Альпийский дрифт

[Ледовые гонки Andros Trophee] своими глазами

Через пелену снегопада, обрушившегося на альпийский курорт со сложнопроизносимым названием Альп-д'Юэз, границы трассы для ледовых гонок Trophee Andros едва видны. Снега так много, что организаторам пришлось нарисовать яркой краской из баллончиков метровые стрелки на огромных, высотой больше человеческого роста брустверах - для того чтобы гонщикам было понятно, куда вообще ехать.

На стартовой прямой по очереди гаснут три пары стоп-сигналов, рявкают моторы и спустя несколько секунд на дальнем конце трассы в воздух взлетают фонтаны снега - началась квалификация основного зачета Трофея Андрос. Шум моторов все ближе и ближе, и вот из-за поворота…


Очень наглядная демонстрация того, как ездят автомобили в Трофее Андрос.

Нет, перед поездкой на гонки я, конечно же, почитал про Trophee Andros и посмотрел ролики на YouTubе, но вживую это выглядит совсем иначе: ровно поперек трассы из поворота вылетает зелено-белая Шкода и скользит боком все пятьдесят метров до следующей связки. Затем сброс газа, короткий поворот руля и пилот, переложив автомобиль в обратную сторону и выставив передние колеса на нужную траекторию, задолго до входа в поворот снова нажимает на газ! Яростно буксуя всеми колесам и поднимая в воздух тучи снега, Шкода вновь разгоняется, мощно ускоряясь на выходе.


Пилоты Trophee Andros так часто ездят боком, что на водительских боковых стеклах пришлось смонтировать дополнительные дворники.

Считается, что глубокие скольжения в автогонках, да и скольжения вообще - это плохо и медленно, - говорит в перерыве между заездами бывший гонщик Формулы-1 Оливье Панис, пилот команды Skoda и один из лидеров нынешнего сезона. - Однако вТрофее Андроссовсем другая идеология. Здесь, если хочешь выигрывать, не то чтобы можно - нужно скользить. Правда, сам Панис, хоть и ездит боком очень эффектно, после трех этапов занимает пока лишь третье место, проигрывая экс-чемпиону Ф-1 Алену Просту 24 очка.


Ален Прост выиграл Трофей Андрос пока лишь дважды - в 2007 и 2008 году, выступая на прототипе Toyota Auris. Следующие два сезона Прост провел в команде Dacia, за которую выступает и сейчас. Но если в 2009 и 2010 году Профессор не сумел выиграть Трофей, то в этом году он пока лидирует.

Несмотря на скромную популярность, особенно за пределами Франции, серию Trophee Andros не назовешь молодой - в этом году ледовым гонкам исполнилось 20 лет! Идея проведения подобных соревнований Максу Мамерсу, чемпиону Франции по ралли-кроссу 1982 и 1983 годов, а ныне главному организатору Трофея, пришла еще в 1985 году. Партнером Мамерса стал Фредерик Гервонсон, президент компании Andros, одного из крупнейших во Франции производителей соков (отсюда, собственно, и название серии). Гервонсон, как оказалось, сам был фанатом ледовых гонок и часто выступал с друзьями на любительских соревнованиях.

Первые официальные заезды Трофея Андрос прошли в 1990 году - тогда это была короткая серия из четырех гонок, проводимых на горнолыжных курортах Франции с подходящей инфраструктурой. Спустя всего год гоночный календарь пополнился этапом на искусственном покрытии в Париже - для этого организаторам пришлось завезти на стадион около 700 тонн льда. В 2003 году организаторы устроили выезд в Канаду, а в нынешнем сезоне 2010-2011 года в зачет Trophee Andros входит уже восемь гонок, включая одну заграничную - в соседнем княжестве Андорра.

Но даже несмотря на немаленькую, по меркам автоспорта, историю, на Трофее Андрос не увидишь толпы болельщиков со всей Европы - не помогает и то, что сейчас в ледовой серии выступают сразу три экс-пилота Формулы-1. Помимо Паниса и Проста свои силы в этом году решил попробовать чемпион 1997 года канадец Жак Вильнев. А в следующем сезоне конкуренцию им планирует составить еще один национальный герой Франции - семикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб.


Каждый этап Трофея Андрос состоит из двух одинаковых по расписанию дней: пилоты Элитного класса проводят сначала по три тренировочных круга (на трассе находятся по 3-4 машины одновременно). Затем идет квалификация из четырех кругов, в которой гонщики стартуют с промежутком, а в зачет идет суммарное время. И в конце дня - финал: 10 пилотов проезжают по 10 кругов. В финале пилотов делят на две группы, причем основные конкуренты часто попадают в разные заезды.

Победитель гонки получает 60 килограммовый балласт, за второе место положено 40 килограммов, а за третье - 20. В каждой последующей гонке, в которой пилот не попадает на подиум, весовой гандикап уменьшается на 10 килограммов.

