Раллийная альтернатива

Новый сезон IRC [стартовал в Монте-Карло]

В среду, 19 января, стартовало Ралли Монте-Карло — культовая гонка по узким горным дорожкам обледеневших зимних Альп, из года в год пополняющая новыми историями легенду самого сложного ралли в мире. Правда, как и последние два года, этап в Монако не входит в зачет чемпионата мира по ралли (WRC), открывая собой другую, пока еще молодую раллийную серию - IRC.

Параллельные линии

Серия Intercontinental Rally Challenge (IRC) появилась в 2006 году с официально заявленной целью помочь начинающим гонщикам добиться признания на мировой арене. В качестве основы для гонок IRC был выбран молодой (появившийся лишь в 2004 году) класс раллийных автомобилей Super2000, которые с одной стороны оказались ощутимо (примерно на секунду с километра) быстрее автомобилей категории Production (N4), а с другой - ощутимо медленнее монстров главного зачете WRC. К тому же, соревнования машин S2000 были интересны сами по себе, без привязки к другой категории.


По сравнению со своими соперниками по зачету Production, автомобили Super2000 подвергаются более серьезной доработке. Несмотря на жесткие требования к моторам и трансмиссиям, в S2000 разрешена глубокая перестройка кузова, установка несерийной задней подвески, а также предусмотрена возможность внедрения 10 дополнительных изменений после прохождения омологации. Однако при выступлении в национальных или международных сериях, проводимых под эгидой FIA, полноприводные машины S2000 все равно попадают в один зачет с машинами группы N.

Впервые трофей серии IRC был разыгран в 2006 году, правда тогда эта аббревиатура расшифровывалась как International Rally Challenge. Серию организовала компания Eurosport Events Ltd., которая решила проводить гонки не под эгидой FIA. Дебютный сезон новообразованного первенства состоял из четырех этапов (включая знаменитую асфальтовую гонку Ралли Сан-Ремо) и закончился победой итальянского пилота Джандоменико Бассо на Fiat Abarth Grande Punto.

Со следующего сезона устроители серии вывели IRC на новый уровень: расширилось эфирное время чемпионата на телевидении, список участников вырос почти вдвое, а новый календарь насчитывал целых девять этапов. Открывавшее первенство Ралли Сафари было запланировано на те же даты, что этап в Мексике WRC - организаторы однозначно давали понять, что IRC намерена конкурировать с главной мировой раллийной серией. Так началась история альтернативного чемпионата мира началась.

Отличия в лучшую сторону

Само появление серии IRC было бы невозможным, если бы не проблемы у головного чемпионата мира. В середине двухтысячных из WRC дружно ушли почти все заводские команды: кто-то из-за несогласия с изменяющимся регламентом FIA, а кто-то - из-за банальной нехватки средств на постройку и развитие высокотехнологичных раллийных болидов, в которые к тому времени превратились автомобили зачета WRC.

В результате, к 2009 году в WRC остались всего два автомобильных производителя — Citroen и Ford. Учитывая дороговизну и сложность чемпионата мира, на победы в гонках здесь могут претендовать только гонщики заводских команд, а значит весь сезон конкуренция идет между четырьмя пилотами — и то в лучшем случае. На деле чемпионат уже который год проводится по схеме Себастьян Леб и все-все-все, что снижает интерес к WRC даже со стороны самых преданных фанатов ралли.

IRC оказался неплохой альтернативой официальному мировому первенству как для зрителей, так и для автомобильных марок. Fiat, Peugeot, Proton и Skoda, посчитавшие постройку уорлд-ралли-каров чересчур дорогой затеей, решили заняться более доступным, а значит более массовым классом автомобилей Super2000. В результате, в первом же сезоне Intercontinental Rally Challenge в чемпионате были представлены 5 брендов, а вскоре их число возросло до восьми (включая производителей переднеприводных машин)!


Свои силы в IRC попробовал и россиянин Евгений Новиков, который принял участие в чешском Ралли Барум - за рулем арендованной Skoda Fabia S2000. На новой для себя машине Новиков удерживал седьмое место, но был вынужден сойти из-за технических проблем.

При этом для полноценного учатия в IRC производителям даже не нужно было выставлять в серии заводскую команду: частники с радостью самостоятельно занимались подготовкой и обслуживанием омологированной техники и собственными выступлениями обеспечивали действенную рекламу автомобильным маркам. На данный момент единственной по-настоящему заводской командой является Skoda Motorsport, уверенно выигравшая последний чемпионат серии. Еще один сильный бренд - Peugeot - в IRC лишь помогает нескольким национальным, формально частным командам, и не содержит отдельный заводской коллектив.

В плане гонщиков IRC также мало в чем уступает старшему товарищу. Да, в альтернативном чемпионате нет гениального Себастьяна Леба, зато общий уровень представленных в серии спортсменов очень высокий. Пришедшие из мирового первенства Крис Аткинсон, Фредди Лойкс, Франсуа Дюваль и Пер-Гуннар Андерссон, плюс выращенные собственными силами Гай Уилкс, Юхо Хяннинен, Николя Вуйоз и Крис Мик - вот только небольшой список участников IRC. Последнего, кстати, в межсезонье переманили в заводскую команду MINI WRC — своеобразное признание статуса новой серии в глазах мировой общественности.

