Своя рубашка

["ИжАвто" отказался от сотрудничества с Hyundai] в пользу "АвтоВАЗа"

"АвтоВАЗ", госкорпорация "Ростехнологии" и Сбербанк подписали меморандум о взаимопонимании по долгосрочному развитию и модернизации "ИжАвто". Согласно этому документу, в ближайшее время Волжский автозавод выкупит у Сбербанка 100-процентную долю ижевского предприятия. В дальнейшем "АвтоВАЗ" намерен потратить около семи миллиардов рублей на то, чтобы модернизировать "ИжАвто" для производства на нем автомобилей Lada, а также моделей своих партнеров - Renault и Nissan.

Переговоры между "АвтоВАЗом" и "ИжАвто" прошли без особой шумихи: официально их повестка ограничивалась желанием Волжского автозавода перенести в Ижевск выпуск классических моделей - Lada-2105/2107. Между тем, главным претендентом на производственные мощности ижевцев считался корейский концерн Hyundai-Kia. "Авто.Лента" решила вспомнить историю взаимоотношений между российскими и зарубежными автопроизводителями и разобраться, почему корейцы остались без "ИжАвто".

Вариант по-корейски

В 2003 году корейский концерн Hyundai-Kia договорился с Ижевским автозаводом о запуске на его мощностях нескольких моделей. Первой из них стала Kia Spectra, которая сошла с конвейера российского завода в 2005 году. Дальше модельный ряд Ижевского автозавода пополнился Kia Rio и Kia Sorento, производство которых началось в 2006 и 2007 году соответственно.

В конце 2008 - начале 2009 года, когда мировой автопром переживал кризис, спрос на автомобили в России резко сократился, в том числе и на продукцию "ИжАвто". На тот момент, помимо корейских машин, завод выпускал собственную модель ИЖ-27175, а также вазовскую "четверку". Финансовое положение предприятия ухудшалось, оно было вынуждено увеличивать свои долги. В конце апреля 2009 года, когда долг завода составил 15 миллиардов рублей, Kia и "АвтоВАЗ" остановили поставку машинокомплектов, в результате чего выпуск автомобилей на "ИжАвто" был прекращен.

В дальнейшем компания Kia пыталась пойти навстречу Ижевскому автозаводу, снижая стоимость машинокомплектов. Планировалось, что "ИжАвто" возобновит производство автомобилей летом 2009 года, однако, несмотря на активное участие в переговорах президента Удмуртии Александра Волкова, запуск постоянно откладывался.

В начале 2010 года свою заинтересованность в заводских мощностях выразило калининградское предприятие "Автотор", которое предложило Сбербанку два варианта спасения "ИжАвто": выкуп долгов предприятия за сумму, не превышающую 50 миллионов долларов, либо выкуп контрольного пакета акций с обязательством привлечения инвестиций на сумму до 100 миллионов долларов.

Не желая остаться без завода, корейский концерн Hyundai-Kia также заявил о намерении купить предприятие из Ижевска. В апреле 2010 года автопроизводитель подписал с правительством Удмуртской республики меморандум о взаимопонимании, касающийся работы "ИжАвто". При этом, как позже отметил Александр Волков, этот документ ни к чему не обязывал ни региональные власти, ни корейский концерн. Однако во время подписания стороны пришли к договоренности возобновить производство автомобилей Kia на Ижевском автозаводе до конца 2010 года, а также наладить там выпуск легковых коммерческих автомобилей Hyundai.

Свою поддержку автопроизводителям, нашедшим способ продолжить сотрудничество, выразил и премьер-министр Владимир Путин, который лично встретился с представителями корейского концерна. Корейская сторона пообещала Путину как можно скорее начать производство автомобилей Kia Cerato и Sorento, взамен попросив в кратчайшие сроки уладить вопрос об условиях продления договора.


Во время посещения Ижевского автозавода в сентябре 2010 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что "ИжАвто" нуждается в новом стратегическом партнере, который поможет предприятию "выйти на докризисный уровень развития". Тогда представители концерна Hyundai-Kia приняли это на свой счет.