Как говорит Макс Мамерс, большинство профессиональных пилотов, приезжающих на Трофей по приглашению организаторов, поначалу относятся к ледовым гонкам как к развлечению. Но когда они раз за разом проигрывают никому неизвестным гонщикам, среди которых есть и девушки… их затягивает. Ален Прост стал победителем серии спустя пять лет после своего первого заезда вТрофее! - с улыбкой добавляет Мамерс. - Спросите Проста, Паниса, или любого другого пилота - все они скажут, что по уровню концентрации, требуемой от гонщиков,Андросничуть не уступает Формуле-1.

И судя по тому, как к Трофею относится Ален Прост, для него это действительно уже не просто покатушки: перед каждым стартом, будь то квалификация или финальные заезды, Профессор обязательно проходит пешком всю трассу, изучая, как изменилось покрытие, где зацеп улучшился, а где - стал хуже. И чаще всего не один, а с сыном Николя, который выступает в Trophee Andros в зачете электромобилей.


Электромобили для Трофея Андрос выпускает компания Exagon Engineering. В основе этих заднеприводных машинок - пространственная рама, с установленным сзади 90-киловаттным электромотором (122 лошадиные силы), трансмиссией с двумя передними передачами и одной задней и самоблоком на задней оси. Электродвигатель питается от модуля из 27 литий-ионных аккумуляторов, которые подзаряжаются во время стоянки в боксах от мощной силовой установки, а во время гонки - за счет рекуперации энергии при торможении. Тормоза здесь, к слову, дисковые по кругу.

Масса электрокара Трофея Андрос составляет 800 килограммов, а запас хода - около 35 минут. Колеса - Continental IceRacingContact3, нашпигованные 290 шипами.

В этом году на брендированном электромобиле Skoda выступает Фабьен Бартез - экс-вратарь сборной Франции по футболу. Правда, результаты Бартеза пока не впечатляют - после трех этапов он занимает лишь шестое место.

По словам Оливье Паниса, со стороны Trophee Andros может показаться междусобойчиком пенсионеров Формулы-1 и не самых удачливых пилотов из других гоночных серий. Для случайных зрителей, наверное, это просто шоу, - говорит Панис. - Однако для всех нас это - серьезное соревнование, и на треке мы боремся за победу по-настоящему. Я воспринимаюТрофейкак новый вызов для себя - хотя бы потому, что нам,профессионаламФ-1, фактически приходится заново учиться ездить. И весь наш опыт помогает лишь чуть быстрее освоиться за рулем новой машины.


Николя Прост - сын Алена Проста - дебютировал в Trophee Ahdros в 2009 году и сходу выиграл ледовую серию в зачете электромобилей, завоевав пять поулов, победив в шести заездах, и в общей сложности 18 раз поднимался на подиум (из 21 заезда). После трех этапов сезона 2010-2011 Николя вновь лидирует, обгоняя опытного Франка Лагорса на четыре очка.

Своей зрелищностью ледовая серия Trophee Andros обязана в первую очередь автомобилям, в ней участвующим. Несмотря на визуальное сходство с серийными моделями, они имеют мало общего с ними: под пластиковыми кузовами, стилизованными под Skoda Fabia, Dacia Duster или Renault Clio и BMW 1-Series скрывается пространственный каркас с навешанными на него деталями подвески, трансмиссией и силовым агрегатом. Двигатель - сзади, но в пределах базы, а коробка передач висит над задней осью.

Главная особенность этих машин в том, что они не только полноприводные, с трансмиссией без межосевого дифференциала, но и… полноуправляемые. То есть, у них поворачиваются все четыре колеса, причем задние - в противоположную передним сторону. Ощущения невероятные - чем больше поворачиваешь руль, тем сильнее поворачивает машина. Никакие другие автомобили на такое не способны, - говорит Панис, жестами пытаясь показать, что происходит с машиной в повороте.


На этой фотографии хорошо видно, что задние колеса прототипа BMW повертнуты в обратную сторону...

Между тем, конструкция полноуправляемого шасси трофийных машин на удивление проста: здесь используется обычная рулевая рейка, но с двумя шестернями - одна отвечает за поворот передних колес, а вторая вращает рулевой вал, проходящий через весь кузов к задним колесам. Там установлен собственный рулевой механизм с дополнительным диском со спиральной канавкой, который фактически заменяет собой рейку.

Причем, характеристики этого механизма прогрессивные: до определенного момента (примерно до половины от максимально возможного угла поворота рулевого колеса) задние колеса стоят строго прямо, и лишь потом начинают поворачиваться. А настройки заднего рулевого механизма - его передаточное число, определяющее угол поворота колес, - пилоты подбирают под каждую трассу. Существуют даже диски с несимметричной нарезкой канавки, которые используются на трассах с преобладанием тех или иных поворотов.

Но в целом у пилотов Трофея Андрос не так много возможностей поиграть настройками: помимо характеристик рулевого управления, они могут менять жесткость пружин и амортизаторов, и давление в шинах. Все остальное строго регламентировано: начиная с размеров салона и массы автомобиля (ровно 950 килограммов без пилота и балласта), и заканчивая, например, передаточными числами в шестиступенчатой секвентальной коробке передач Sadev, которые фиксированы на весь сезон.


