLaren в последних гонках сюрпризов не предполагала.

С совсем иной ситуацией столкнулись пилоты Red Bull. Марк Уэббер отставал от Алонсо на 11 очков, Феттель - на 25. Подавляющая часть специалистов сходилась во мнении, что команда должна наконец поддержать Уэббера - ведь его шансы на победу в чемпионате выглядят намного более реальными, чем у напарника. Тем не менее, руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер в очередной раз заявил, что применять командную тактику они не намерены.


Вовремя сменив покрышки во время дождевой квалификации и быстро прогрев резину, Нико Хюлькенберг добился невероятного результата - первый поул в карьере!

Конечно, позиция команды могла и измениться, если бы по ходу Гран-при стало ясно, что опередить Алонсо на финише Феттелю не удастся - в этом случае он терял бы даже теоретические шансы на титул. Но уже после первых тренировок стало понятно, что тон в Бразилии будет задавать именно Red Bull. В пятницу Феттель уверенно выиграл и первую, и вторую сессию свободных заездов, а Уэббер оба раза был вторым, совсем немного уступая своему напарнику.

Не формат
Нападение на Дженсона Баттона стало далеко не первым криминальным происшествием во время Гран-при Бразилии. Каждый год местные бандиты грабят сотрудников команд Формулы-1, угрожая оружием. В нынешнем сезоне их жертвами стали механики Sauber.

Казалось бы, это веская причина исключить гонку в Сан-Паулу из календаря чемпионата, заменив ее этапом на одной из многочисленных новых трасс, однако Берни Экклстоун отказывается даже рассматривать такую возможность. По его словам, в Бразилии не происходит ничего особенного - ведь самого Берни там не грабили ни разу...

Впрочем, владельца коммерческих прав чемпионата можно понять. Интерлагос - единственная трасса в Южной Америке, пригодная для проведения гонок Формулы-1, и с ее исчезновением из календаря чемпионат потеряет целый континент.

Однако в субботу в Сан-Паулу пошел дождь, отчасти смешавший карты лидерам. Утренняя практика прошла на мокрой трассе, и во время нее очень хорошо себя зарекомендовали пилоты Renault, Роберт Кубица и Виталий Петров. Правда, к началу квалификации дождь практически закончился, но асфальт был по-прежнему влажным, так что все еще можно было ждать сюрпризов. Причем прогноз погоды на воскресенье обещал сухую погоду, что ставило инженеров перед сложным выбором - делать ставку на дождевые настройки, чтобы получить хорошую стартовую позицию, или на сухие, чтобы успешно выступить в гонке.

Главной неожиданностью поначалу стало то, что ни Нико Росберг из Mercedes, ни Дженсон Баттон не смогли пробиться в финальный сегмент квалификации. Росберг попал в трафик, из-за которого так и не смог проехать "чистый" круг, а Баттон жаловался на поведение машины. Причем, по его словам, проблемы начались с самого начала уик-энда, а как раз в квалификации она выглядела получше. В довершении всех бед, по пути от автодрома в гостиницу на Баттона еще и было совершено вооруженное нападение, и лишь решительность водителя-полицейского спасло чемпиона мира от больших неприятностей.

А тем временем трасса уже успела подсохнуть, и стало ясно, что незадолго до окончания заездов пилоты попробуют перейти на "слики". Так и произошло - показав для гарантии время на промежуточной резине (хорошо себя проявили в этот момент Хэмильтон и Шумахер), они один за другим отправились в боксы за покрышками для сухой погоды. Казалось, это гарантирует очередной поул пилотам Red Bull, однако лучшее время неожиданно показал Нико Хюлькенберг!


Благодаря успеху Хюлькенберга тройка победителей квалификации выглядела довольно необычно.

В условиях подсыхающей трассы, как правило, самым быстрым оказывается тот, кто проедет круг позже остальных. В этом смысле стратеги Williams сработали лучше остальных - на финальный круг немец ушел за несколько секунд до взмаха клетчатого флага. Однако в этот же момент он сумел продемонстрировать время, которое никому перекрыть так и не удалось! Никому, кроме самого Хюлькенберга, который в заключительной попытке умудрился пронестись по трассе еще на секунду быстрее.

