Kia ex machina

[Как производятся автомобили Kia] для России на заводе в Словакии

Послекризисный 2010 год стал для российского офиса компании Kia самым успешным за всю ее историю: с начала года в России было продано более 96 тысяч южнокорейских автомобилей. Благодаря этому Kia заняла на нашем рынке второе место среди иностранных брендов, хотя еще в 2009-м она была на пятом, а в 2008-м - лишь на десятом месте. Всего за год корейской марке удалось обогнать Ford и Renault - бывшие до недавнего времени самыми массовыми брендами, которым за пять последних лет удалось прочно закрепиться на российском рынке.

Слагаемых успеха марки Kia в России было сразу несколько. Это и разумная ценовая политика, и мощная маркетинговая программа, на реализацию которой было потрачено немало сил и денег, и - что не менее важно - сильная продуктовая линейка. В топ-25 самых продаваемых автомобилей на российском рынке вошли сразу три модели Kia: Kia Rio, cee'd и кроссовер Sportage. Причем последний не утратил своих позиций даже несмотря на смену поколений, которое повлекло за собой заметный рост цен на эту модель.


Всего за три месяца - продажи кроссовера Kia Sportage нового поколения стартовали в России в сентябре 2010 года - на нашем рынке было реализовано 5814 автомобилей. Мало того, в настоящее время за южнокорейской новинкой уже выстроились очереди на два-три месяца вперед!

Причем все Sportage для России собираются на калининградском "Автоторе" из 20 узлов. А перед тем, как попасть на российское предприятие в виде машинокомплектов, автомобили сначала собираются на заводе Kia в Словакии, а потом разбираются и отправляются в Калининград. Такой, казалось бы, странный процесс позволяет сократить размер таможенных платежей - разобранные машины ввозятся как комплекты для производства и облагаются ставкой в размере от 0 до 5 процентов (в зависимости от узлов), тогда как за импорт автомобиля целиком приходится платить 30 процентов от его таможенной стоимости. К слову, по той же технологии "отверточной" сборки на "Автоторе" выпускают больше 20 моделей разных марок.

Посмотреть на процесс превращения металлического листа в готовый кроссовер "Авто.Лента" смогла в ходе поездки, организованной на европейское предприятие Kia.

Живописный завод

Завод Kia Motors Slovakia расположен в нескольких километрах от города Жилина - прямо посреди поля. А точнее, посреди Восточных Карпат, в окружении живописных пейзажей. Помимо своего местоположения, завод примечателен еще и тем, что является крупнейшим европейским предприятием южнокорейского альянса Hyundai-Kia. Его проектная мощность составляет 300 тысяч автомобилей и столько же двигателей в год, однако пока на эти показатели завод не вышел: сначала производство некоторое время набирало обороты, а затем наступил мировой кризис.


Предприятие Kia Motors Slovakia начало работу в конце 2006 года. Первой моделью, поставленной на конвейер, стал пятидверный хэтчбек Kia cee'd. В июне 2007 года на заводе начался выпуск внедорожников Sportage, еще через месяц – универсала cee'd. С октября 2007 года в производство был запущен трехдверный хэтчбек cee'd.

Значительное обновление модельного ряда завода произошло в 2010 году, когда к трем кузовам "Сида" добавился внедорожник Hyundai ix35. Кроме того, на смену прошлого поколения Sportage пришло новое, запущенное в производство в июне 2010 года.

Однако в первый же год работы завода, в 2007-м, на нем было выпущено чуть больше 145 тысяч автомобилей. По предварительным данным, в 2010 году объемы производства составят уже более 228 тысяч машин, а в следующем году, скорее всего, предприятие сможет приблизиться к своему расчетному максимуму.

Помимо машин, на заводе в Словакии выпускаются еще и двигатели: это бензиновые моторы объемом 1,4 и 1,6 литра, а также 1,4-, 1,6 и 2,0-литровые дизели. Существенная часть агрегатов устанавливается на автомобили Kia, которые производятся здесь же, а остальные отправляются на завод Hyundai в соседней Чехии.

Как и автомобили, моторы на заводе выпускаются фактически "по спросу" - по мере поступления заявок. Причем в 2010 году на заводе планируется изготовить 270 тысяч двигателей, что близко к его потенциальной мощности. И поскольку в дальнейшем спрос на силовые агрегаты будет только расти, в новом году на территории завода начнется строительство еще одного цеха по производству двигателей, благодаря которому словацкая Kia сможет выпускать до 450 тысяч моторов в год.


По итогам 2009 года крупнейшим потребителем автомобилей Kia и Hyundai, произведенных в Словакии, стала Россия, куда было отправлено 19,6 процента произведенных машин. Второе место занимает Великобритания (11,8 процента). Далее следуют Германия (10,5 процента), Польша (6,9 процента) и Италия (6,3 процента).

Автоматизировано

Завод Kia в Словакии работает по полному циклу - с собственным штамповочным, сварочным и окрасочным производством. Кроме того, по соседству расположен завод Mobis (также принадлежащий группе Hyundai-Kia), который выпускает комплектующие – бамперы, фары, приборные панели и другие узлы. Уровень локализации словацких автомобилей Kia и чешских Hyundai составляет 65-70 процентов.