1 - секвентальная коробка передач Sadev c фиксированными на весь сезон передаточными числами.

2 - шестицилиндровый мотор объемом 3.0 литра.

3 - тот самый диск заднего рулевого управления (на фото справа он чуть крупнее).

4 - дополнительный дворник на водительской двери.

В салоне прототипов Trophee Andros царит аскетизм. Некоторые команды пытаются придать передней панели форму у серийной машины, но на Шкодах сходство с массовой Фабией как-то не прослеживается. Ручника у ледовых болидов нет, но он и не нужен - добиться избыточной поворачиваемости можно либо сильнее повернув руль, либо по-старинке - контрсмещением и избытком тяги.

Автомобили для Шкоды строит команда Exagon. Последние два сезона лучшим становился пилот чешской команды Жан-Филипп Дайро.

Моторы - только атмосферные шестицилиндровые, объемом три литра, со штатным коленвалом, стандартным для всех блоком управления Magnetti Marelli и жестким требованиям к доработке ГБЦ. К тому же, максимальные обороты ограничены на отметке 7500 об/мин., поэтому моторы, используемые разными командами, обладают почти одинаковой отдачей - примерно 340-350 лошадиных сил. В Шкоде, например, взяли за основу двигатель Audi, на Dacia Duster Алена Проста стоит агрегат Renault/Nissan, а на прототипах, стилизованных под единичку BMW используются… моторы Toyota.

При этом двигатели на автомобилях Трофея очень надежны - большинство из них без переборки трудятся на протяжении всего сезона. Как и коробки передач. Постоянного внимания требуют лишь самоблокирующиеся межколесные дифференциалы, менять которые из-за высокой нагрузки приходится очень часто - иногда по несколько раз за уикенд, да шины - ввиду их ограниченного количества. В зависимости от этапа, на каждого гонщика выделяется всего 6 или 8 шипованных покрышек. Поэтому пилотам приходится думать не только о победе любой ценой, но и о том, как сохранить шипы до финальных заездов двухдневного этапа.


Покрышки у автомобилей Trophee Anrdos тоже непростые - шины по спецзаказу изготавливает компания Continental, а ошиповкой занимается сторонняя компания Dackproffsen. В каждой покрышке - по 232 15-миллиметровых шипа, правда их рабочая длина составляет всего 3,5 миллиметра.

По словам Паниса, умение работать с покрышками - это одно из главных слагаемых успешного выступления в Трофее Андрос. Давление, например, приходится менять перед каждым заездом - исходя из состояния покрышек и ледового покрытия трека: Мы начинаем где-то с двух атмосфер, и потом постепенно снижаем давление до 1,7-1,8 атмосферы, по мере того, как изнашиваются шины и истирается лед на трассе.

Однако победа в финальных заездах не сильно влияет на положение в турнирной таблице - больше всего очков за этап пилот зарабатывает в квалификации: за первое место в квалификационных заездах он получает 60 очков, а за победу в финале - всего 20. Мы сознательно выбрали такую схему начисления очков, - говорит Мамерс. - Это чуть остужает пыл пилотов и снижает накал страстей в финале. К тому же, по правиламТрофея, на одной машине на каждом этапе могут выступать два пилота, по очереди. И финал для каждого из них - тоже свой. И если бы мы давали за победу слишком много очков, то до второго финала некоторые машины попросту бы не доживали….

Финальный заезд второго дня этапа в Альп-д'Юэз, в котором победил Ален Прост.

Правда, стерильной борьбы в итоговых заездах все равно не получается - слишком уж азартный народ участвует в Trophee Andros. И пусть контактная борьба здесь не приветствуется, но ведь и не запрещается, поэтому дружеские пинки перед поворотом и езда бок о бок в финалах встречается сплошь и рядом. Да, это часть соревнований - без контактов не обойтись. К тому же, многие трассы очень узкие, и обгонять на них очень сложно. Бить друг друга в бок мы конечно не будем, но есть много других, не менее эффективных способов обойти противника, поверьте, - улыбчивый Оливье Панис, похоже, неплохо поднаторел в ледовых гонках.


Заезды Трофея Андрос проводятся и в вечернее время - например, в Альп-де'Юэз при искуственном освещении проходили и квалификация, и финал.

Что меня привлекает в этих гонках? Соревновательный дух, царящий наТрофее, и вообще атмосфера этих гонок, - говорит Панис. - Здесь нет замкнутостибольшого спортаи зрители могут лично посмотреть на то, как происходит обслуживание машин, увидеть пилотов.

Здесь вообще царит дружеская атмосфера… Но только не на трассе - там мы вновь превращаемся в гонщиков, борющихся за победу!, - добавляет француз. К тому же, у Паниса теперь есть шанс сделать то, что в истории автоспорта удалось лишь немногим - победить самого Профессора. Авто.Лента