Хюлькенберг завоевал первый поул для команды Williams за пять лет, и тем самым серьезно повысил свои шансы в борьбе за место в команде на 2011 год. К сожалению, сделать чего-то подобного Виталию Петрову не удалось - на этот раз россиянин сумел пробиться в первую десятку, но оказался в ней единственным, кто круг на "сликах" проехал хуже, чем на дождевой резине. В результате Петров оказался лишь десятым, проиграв Хюлькенбергу катастрофические три секунды, хотя в первом и втором сегментах их результаты были практически одинаковыми.

Старая сказка

Впрочем, очки в Формуле-1 даются за позиции на финише гонки, а не квалификации. А шансов повторить свой успех на дистанции у Хюлькенберга не было. Уже на старте его опередил Феттель, а спустя всего пару поворотов - и Уэббер. Стартовавший лишь пятым Алонсо достаточно быстро вышел на третью позицию - испанец сначала воспользовался ошибкой Хэмильтона, а спустя еще пять кругов красивым маневром опередил и Хюлькенберга. Правда, пилоты Red Bull к тому моменту уехали уже очень далеко, и борьба в первой тройке на этом, по сути, закончилась.

А вот позади лидеров сражение только начиналось. Михаэль Шумахер, как всегда, стартовал очень неплохо, опередил Баррикелло и уже даже принялся атаковать Кубицу, но в борьбе был вынужден выехать на траву и потерял сразу пять позиций. Спустя несколько секунд его судьбу повторил и Виталий Петров - только потери для россиянина оказались еще более значительными. Вернувшись на траекторию, он оказался уже предпоследним.


Себастьян Феттель опередил Хюлькенберга уже в первом повороте. Михаэль Шумахер на старте отыграл сразу две позиции, но в борьбе с Кубицей выехал на траву и потерял пять.

Вскоре Шумахер прошел Баттона - второй раз в двух последних Гран-при. Однако на этот раз "уехать" от него не смог, застряв за другими пилотами, которых сдерживал Хюлькенберг. Баттон попробовал решить свои проблемы ранним пит-стопом - он отправился в боксы уже на 13-м круге из 71-го! Со стороны казалось, что тактика эта заведомо проигрышная, ведь у Дженсона были большие шансы оказаться в плотном и медленном трафике, и все конкуренты уехали бы далеко вперед.

Как позже выяснилось, именно на такой сценарий рассчитывали в Mercedes. Однако все вышло иначе - после остановки в боксах Баттон, получивший более жесткую резину, мгновенно взвинтил темп, тогда как сразу несколько его конкурентов столкнулись с трудностями во время пит-стопов. Сначала Масса, выехавший из боксов впереди Баттона, тут же пропустил Дженсона и вернулся в боксы для повторной смены резины - переднее правое колесо оказалось поврежденным. Затем заминка произошла на пит-стопе Баррикелло.

В результате после пит-стопов большой группы пилотов, в которую входили Хюлькенберг, Хэмильтон, Кубица, Баррикелло, Шумахер, Росберг и Масса, впереди Баттона оказался лишь Хэмильтон. Шумахер тоже выиграл несколько позиций, однако вскоре застрял за Сутилем, который в боксы пока не собирался - он стартовал на жесткой резине. Потенциально Шумахер был явно быстрее, но обогнать на трассе болиды Force India в нынешнем сезоне мало кому удавалось.


В начале гонки Хюлькенберг пытался сопротивляться натиску лидеров, но в итоге вынужден был пропустить и Алонсо, и Хэмильтона.

А вот Нико Росберг, напротив, благодаря более позднему пит-стопу сумел опередить Шумахера, оказавшись после смены шин впереди Сутиля. Вскоре ему, как чуть ранее Хэмильтону и Баттону, удалось обогнать Sauber Камуи Кобаяси, который все еще не побывал в боксах. В то же время Сутиль настолько серьезно сдерживал большую группу гонщиков позади себя, что вскоре пилоты Red Bull настигли их на круг!