Производственный цикл каждой машины начинается с прессовального цеха. Ежедневно сюда привозят несколько рулонов стали толщиной 0,6-0,75 миллиметра и весом от 10 до 20 тонн. Из одной такой "болванки" можно изготовить от двух до трех тысяч штапованных деталей. Работа прессов полностью автоматизирована, однако здесь можно встретить и живых людей: они контролируют роботов, которые тратят на изготовление одной детали в среднем около 20 секунд. Кроме того, сотрудники следят за тем, чтобы прессовальные формы своевременно менялись: для сохранения высокого уровня качества это происходит после выпуска 700 одинаковых деталей.

Всего в прессовальном цехе изготавливается более 67 типов штамповки для модели Kia cee'd в трех кузовах, а также кроссоверов Hyundai ix35 и Kia Sportage. За год здесь производится пять миллионов стальных деталей.

Сварочный цех также полностью роботизирован. При этом, для предприятия не имеет значения, в какой последовательности изготавливать кузова. Роботы могут сваривать до восьми различных кузовов в любом порядке, в соответствии с программой, однако наиболее оптимальным считается выпуск пяти типов кузовов.


Модель Kia cee'd окрашивается на заводе в Словакии в 12 различных цветов, Kia Sportage - в 10, Hyundai ix35 - в 9.

После сварки готовые кузова отправляются в цех оцинковки и покраски, который расположен в отдельном герметичном здании. Туда автомобили попадают через специальный надземный тоннель. Роботы, окрашивающие машины, также могут обрабатывать кузова в любой последовательности. Столь гибкая производственная система позволяет выпускать машины не партиями, а в точном соответствии с поступившими заказами.

Из покрасочного цеха автомобили по надземному тоннелю "едут" в монтажный цех. Сюда же, но уже по подземным тоннелям поступают двигатели из моторного цеха или со склада, а также комплектующие из "Мобиса". Перед началом сборки двери с кузова снимаются и отправляются на временное хранение. Обратно они будут установлены уже на финальной стадии производства.

Люди и роботы

Монтажный цех завода Kia - наглядный пример тесного сотрудничества роботов и людей. Всего здесь трудятся 1100 человек - по 550 в каждую смену. А роботам поручены те действия, которые не требуют сложных манипуляций - например, установка приборной панели. При этом подключением электроники "приборки" занимаются уже люди.

Монтажный цех огромен. Его площадь составляет 100 тысяч квадратных метров, и чтобы попасть из одной части помещения в другое, необходимо проделать длинный путь. Для ускорения перемещений некоторые сотрудники пользуются велосипедами и трехколесными самокатами. Правда, им приходится быть очень внимательными - есть шанс натолкнуться на "карты", перевозящие детали.

Дело в том, что здесь нет разметки, которая регулировала бы движение людей и транспорта. А на калужском предприятии Peugeot Citroen Mitsubishi, например, она есть - это красные и зеленые линии, которые являются своеобразными полосами для движения людей и транспорта.


Протяженность конвейера монтажного цеха - 450 метров, а для более рационального использования пространства он организован в виде "змейки". В зонах, где работают люди, конвейер представляет собой движущуюся ленту, на которой сотрудники завода монтируют определенный узел автомобиля. Это заставляет работников постоянно перемещаться от одной машины к другой. С другой стороны, такой принцип позволяет не останавливать конвейер, если вдруг один сотрудник не успел смонтировать свой узел.

За тем, какие опции и двигатели устанавливать на те или иные кузова, следит компьютерная система. Исключить ошибки помогают и специальные информационные листы с указанием комплектации и адресата, закрепленные на капоте, - в какой салон и какую страну после сборки отправится автомобиль.

"Женитьба" шасси и кузова происходит в полуавтоматическом режиме: тележка с подвеской и силовым агрегатом движется по конвейеру на магнитно-электрической платформе, а над ним на кране перевозится кузов. Как только эти компоненты подъезжают к оператору, система самостоятельно "синхронизирует" их так, чтобы рабочему осталось только завинтить нужные болты.

На качество

Контроль за качеством продукции на заводе ведется на протяжении всего процесса производства: специальные датчики проверяют, чтобы на автомобиле не было повреждений кузовных деталей и царапин. Если они появляются, то деталь бракуется, а машину отправляют на докраску или полировку.

Кроме того, за качеством машин следят и люди. Помимо внешнего брака, они проверяют машины на наличие технических неисправностей. После этого готовые автомобили отправляются на полигон, на котором есть участок, имитирующий различные условия движения - с настоящими знаками и разными типами дорожного покрытия.


Численность штата на заводе составляет 2800 человек, из них десять процентов - 280 сотрудников - на всем этапе производства проверяют качество автомобилей.

Затем автомобили попадают на огромную стоянку, с которой их развозят покупателям. От изготовления стальных деталей для машины до ее отправки клиенту проходит, в среднем, 18 часов. Однако перед тем, как отправить готовую машину в Россию, ее предварительно... разбирают на 20 узлов. Правда, этот процесс происходит уже на других предприятиях Kia. И, по словам представителей завода в Жилине, на всех европейских площадках Kia тщательно следят за качеством не только сборки, но и разборки автомобилей.

Вообще, слово "качество" в настоящее время является ключевым для компании Kia. Южнокорейский автопроизводитель всеми силами пытается доказать, что представление о машинах из Кореи как о бюджетном продукте соответствующего качества должно остаться далеко в прошлом. На это направлены и многочисленные PR-акции, проводимые компанией, - вроде нашей поездки на завод в Словакии, и пяти- и семилетняя гарантия, предоставляемая на автомобили Kia в зависимости от рынка сбыта.

Благодаря подобным кампаниям, Kia рассчитывает уже в 2011 году стать самым продаваемым иностранным брендом в России. Получится у нее это или нет, мы узнаем через год.