Как Porsche на льду?

Тестируем автомобили [Porsche на зимнем треке]

В понимании большинства автомобилистов спорткары - это такие очень дорогие "машины выходного дня". Причем желательно летнего, сухого и солнечного. Потому что по мокрым осенне-весенним дорогам на спортивном автомобиле ездить не очень безопасно и некомфортно, а уж про зимнюю эксплуатацию и вовсе никто не заикается - считается, что с микроскопическим дорожным просветом, непростой управляемостью и взрывным характером мотора настоящим спорткарам не место на скользкой заснеженной дороге.

Исключением из этого правила являются, пожалуй, лишь владельцы автомобилей Porsche. И не обязательно внедорожников Cayenne - на улицах Москвы все чаще встречаются практичные седано-хэтчбеки Panamera, а есть среди фанатов Porsche и те, кто круглый год ездит на любимом девятьсот одиннадцатом.

Причуды богатых? Отнюдь. В том, что на легендарных немецких спорткарах можно ездить даже зимой, и даже по голому льду, мы убедились сами, в рамках зимнего тест-драйва, организованного российским представительством Porsche.


фотогалерея В середине декабря на бывшем Тушинском аэродроме для журналистов собрали самые зимние модели Porsche, за исключением разве что внедорожников Cayenne. Были и полноприводные седаны Porsche Panamera 4S и Panamera Turbo, и купе 911 Carrera 4S, а для контраста к ним добавили заднеприводное купе Porsche Cayman и родстер Boxster.

С трассой, проложенной командой Олега Кесельмана на бывшем Тушинском аэродроме, пришлось знакомиться на большом седане Porsche Panamera 4S. Наверное я скажу очевидное, но 400-сильный автомобиль на снежном треке чувствует себя неуютно. Внушительные габариты, масса под две тонны (1860 килограммов, если быть точнее) и не самый спокойный восьмицилиндровый мотор превращают ледовую поездку на Панамере в довольно странное времяпрепровождение.

К тому же, для Porsche Panamera пока нет сертифицированных шипованных шин подходящей размерности, а европейская липучка хоть и обеспечивает неплохой разгон и торможение на зимней дороге, но в поворотах далеко не всегда способна удержать машину на траектории. Даже несмотря на заботу системы стабилизации, отключать которую нам строго-настрого запретили перед началом заездов.

Впрочем, приноровившись на Панамере вполне можно ехать эффектно и даже размашисто - в спортивном режиме система стабилизации позволяет машине сначала поскользить, и лишь потом вмешивается в процесс управления автомобилем. Хотя понять все нюансы управления большим седаном на зимней трассе за отведенные два круга попросту невозможно. Не смог я нащупать и разницу между атмосферной и турбированной версией Panamera: на трассе, где машина едва разгоняется до 50 километров в час, что 400, что 500 лошадиных сил под капотом - все едино.


После активации режима Sport мехатронного шасси Porsche Panamera не только отодвигается порог срабатывания системы стабилизации и трекшн-контроля - меняются также настройки работы трансмиссии, подвески и рулевого управления, и обостряются реакции на педаль газа. В режиме Sport+ Панамера становится еще злее, а при желании систему стабилизации можно отключить полностью. Нам это делать, правда, запретили.

Вот полноприводное купе Porsche 911 Carrera 4S - совсем другое дело! Несмотря на то, что в режиме Sport системы PSM девятьсот одиннадцатый кажется куда более нервным, чем Панамера, заставляя задние колеса истошно буксовать на льду при любом мало-мальски неосторожном нажатии на акселератор, ехать на нем интереснее и намного веселее, чем на седане. Главное, не забывать про заднемоторную компоновку и соответствующий характер управляемости - если не загрузить передние колеса сбросом газа или касанием педали тормоза, то 911-й в девяти случаях из десяти просто откажется выполнять маневр и проскользит мимо поворота мордой вперед.

Зато если все сделать правильно, то пологие дуги зимней трассы буквально с первой попытки получается проходить в эффектном скольжении, контролируя угол заноса газом и лишь слегка корректируя траекторию рулем. Причем система стабилизации на 911-м настроена очень либерально, допускает глубокие скольжения и, как оказалось, отнюдь не страхует водителя от разворота в случае ошибки в пилотировании.

К тому же, полноприводный Porsche 911 очень понятный и невероятно интерактивный - настолько, что даже за пару кругов мы смогли ощутить разницу между машинами, обутыми в шины разной размерности. Купе с более узкими задними колесами оказалось с одной стороны чуть быстрее, а с другой - менее толерантным к ошибкам водителя, чем машина с широкими покрышками.


Несмотря на полноприводную трансмиссию, 911 Carrera 4S обладает выраженным заднеприводным характером управляемости. Не последнюю роль в этом играет и фирменная компоновка девятьсот одиннадцатого с распложенным сзади мотором, которая требовательна к водителю даже на сухом асфальте, не говоря уж про скользкие покрытия.

На десерт - заднеприводный Porsche Cayman. Компактное среднемоторное купе на льду оказалось более легким и понятным, чем 911-й. Кайман быстрее меняет направление движения и проще стабилизируется на выходе из поворота, однако протащить машину газом через весь поворот - задача не из легких. Из-за центральномоторной компоновки Cayman более вертляв и требует буквально филигранной работы акселератором.

Усугубляет ситуацию и строгая система стабилизации, которая даже в частично отключенном режиме перестраховывается и часто оставляет машину без тяги или совсем невовремя вмешивается в управление. Зато со сносом передней оси PSM на Каймане борется очень эффективно, подтормаживая внутреннее переднее колесо и подкручивая автомобиль внутрь поворота.


Если на асфальте у легкого среднемоторного Каймана еще есть шансы удрать от 911-го, то на зимнем треке полноприводное купе 911 Carrera 4S настигает со стремительностью голодного хищника.

В итоге, самой интересной из зимних моделей Porsche оказалась... самая спортивная - Porsche 911. Помимо всего прочего, легендарное купе, с одной стороны, достаточно практично (для спорткара конечно же) - его подвеска, например, уверенно отрабатывает дефекты ледовой дороги, а в салоне есть куда кинуть сумку и зимнюю куртку. А с другой - способно подарить немало приятных минут зимнего драйва опытным водителям. Тем, кто не испугается прокатиться на своем девятьсот одиннадцатом по свежему снегу. Авто.Лента


Короткий видео-рассказ о зимней школе вождения Porsche (на английском). Правда на этом тренинге все автомобили обуты в оригинальные покрышки, ошипованные вручную 4-миллиметровыми шипами в количестве 200 штук. И в таких условиях, судя по ролику, заднеприводный Кайман ведет себя на удивление послушно.