Феттель одного за другим опережал пилотов этого "паровозика", который собрал за собой Сутиль, однако на 51-м круге в центре внимания оказался другой другой болид Force India. Витантонио Льюцци на высокой скорости врезался в отбойник в районе второго поворота, засыпав трассу обломками. Как позже выяснилось, это был единственный сход во всей гонке, но зато он привел к появлению машины безопасности.

К моменту выезда из боксов сэйфти-кара Феттель как раз успел опередить Кубицу и Хюлькенберга, но не успел то же самое сделать с Шумахером и Сутилем. В результате пилоты, только что боровшиеся между собой за позицию, оказались в круге друг от друга. Правда, Сутиль этим преимуществом воспользоваться не сумел - он немедленно отправился на свой единственный пит-стоп, вернувшись на трассу уже в круге за лидером. А вот Шумахер неожиданно лишился всех соперников на дистанции и мог уже никуда не торопиться.


Во второй гонке подряд Шумахер обгоняет Дженсона Баттона на трассе. Правда, на этот раз тактика Дженсона оказалась эффективнее, и после пит-стопа он смог вернуть себе потерянную позицию.

Причем, пока машина безопасности была на трассе, Михаэль опередил и Нико Росберга, который из-за сломавшейся радиосвязи заехал в боксы когда его там никто не ждал. Чтобы все-таки получить новый комплект резины, молодому немцу пришлось побывать на пит-стопе и в третий раз, но так как позади Шумахера теперь никого не было, Нико не потерял позиций. А сразу после рестарта Шумахер вновь пропустил напарника вперед, чтобы тот попытался прорваться повыше на свежем комплекте шин.

Затея эта, впрочем, ничем примечательным не закончилась - перед Росбергом оказалась огромная группа пилотов, часть из которых уступала ему круг, некоторые - два, а Клин и ди Грасси и вовсе шесть! Добраться в таком трафике до гонщиков McLaren, с которыми он был в одном круге, ему так и не удалось. Те, в свою очередь, по тем же причинам не смогли навязать борьбу Фернандо Алонсо. А испанец все из-за тех же круговых не получил возможности попробовать атаковать Уэббера на рестарте.

Несмотря на чрезвычайно плотную борьбу, существенных изменений в классификации до финиша больше не произошло - обмены позициями происходили лишь за пределами призовой десятки. Себастьян Феттель одержал четвертую победу в сезоне, а Марк Уэббер принес Red Bull четвертый же за год дубль. Алонсо, Хэмильтон и Баттон финишировали следом.


Результаты Гран-при Бразилии

Место Гонщик Команда Время
1. Себастьян Феттель Red Bull Renault 1ч 33:11.803
2. Марк Уэббер Red Bull Renault +4.243
3. Фернандо Алонсо Ferrari +6.807
4. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes +14.634
5. Дженсон Баттон McLaren Mercedes +15.593
6. Нико Росберг Mercedes GP +35.320
7. Михаэль Шумахер Mercedes GP +43.456
8. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth +1 круг
9. Роберт Кубица Renault +1 круг
10. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari +1 круг
11. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari +1 круг
12. Адриан Сутиль Force India Mercedes +1 круг
13. Себастьян Буэми Toro Rosso Ferrari +1 круг
14. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth +1 круг
15. Фелипе Масса Ferrari +1 круг
16. Виталий Петров Renault +1 круг
17. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari +1 круг
18. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth +2 круга
19. Ярно Трулли Lotus Cosworth +2 круга
20. Тимо Глок Virgin Cosworth +2 круга
21. Бруно Сенна Hispania Cosworth +2 круга
22. Кристиан Клин Hispania Cosworth +6 кругов
23. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth не классифицирован
24. Витантонио Льюцци Force India Mercedes сход

Время выбирать

Для Виталия Петрова Гран-при Бразилии, к сожалению, сложился неудачно. Откатившись далеко назад еще на старте, россиянин провел одну из самых бледных своих гонок, опередив лишь пилотов команд-дебютантов, а также получившего незадолго до финиша штраф в виде проезда по пит-лейн Ника Хайдфельда - немца наказали за блокировку Росберга. На последнем круге Виталий воспользовался было ошибкой Массы и опередил бразильца, но только лишь для того, чтобы незадолго до клетчатого флага пропустить его обратно.

