Садись, семь

Руководитель Renault F1 оценил выступление Виталия Петрова в дебютном сезоне

Накануне финальной гонки чемпионата мира в Абу-Даби руководитель команды Renault F1 Эрик Булье подвел итоги сезона и оценил дебют в Формуле-1 Виталия Петрова. В экслюзивном интервью для Ленты.ру он пояснил, что шансы на продолжение карьеры во французской конюшне у россиянина все еще есть, но решение пока не принято...

Сезон практически завершен. Каковы его итоги для вас лично и Renault?

Это был очень насыщенный год. Если говорить обо мне, то многому предстояло научиться в этом сезоне. Безусловно, он был непростым, но, в конце концов, если суммировать впечатления, это был очень позитивный опыт. Я счастлив быть частью этой команды, рад, что она приняла меня. В прошлом году мы были восьмыми в Кубке конструкторов, сейчас занимаем пятое место и практически на равных боремся с Mercedes GP, командой, которой в прошлом году достались оба титула. Как мне кажется, это и есть главное достижение Renault в этом сезоне.

Мы неплохо поработали. Естественно, мы хотим побеждать - и в этом плане мы вряд ли можем быть довольны спортивными результатами, - но я рад тому, что мы добились существенного прогресса в течение сезона. Мне было приятно работать и с таким опытным пилотом как Роберт Кубица, и с Виталием Петровым, для которого это был первый год в Формуле-1.

Комментатор BBC Джонатан Легард в четверг попросил Виталия оценить свой сезон по десятибалльной шкале. Зная его уже почти год, как вы думаете, что он ответил?

Не знаю. Шесть? Он отработал, я бы сказал, недостаточно хорошо, но не сказать, чтобы совсем плохо. Что ответил он?

Я скажу сразу после того, как вы поставите свою оценку. На сколько баллов он наработал в этом году?

Думаю, на семь из десяти.

Он сказал четыре…

Что ж, отлично. Это значит, что он требователен по отношению к себе.

Из нескольких дебютантов этого сезона, кто справился со своей работой лучше? Кого можно назвать лучшим новичком?

(пауза) Если учитывать стабильность, то я бы ответил, что это Нико Хюлкенберг. Во всем остальном Виталий ему ничем не уступает. Он может быть так же быстр и при этом обладает, как мне кажется, большим потенциалом. Ему есть в чем прогрессировать. И если он будет шаг за шагом двигаться вперед, от него можно ждать очень неплохих результатов. Единственное, чего ему по-настоящему не хватает - это стабильности.

В чем природа тех ошибок, которые он допускал в последнее время?

Иногда ему просто не везло. Но, тем не менее, главная проблема в том, что он не хотел никого слушать. Он многого требовал от себя, но при этом отказывался понимать, что говорят люди вокруг.

Почему?

Все просто - он молод. Он не привык слушать и делать то, что ему говорят. Он делает то, что считает нужным, но такой подход не работает в Формуле-1. Если ты хочешь прогрессировать здесь, тебе в первую очередь надо научиться слушать.

Сейчас ситуация изменилась?

Да, он начал понимать, что ему надо многому научиться. В Формуле-1 невозможно добиться успеха только потому, что ты думаешь, что ты отличный гонщик. Здесь все по-другому.

Насколько он прибавил по сравнению с началом сезона?

В начале сезона разница между ним и его напарником была огромна. Она исчислялась не только разницей в уровнях GP2 и Формулы-1, но и тем опытом, который был у Роберта. Виталию потребовалось некоторое время, чтобы понять, что ему надо полностью изменить свою жизнь. Улучшить английский, научиться быть сконцентрированным на сто процентов все время, когда он за рулем, менять стиль пилотирования от трассы к трассе и адаптироваться к постоянным изменениям в машине. Только сейчас, в конце сезона, я думаю, он начал понимать, как именно должен работать гонщик в Формуле-1.

После Гран-при Венгрии, когда Виталий провел отличную гонку, опередил Роберта и уступил только пилотам Red Bull и Ferrari, у вас не сложилось впечатления, что процесс обучения подошел к концу?

Нет, ни в коем случае. Я думаю, что этап в Будапеште даже добавил нам проблем. Виталий перестал учиться. В конце уик-энда он подумал, что теперь знает все. Но фактически этот результат означал только одно - его пилотаж был хорош на этой конкретной трассе. Вот и все. Когда он приехал на следующий этап, он вновь потерялся. И затем ему потребовалось три-четыре гонки, чтобы осознать, что надо выкладываться на каждой трассе на сто процентов, что каждый новый уик-энд - это отдельная история.

Когда началась полоса неудач в последних гонках, вы пытались говорить с ним, подбодрить?

Конечно. Мы очень много с ним разговаривали. Очень много. Но это останется между нами.

В чем главная сложность работы с дебютантами?

Они подвержены стрессам, им нелегко усваивать всю информацию, которая поступает по ходу уик-энда. Формула-1 быстра не только на трассе, она "быстра" и за ее пределами - в темпах развития автомобилей. Условия меняются от гонки к гонке. После каждой сессии инженеры посылают пилотам огромное количество информации, и новички, в силу того, что они еще продолжают учиться базовым вещам, зачастую даже физически не успевают все прочитать и тем более понять.

Вы считаете справедливым решение стюардов оштрафовать его за столкновение на старте Гран-при Японии с Нико Хюлкенбергом?

Сложно сказать. Если принимать во внимание только взгляд Виталия на положение вещей, то он не виноват. Но таково решение стюардов, и мы не в праве его обсуждать. Я не видел запись того эпизода, но, повторю, если слушать только Петрова, то он не должен был получить штраф.

На старте в Бразилии он был так осторожен из-за этого штрафа?

Вполне возможно. Но это тоже опыт.

Когда будет объявлено останется ли он в команде на следующий год?

Мы примем решение до конца этого месяца.