Не ждали

Российский автомобильный [рынок вырос в 2010 году на треть]

После кризисного 2009 года, по итогам которого продажи новых автомобилей в России упали в два раза (до 1,47 миллиона штук), от 2010-го особых результатов никто не ждал. Самые оптимистичные прогнозы гласили, что если рост и будет, то совсем незначительный - примерно до 1,5 миллиона машин. Действительность же оказалась куда более приятной: в прошлом году в России было реализовано более 1,91 миллиона автомобилей.

Однако еще в начале 2010 года такие цифры казались нереальными, а иностранные автопроизводители, многим из которых пришлось заморозить крупномасштабные проекты в России, оценивать состояние рынка и вовсе не решались. Впрочем, об их пессимизме свидетельствовал сам факт временного прекращения любой маркетинговой активности на рынке, который еще в 2008 году оценивался как один из самых перспективных в мире.

Пессимистические настроения поддержали и итоги первых месяцев продаж 2010 года. В январе в России было реализовано 74 тысячи автомобилей, а в феврале - 91 тысяча. Эти результаты оказались более чем на треть ниже аналогичных показателей 2009 года, а спрос одинаково стабильно снижался на автомобили почти всех марок.

Аналитики, впрочем, советовали автобизнесу не отчаиваться: по крайней мере, говорили они, падение замедлилось с 50 до 30 процентов. Плюс, многие ждали положительной реакции рынка на программу утилизации старых автомобилей, которую правительство обещало запустить в действие в начале 2010 года - в США и странах Европы аналогичные "премии за автохлам" ощутимо оживили спрос на новые автомобили.

Правда, в успех утилизационной схемы верилось с трудом: в 2009 году в России стартовала программа по льготному автокредитованию, которая, по оценке большинства аналитиков, провалилась. За 11 месяцев ее действия только 74 тысячи граждан пожелали взять кредит для покупки машины на специальных условиях. Казалось, что и программу утилизации ждала такая же судьба.


Продажи новых легковых и легких грузовых автомобилей за прошлый год по маркам, по данным AEB.
* Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике.
******* С сентября 2010 г. компания "Дженерал Моторз" в России больше не осуществляет продажи и маркетинг автомобилей марки SAAB.
******** БОГДАН = легкие и коммерческие автомобили марки БОГДАН, произведенные в г.Черкассы, Украина корпорацией "Богдан" (БОГДАН 2110, 2111, 2310; экспортируются в Россию с апреля 2010 года).

Российская программа утилизации стартовала 8 марта. В рамках нее владельцам старых машин предлагалось обменять их на скидку в размере 50 тысяч рублей на покупку нового автомобиля, произведенного на территории России. Изначально "скидочных" моделей насчитывалось 66 штук, позже к ним добавили еще 18. В итоге, в 2010 году по программе можно было купить машины марок Chevrolet, Citroen, Fiat, Ford, Hyundai, Isuzu, Kia, Lada, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, Skoda, SsangYong, Toyota, Volkswagen, ГАЗ, УАЗ, Иж, ТагАЗ.

В первый месяц действия программы подводить итоги было бессмысленно - большинство россиян еще не сумели разобраться что к чему. Однако уже тогда наметились положительные тенденции: у "Лады", "Рено" и "Шевроле", которые в феврале демонстрировали спад продаж, вдруг обнаружилась положительная динамика, впервые за год. Да и общее падение рынка в марте составило всего семь процентов.

Апрель показал, что российский рынок наконец начал оживать. Особенно хорошо пошли дела у "АвтоВАЗа", который смог резко увеличить продажи всех своих моделей, а наибольший прирост наблюдался у вазовской "классики", что неудивительно: по программе утилизации "пятерку" можно было купить всего за 100 тысяч рублей. В итоге, к концу весны на эти автомобили выстроилась очередь на несколько месяцев вперед.

В дальнейшем именно программа утилизации сделает семейство Lada 2105/2107 самым продаваемым автомобилем в 2010-м, хотя еще в первой половине года вряд ли кто-то мог полагать, что за год объем продаж этих машин увеличится вдвое и практически сравняется с докризисными показателями.

Дела в гору пошли и у компаний Renault и Chevrolet, которые заняли второе и третье место в рейтинге популярности среди участников утилизационной программы после Lada. Компания Renault даже сделала смелое предположение, что до конца года в России будет продано не 1,5 миллиона машин, как считали раньше, а 1,7 миллиона.


В 2010 году по программе утилизации в России было продано 376 тысяч автомобилей.