Правда, напарник Петрова, Роберт Кубица, по ходу дистанции тоже не блистал, что говорит о неготовности болидов Renault к этой трассе. Однако поляк и в этой непростой ситуации сумел завоевать очки, а Петров финишировал лишь 16-м. Но хуже всего даже не это, а то, что очередного успеха добился Нико Хюлькенберг. Год назад молодой немец сумел гораздо увереннее Петрова провести концовку чемпионата GP2, в результате чего Петров остался вторым. История, похоже, повторяется, только уже в Формуле-1.


Виталий Петров провел в Бразилии не лучший свой уик-энд. Продление его контракта с Renault по-прежнему под вопросом.

Конечно, речь не идет о борьбе за лидерство в чемпионате, но если в первой половине сезона Петров считался лучшим дебютантом сезона и сравнение с Хюлькенбергом, серьезно проигрывавшем Баррикелло в Williams, было явно в пользу россиянина, то теперь ситуация изменилась. В последних гонках Нико выглядит очень уверенно и все чаще навязывает борьбу своему напарнику, тогда как Петров раз за разом сталкивается с какими-то неожиданными трудностями и все больше и больше отстает от Кубицы.

В Формуле-1 нет официального титула "Новичок года", но оба молодых пилота ведут борьбу за места в своих командах, и если шансы Хюлькенберга в этой борьбе растут, то шансы Петрова, напротив, падают. Так, в Бразилии успешный финиш Нико позволил его команде опередить Force India в Кубке конструкторов, тогда как Renault, в очередной раз уступив Mercedes, лишилась всяких надежд на четвертое место. Причем, если Хюлькенберг все же сумеет продлить контракт с Williams, это будет означать, что на рынке пилотов окажется Пастор Мальдонадо со своими 15 миллионами евро спонсорских контрактов. Для Петрова это будет плохая новость.

Борьба за первую строчку в Кубке конструкторов 2010 года в Бразилии официально завершилась - благодаря очередному дублю команда Red Bull оказалась недосягаемой для конкурентов. По сути, перед последней гонкой сезона в командном зачете борьба ведется лишь за одну позицию - в сражении за шестое место Williams и Force India разделяет всего одно очко. Все остальные места определены досрочно, и их изменения крайне маловероятны.


В Бразилии команда Red Bull Racing завоевала первый Кубок конструкторов в своей истории.

А вот в личном зачете ситуация прямо противоположная. В Бразилии лишь один из претендентов окончательно лишился шансов на титул - им предсказуемо стал Дженсон Баттон. Четверо других пилотов в финальной гонке продолжат борьбу за победу в чемпионате, и ситуация эта совершенно уникальна. В богатой истории Формулы-1 такого не было никогда.

Правда, шансы Хэмильтона в этой борьбе практически равны нулю. Британец отстает от Алонсо уже на 24 очка и по сути сможет стать чемпионом, только если все трое его конкурентов сойдут с дистанции. Такое могло бы произойти в дождь, но в Абу-Даби, где пройдет финальный Гран-при, в это время года дожди случаются раз в сто лет.

Таким образом, всерьез на титул претендуют трое - Алонсо, Уэббер и Феттель. И на первый взгляд, победа Феттеля и второе место Уэббера лишь укрепили шансы пилотов Red Bull в их борьбе с лидером Скудерии. Однако на деле это совсем не так - напротив, отказавшись от командной тактики, "Красные быки" сделали огромный подарок Алонсо, который, конечно, постарается им воспользоваться.

Теперь разрыв между Феттелем и Алонсо составляет лишь 15 очков, а Уэббер проигрывает испанцу всего восемь. Однако несмотря на это Феттель может стать чемпионом мира лишь в случае серьезных проблем у Фернандо. Ведь даже если Себастьян выиграет гонку в Абу-Даби, для общей победы ему будет необходимо, чтобы Алонсо финишировал не выше пятого места! Учитывая, что в восьми последних Гран-при Фернандо лишь однажды, из-за аварии, не попал на подиум, вероятность такого развития событий, мягко говоря, невысока.