Речь тогда шла о соглашении на промсборку, действовавшем между концерном Hyundai-Kia и Минпромторгом. Корейцы просили, чтобы для них данный договор был продлен на прежних, льготных условиях, которые действовали до остановки конвейера "ИжАвто". Между тем российское правительство считало, что соглашение должно быть перезаключено на новых, более жестких условиях.

По неофициальной информации, корейской стороне удалось договориться о продлении договора на семь лет. За это время они обязались выпускать на "ИжАвто" не менее 25 тысяч машин в год и сократить уровень импортируемых компонентов на 30 процентов. Однако в итоге Ижевский автозавод решил отказаться от сотрудничества с Hyundai-Kia.

Вариант по-русски

"АвтоВАЗ" выпускает свои автомобили на Ижевском автозаводе, начиная с 2001 года. Сначала здесь производился "ВАЗ 2106" (до 2006 года), а с 2002 года - и Lada 2104. "Четверка" была перенесена в Удмуртию после того, как "АвтоВАЗу" потребовалось освободить конвейеры для других автомобилей.

Точно такая же судьба ждала и классические модели Lada 2105/2107, которые с марта 2011 года планировалось собирать на "ИжАвто". С момента старта государственной программы утилизации старых машин в марте 2010 года спрос на данные автомобили увеличился, а Волжскому автозаводу необходимо еще и освободить конвейер для запуска в производство бюджетной модели Lada Granta.

Однако ради выпуска одной-единственной модели, дальнейшая судьба которой остается неопределенной, покупать завод смысла нет. Между тем, производственная площадка "ИжАвто" могла бы быть интересна не одному "АвтоВАЗу", но и его партнерам Renault и Nissan. Французско-японский альянс уже проявлял интерес к российскому заводу в 2008 году. Тогда автопроизводители и бывший владелец "ИжАвто", группа компаний "Сок", успели согласовать "технические отношения друг с другом", однако кризис на автомобильном рынке заставил альянс отказаться от сделки.

В 2010 году Renault и Nissan вновь задумались о производственных мощностях Ижевского автозавода: представители альянса посетили предприятие в сентябре, после чего направили свой бизнес-план по развитию "ИжАвто" на ближайшие годы российскому правительству и Сбербанку. Он подразумевал инвестиции в завод в размере семи миллиардов рублей, а также организацию на его конвейере выпуска автомобилей Lada Samara, Renault и Nissan.

В интересах альянса

Согласно бизнес-плану, предложенному альянсом, всего до конца 2014 года на "ИжАвто" планируется производить 300 тысяч машин в год - то есть в 10 раз больше, чем обязался производить корейский концерн. Проанализировав оба предложения, Сбербанк и российское правительство пришли к выводу, что вариант, предложенный "АвтоВАЗом", Renault и Nissan, "более перспективный и надежный, чем корейский", поскольку Волжский автозавод "всегда будет заинтересован в развитии предприятия".

Таким образом, корейский концерн Hyundai-Kia утратил возможность приобрести дополнительные мощности в Ижевске. Между тем, собственный завод Hyundai под Санкт-Петербургом обладает производственной мощностью всего в 150 тысяч машин в год. Корейцы рассчитывали получить "ИжАвто", чтобы использовать его как запасную площадку для удовлетворения растущего спроса на автомобили. О том, что он в ближайшее время будет увеличиваться, говорит и общий подъем российского авторынка, и намерение компании в начале 2011 года запустить в производство бюджетную модель Hyundai Solaris.

Однако дополнительное производство в России необходимо не только с точки зрения удовлетворения спроса и расширения модельного ряда. В 2013-2014 году у большинства иностранных компаний заканчиваются соглашения об "отверточной" сборке, которые позволяют им производить машины на льготных условиях. Продлевать их придется на жестких условиях, которые потребуют от автопроизводителей наладить производство не менее 300 тысяч машин в год. В настоящее время ресурсами для этого обладают только альянсы "АвтоВАЗ"-Renault-Nissan и "Соллерс"-Fiat.

