Москва без пробок

Собянин предложил для обсуждения новый план по разгрузке столичных дорог

Сайт правительства Москвы опубликовал документ под названием "Перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы по элементам транспортной системы". В нем содержится список мер, с помощью которых мэр Москвы Сергей Собянин намерен бороться со столичными пробками в ближайшие годы.

Опубликованный документ - пока только проект, который не содержит ни сроков выполнения, ни бюджета, ни ответственных лиц. Выложили его, видимо, для того, чтобы убедить скептиков в решимости правительства Москвы под руководством Собянина все-таки взять и покончить с пробками. Однако, если верить столичным властям, главная задача публикации - дать жителям города возможность обсудить нововведения.

Обсуждать в документе действительно есть что, хотя многие его пункты по-прежнему носят абстрактный характер. Однако конкретику обещают предоставить в дальнейшем, когда станет понятно, какие именно меры точно будут реализованы, а от каких придется отказаться. При этом большинство предложений в проекте хорошо знакомы москвичам, поскольку либо рассматривались при бывшем мэре Юрии Лужкове, либо так или иначе уже были реализованы.

К таким мерам можно отнести, например, строительство новых дорог, повышающих связность улиц, о котором регулярно говорили представители НИИ транспорта и дорожного хозяйства. Среди предложений, которые уже начинало реализовывать лужковское правительство, - введение реверсивного движения, перевод ряда улиц на одностороннее движение, перенастройка работы светофоров, закупка новых эвакуаторов. Пытались ранее создать и интеллектуальную транспортную систему "Старт", которая должна была информировать москвичей о пробках с помощью электронных табло.

Кроме того, озвучивались прошлой властью и такие меры, как создание перехватывающих парковок на окраинах города, строительство доступных гаражей, выделение дополнительных полос для общественного транспорта и организация платных стоянок в центре города. Тем не менее, представленный правительством документ содержит новые предложения, некоторые из которых кажутся вполне оправданными.

Так, одной из главных мер можно назвать создание единого органа управления развития транспортной системы Москвы и Московской области. Необходимость такой структуры очевидна: московские пробки на крупных магистралях зачастую начинаются еще в области. Новый орган займется разработкой транспортной программы по борьбе с заторами. Например, проанализирует, какие шоссе в области необходимо расширить для того, чтобы обеспечить легкий подъезд к МКАД.


Эвакуаторы, увозящие на спецстоянку неправильно припаркованные автомобили, появились в Москве 1 ноября 2005 года. Они должны были выполнять сразу несколько целей, одна из которых - борьба с пробками на загруженных улицах.

Для улучшения транспортной ситуации столичные власти также прибегнут к традиционному методу борьбы с пробками - строительству дорог и изменению схемы движения. Однако и тут правительство нашло новые подходы. Оно предложило увеличить число полос движения за счет использования обочин и сужения крайней левой полосы движения с положенных 3,3 до 2,75 метра. Однако такое средство, скорее, формальность, поскольку сейчас во время стояния в пробках автомобилисты и так нарушают разметку, создавая дополнительные ряды.

Кроме того, в проекте документа говорится о необходимости проведения обследования МКАД и магистралей на наличие на них несанкционнированных съездов и парковок. В случае, если они будут обнаружены, их предлагается устранить. Во времена Лужкова такая мера вряд ли могла быть предложена и, тем более, реализована.

В день своего вступления в должность мэра Сергей Собянин назвал ключевой задачей в борьбе с московскими пробками организацию парковок и строительство гаражей. Этим мерам уделена значительная часть проекта, однако главным образом она касается введения платных парковок в центре и ужесточения наказания за стоянку в неположенных местах. Единственным новым (и положительным) моментом можно назвать инициативу правительства развить "сеть многоярусных внеуличных паркингов" в жилых районах, а также изменить требования к стоянкам торговых центров: они будут рассчитаны на большее число машин, но при этом занимать меньше места.