Победа на трассе Интерлагос не слишком помогла Феттелю и помешала Уэбберу.

С другой стороны, Марк Уэббер в результате лишился возможности решать свою судьбу самостоятельно - теперь он находится в зависимости от выступлений других пилотов. Ведь если Алонсо финиширует вторым, то станет чемпионом мира при любых результатах конкурентов! Про этом победа Уэббера при втором месте Феттеля гарантирует титул австралийцу, но добыть такой дубль будет непросто. И наверняка потребует применения пресловутой командной тактики.

Всех этих сложных раскладов в Red Bull могли избежать, если бы гонку в Бразилии выиграл Уэббер. Правда, он все равно бы отставал от Алонсо, но всего на одно очко, и ему достаточно было бы финишировать впереди испанца в финальной гонке, чтобы стать чемпионом. Пусть даже победу там одержал бы Феттель - командная тактика уже просто не потребовалась бы.

Причем, по сути у австрийской конюшни были развязаны руки - ведь в Ferrari первыми начали использовать командную тактику по ходу сезона, на что недавно сетовал Хорнер. Если бы в Red Bull ответили тем же, этот шаг был бы встречен с пониманием. Но руководство команды по каким-то причинам приняло другое решение, сыграв на руку своему главному конкуренту. Не случайно гоночный инженер Ferrari Крис Дайер после финиша шутил, что, не воспользовавшись командной тактикой, пилоты Red Bull оказали им большую услугу.

Конечно, вариантов развития событий все еще очень много - никто не знает, как сложится гонка в Абу-Даби. В конце концов, может сыграть свою роль фактор надежности - в первую очередь это касается двигателей. Ведь Алонсо и Феттель будут вынуждены использовать на жаркой трассе Яс Марина очень сильно изношенные моторы. У Уэббера же мотор посвежее, что оставляет ему чуть больше шансов на общий успех. Но парадокс в том, что если Феттель сойдет в последней гонке, а Алонсо сумеет финишировать, то победа Уэббера уже будет лишена всякого смысла...


Положение в общем зачете после восемнадцатого этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Фернандо Алонсо Ferrari 246
2. Марк Уэббер Red Bull Renault 238
3. Себастьян Феттель Red Bull Renault 231
4. Льюис Хэмильтон McLaren Mercedes 222
5. Дженсон Баттон McLaren Mercedes 199
6. Фелипе Масса Ferrari 143
7. Нико Росберг Mercedes GP 130
8. Роберт Кубица Renault 126
9. Михаэль Шумахер Mercedes GP 72
10. Рубенс Баррикелло Williams Cosworth 47
11. Адриан Сутиль Force India Mercedes 47
12. Камуи Кобаяси BMW Sauber Ferrari 32
13. Нико Хюлькенберг Williams Cosworth 22
14. Витантонио Льюцци Force India Mercedes 21
15. Виталий Петров Renault 19
16. Себастьен Буэми Toro Rosso Ferrari 8
17. Педро де ла Роса BMW Sauber Ferrari 6
18. Ник Хайдфельд BMW Sauber Ferrari 6
19. Хайме Альгерсуари Toro Rosso Ferrari 3
20. Хейкки Ковалайнен Lotus Cosworth 0
21. Ярно Трулли Lotus Cosworth 0
22. Карун Чандхок Hispania Cosworth 0
23. Бруно Сенна Hispania Cosworth 0
24. Лукас ди Грасси Virgin Cosworth 0
25. Тимо Глок Virgin Cosworth 0
24. Сакон Ямамото Hispania Cosworth 0
25. Кристиан Клин Hispania Cosworth 0

Положение в Кубке конструкторов после восемнадцатого этапа

Место Команда Очки
1. Red Bull Renault 469
2. McLaren Mercedes 421
3. Ferrari 389
4. Mercedes GP 202
5. Renault 145
6. Williams Cosworth 69
7. Force India Mercedes 68
8. BMW Sauber Ferrari 43
9. Toro Rosso Ferrari 11
10. Lotus Cosworth 0
11. Hispania Cosworth 0
12. Virgin Cosworth 0