Организация производства автомобилей на Ижевском автозаводе могла бы помочь корейцам привести свое производство в соответствие с условиями, предъявляемыми российским правительством. При этом затраты на модернизацию производства были бы значительно меньшими, нежели строительство нового завода.


Производство на Ижевском заводе простаивало с мая 2009 по август 2010 года. В настоящее время на заводе производятся классическая модель Lada - 2104 и фургон "ИЖ-27175".

Вместе с тем альянс "АвтоВАЗ"-Renault-Nissan, которому достанется "ИжАвто", получил возможность увеличить количество производимых на территории России автомобилей. Согласно бизнес-плану по развитию "АвтоВАЗа" до 2020 года, утвержденного весной российским правительством, через десять лет компания планирует продавать, а значит и выпускать, не менее 1,2 миллиона машин. Еще 1,6 миллиона машин уже к 2016 году намерен реализовывать на российском рынке французско-японский альянс.

В настоящее время у "АвтоВАЗа" есть собственная площадка с проектной мощностью 660 тысяч автомобилей, в распоряжении компании Renault имеется завод "Автофрамос", на котором в год можно выпускать до 160 тысяч машин. В 2009 году компания Nissan открыла собственный завод в Санкт-Петербурге с проектной мощностью 50 тысяч машин в год. Кроме того, в ближайшее время французско-японский альянс может построить новое предприятие на территории Дальнего Востока. Дополнительная площадка на 300 тысяч машин станет подспорьем для автопроизводителей.

При этом расширять производство "АвтоВАЗ" в очередной раз будет за счет государства. Как рассказали газете "Коммерсант" источники, знакомые с ситуацией, "Ростехнологии", которые владеют 25-процентным пакетом акций предприятия, намерены приобрести "ИжАвто" за счет средств из федерального бюджета. Таким образом, государство в очередной раз выделит "АвтоВАЗу" кредит - скорее всего, на выгодных условиях. Напомним, что в настоящее время долг компании перед госкорпорацией "Ростехнологии" составляет 65 миллиардов рублей.

Кроме того, как пообещал Герман Греф, семь миллиардов рублей инвестиций, которые "АвтоВАЗ" направит на развитие "ИжАвто", также будут предоставлены в кредит Сбербанком.

Несмотря на существенные траты, государство видит для себя выгоду в подобном вложении средств. Это, прежде всего, шаг, направленный на поддержку российского автопрома, что позволит сохранить имеющиеся и создать новые рабочие места. Кроме того, вложение денежных средств сейчас позволит повысить стоимость "АвтоВАЗа", а значит, и продать его акции альянсу Renault-Nissan подороже в будущем.

В интересах государства

Выступая после подписания меморандума между "АвтоВАЗом" и Сбербанком, Герман Греф пообещал, что правительство предоставит концерну Hyundai-Kia "альтернативный вариант". Однако что это будет за вариант, он не уточнил. В качестве другой производственной площадки называется Горьковский автозавод (мощность - 150 тысяч автомобилей в год), однако его уже присмотрел себе концерн Daimler, который планирует наладить в Нижнем Новгороде производство легких коммерческих автомобилей. Кроме того, "Группа ГАЗ" не исключала и вариант сотрудничества с концерном Volkswagen.

Альтернативой также может стать Таганрогский автозавод, который в настоящее время выпускает автомобили под собственными марками "ТагАЗ" и Vortex. На заводе уже ведется сборка седанов Hyundai Accent, Sonata предыдущего поколения и внедорожника Santa Fe Classic. Однако, как ранее заявляли представители завода, в дальнейшем их главным приоритетом останется производство машин под собственными марками. Это может помешать расширению сотрудничества корейского концерна и "ТагАЗа".

Единственный верный выход для корейского концерна - расширение производства на собственном заводе или строительство нового, чего в конечном итоге и добивается российское правительство. Однако организация новой производственной площадки занимает больше времени и средств, чем модернизация уже существующего завода.