Далее, согласно "Перечню первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем Москвы", столичные власти намерены реанимировать интеллектуальную систему "Старт". Когда она создавалась, то должна была соответствовать иностранным аналогам: то есть, информировать водителей о пробках на дороге и показывать время, за которое они смогут добраться, например, до следующей развязки или до центра. Однако идея не удалась, сейчас на информационных табло, установленных на МКАД, выдается только рекомендованная скорость движения и погодные условия.

Новое правительство намерено заново создать систему, которая будет отвечать первоначальным задачам. Кроме того, у нее появится новая обязанность - в случае, если через несколько километров "по прямой" водителя ждет пробка, то система предложит ему пути объезда скопления машин. Помимо "Старта", московские власти планируют ввести еще одну систему информирования, которая будет сообщать автомобилистам о наличии свободных мест на близлежащих парковках.

Следить за работой этих систем будут, скорее всего, сотрудники единого межведомственного центра, который также предлагается создать в рамках борьбы с пробками. Центр позволит скоординировать работу ГИБДД и департамента транспорта Москвы, которые раньше крайне редко согласовывали друг с другом свои действия, даже когда, например, речь шла о перекрытии улиц.

Для улучшения транспортной ситуации в Москве правительство намерено обратить особое внимание на наземный общественный транспорт. Для автобусов введут отдельные полосы движения, что позволит превратить их в относительно "скоростные транспортные средства". Вместе с тем, собянинский проект нацелен на то, чтобы общественный транспорт доставлял как можно меньше неприятностей обычным автомобилистам. В частности, он предлагает заменить маршрутные такси на более вместительный транспорт на загруженных направлениях, а также изменить маршрут подмосковных автобусов. Их конечные остановки уберут из центра и перенесут в места, где пассажиры смогут пересесть на метро или электричку.


В час пик на улицах Москвы курсирует около полутора тысячи троллейбусов по 89 маршрутам. Столько "рогатого" транспорта нет больше ни в одном городе мира.

Однако самым удивительным, но при этом одним из самых эффективных предложений любому автомобилисту покажется отказ от использования троллейбусов в центре Москвы. Из-за ограниченности их перемещения (только две правые полосы), эти транспортные средства зачастую становятся причиной заторов.

Еще одним важным и новым для Москвы шагом станет введение ответственности глав округов и муниципалитетов за пренебрежительное отношение к дорожной обстановке в своем округе или районе. Пока, правда, не уточняется, каким образом они должны участвовать в развитии транспортной системы, однако в дальнейшем список их обязанностей будет уточнен.

В рамках борьбы с пробками проект также предлагает провести "ревизию" строящихся в Москве объектов, а также проверку их влияния на дорожную обстановку в районе возведения. В дальнейшем московское правительство предлагает запретить строить торговые центры, рынки и склады в непосредственной близости от дорог в пределах большого бетонного кольца Московской области.

Вывести за пределы "бетонки" предлагается и таможенные терминалы, которые сейчас базируются в Москве и близлежащем Подмосковье. Это позволит сократить число многотонных грузовых автомобилей, которые в настоящее время значительно ухудшают дорожную обстановку в столице. Кроме того, таким машинам запретят передвигаться по МКАД с 7:00 до 22:00 в рабочие дни и круглосуточно в выходные дни. При этом, для оптимизации их работы предлагается перевести на ночной режим работы и складские помещения, а также организовать в Московской области соответствующие стоянки.

Столичные власти искренне полагают, что все предложенные ими меры помогут улучшить дорожную ситуацию в Москве. Их не останавливает даже то, что часть из предложенных мер уже давно "работают" на городских улицах, однако если и приносят результат, то москвичи его все равно не замечают. Впрочем, ранее Собянин подчеркивал, что только комплексные меры смогут избавить Москву от пробок.

Между тем, как уже неоднократно говорилось, за последнее время в Москве появилось слишком много зданий, в том числе жилых, там, где рационально было бы построить дороги. И если снос палаток возле метро или даже целых торговых центров - это задача сложная, но разрешаемая, то на снос жилых домов правительство уж точно не решится.