С лета рынок новых автомобилей рос каждый месяц. Причем отчеты о продажах показывали, что это заслуга не только программы утилизации - положительные тенденции демонстрировали даже те компании, у которых не было собственного производства в России. Еще больше "в плюс" вышли премиальные бренды - Audi, BMW и Mercedes-Benz, которые, к слову, смогли завершить без существенных потерь и кризисный 2009 год. А в середине года россияне начали активно покупать "Лэнд Роверы" с "Ягуарами".

Проблемным 2010 год оказался лишь для японских компаний. С одной стороны, они не могли предложить выгодные условия по приобретению своих автомобилей, в отличие от европейских и американских атвопроизводителей. Главным образом это было связано с укреплением курса иены на мировых рынках, из-за чего ввозить машины из Японии в Россию ниже определенной стоимости было бы экономически невыгодно. А собственные заводы в нашей стране есть только у "Тойоты" и "Ниссана", причем последний начал работу только в 2009 году и к 2010-му еще не вышел на полную мощность.

Второй фактор, повлиявший на спад продаж "японцев" - слишком низкие квоты для российского рынка, из-за которого, например, почти весь год страдала марка Mazda. Японское руководство побоялось повторного затоваривания складов и построило слишком пессимистичные прогнозы.

К концу 2010-го все эти факторы дали о себе знать: компании Mazda, Honda и Subaru закончили год с минусом, а их продажи снизились на 19, 22 и 11 процентов соответственно. Правда, их показатели уже не смогли существенно повлиять на российский авторынок в целом: общими "усилиями" автопроизводителей в 2010 году новые легковушки приобрели более 1,91 миллиона россиян, что на 30 процентов превысило результат 2009 года.

На первый-второй...

Минувший год не принес кардинальных перестановок в рейтинге продаж автомобильных брендов в России, как это было в кризисном 2009 году. Самой продаваемой маркой в России по-прежнему осталась Lada, однако в 2010 году ей удалось существенно увеличить отрыв от бренда Chevrolet, который второй год подряд становится самым продаваемым в России среди иностранных марок. Если раньше "Лада" реализовывала в три раза больше машин, чем "Шевроле", то теперь - уже в пять.


25 самых продаваемых моделей на российском рынке за прошлый год, по данным AEB.

Самый мощный рывок в рейтинге продаж совершила марка Kia, которая заняла третье место в списке самых продаваемых автомобилей (против шестого в 2009 году), существенно опередив своего партнера по альянсу - компанию Hyundai. Подобных результатов "Киа" сумела добиться благодаря актуальной ценовой политике и постоянному обновлению модельного ряда.

Но если перераспределение мест среди компаний можно назвать скорее условным, то изменение долей присутствия автопроизводителей на российском рынке оказалось куда более значительным. У "АвтоВАЗа" доля рынка выросла с 23,8 до 27 процентов, у Kia - с 4,8 до 5,5 процента, у Daewoo - с 3,5 до 3,9 процента, у Volkswagen - с 2,7 до 3,1 процента. При этом альянс "АвтоВАЗ"-Renault-Nissan закрепил за собой более 36 процентов рынка России против прежних 33,5 процента.

В списке самых продаваемых моделей главное изменение - первое место вазовской "классики". Кроме того, автомобиль Ford Focus смог вернуть себе лидерство среди иномарок, которое в прошлом году у него перехватил седан Renault Logan. Французы, правда, отыгрались на другой модели - хэтчбеку Renault Sandero, продажи которого начались только в 2010 году, удалось сразу попасть на 19-е место рейтинга самых популярных машин в России.


Самый продаваемый автомобиль в России (вверху) и четыре самых продаваемых иномарки.

Однако несмотря на то, что 2010 год продемонстрировал оживление автомобильного рынка, эксперты пока не торопятся строить слишком радужные планы на 2011-й год. По мнению аналитиков AEB, в наступившем году в России будет продано около 2,24 миллиона машин, а на докризисный уровень (2,9 миллиона машин) Россия сможет вернуться только в 2012 году.

Тем не менее, поводов для оптимизма в этом году гораздо больше, чем в прошлом. Например, в 2011-м компания Volkswagen заметно увеличит объем производства бюджетного седана для России Polo, а альянс Hyundai-Kia выведет на рынок две недорогие модели, производство которых начнется в 2011 году.

Кроме того, правительство уже объявило о планах по продлению государственных программ по утилизации старых машин и льготного автокредитования, которые позволят поддержать спрос на отечественные автомобили. И, наконец, одно из главных событий нового года - премьера бюджетного автомобиля Lada Granta, которая придет на смену вазовским "пятерке" и "семерке". В 2011-м ей вряд ли удастся стать российским бестселлером, однако продажам Волжского автозавода она точно поможет.