Классические ралли

Еще одним козырем IRC стал календарь серии. Пока официальный мировой чемпионат пытается найти баланс между приходом гонок в новые страны и ограничением расписания двенадцатью этапами, устроители IRC собирают под свое крыло самые значимые ралли на планете.

Традиционное Ралли 10000 поворотов на Корсике, классическая гонка в Сан-Ремо, исторический этап в Шотландии, а также гвоздь программы — культовое Ралли Монте-Карло — все эти этапы из года в год присутствуют в расписании альтернативного мирового первенства. При этом в календарь IRC преимущественно входят европейские этапы, чтоб снижает логистические расходы для команд, а пилотам для борьбы за титул не обязательно ездить на все соревнования - в зачет идут лучшие результаты семи гонок.


Когда администрация WRC выкинула легендарную гонку с пропиской в Монако из календаря 2009 года, промоутеры Ралли Монте-Карло оскорбились не на шутку — правило о ротации этапов могло быть применимо для кого угодно, но только не них. Поэтому теперь принимать у себя чемпионат мира не хотят уже сами организаторы: последние три года Ралли Монте-Карло стабильно входит в календарь интерконтинентальной серии IRC.

Маниакальная борьба Международной автомобильной федерации за повышение безопасности и финансовой привлекательности гонок привела к исчезновению многих классических спецучастков, а иногда и целых ралли. Принудительному сокращению подвергались Ралли Кипра, Ралли Корсики и даже святая святых мирового чемпионата — этап в Монте-Карло.

В расписании IRC 2011 года присутствуют 13 этапов, из которых восемь пройдут на асфальте, три на гравие и два на дорогах со смешанным покрытием. Причем сезон, фактически, уже начался - с легендарного Ралли Монте-Карло, стартовавшего в среду. Несмотря на то, что гонка не входит в зачет WRC, принять участие в сложнейшем ралли на планете почитают за честь многие пилоты мирового первенства. Так, на старт этапа 2011 года вместе с регулярными участниками IRC выйдут Тони Гардемайстер, братья Петтер и Хеннинг Сольберги, а в прошлом году знаменитую гонку выиграл пилот заводского Ford Микко Хирвонен на новенькой Фиесте категории Super2000.

Победить на грядущем этапе в Монако будет особенно престижно: в этом сезоне гонка отмечает вековой юбилей. Первое Ралли Монте-Карло состоялось в 1911 году, но предстоящий этап станет только 79-м по счету — во время войн гонка не проводилась. Но именно Монако в 1973 году приняло первый в истории этап чемпионата мира по ралли, ныне называющегося WRC.

Гонку в Монте-Карло пилоты любят за узкие горные дорожки, у которых с одной стороны скала, а с другой обрыв, и, конечно, за непредсказуемо изменчивую погоду и разношерстное покрытие. Длинные спецучастки часто стартуют на уровне моря, а заканчивются высоко в горах, поэтому по ходу одного допа гонщика последовательно могут ждать солнце, дождь, снег и лед — и все это нужно проехать на одном комплекте шин.


Сложности Ралли Монте-Карло добавляют ночные этапы: на обледенелом перевале Col de Turini даже установленные на автомобилях люстры не спасают пилотов от ошибок и аварий.

После гонки в Монако гонщиков IRC ждет визит в Аргентину (единственная дальняя гонка), вслед за которым последует сложное асфальтовое Ралли Канарских островов. Чемпионат завершится пятого ноября на Кипре.

Звезды IRC

В новом сезоне борьбу за титул будут вести пилот заводской команды Skoda Ян Копецки и его бывший партнер по команде, выступавший за британскую Шкоду, Гай Уилкс, сменивший чешский хэтчбек на Peugeot 207 S2000. Стоит отметить, что техника Peugeot приносила выступавшим на ней раллистам победы в трех чемпионатах IRC подряд — с 2007 по 2009 год — но в минувшем сезоне Skoda Fabia перехватила звание лучшего автомобиля категории Super2000 и досрочно решила судьбу титула в свою пользу.

Правда, к концу года Peugeot 207 S2000 подвергся обновлению и теперь вновь обещает стать конкурентоспособным. Обновились в 2010 году и хэтчбеки Grande Punto Abarth S2000.

Победитель серии IRC 2010 года финн Юхо Хяннинен в новом сезоне проведет в чемпионате мира, где будет представлять команду Skoda в зачете S-WRC. Правда, пропустить легендарное Ралли Монте-Карло финн не смог, и по итогам первого дня гонки уверенно лидирует.

Англо-малазийский коллектив Proton, решившегося в 2011 году на полноценное выступление в серии (в предыдущие годы автомобиль Satria Neo S2000 появлялся лишь на некоторых гонках и не блистал скоростью) привлек под свои знамена опытнейшего Криса Аткинсона, Алистера МакРэя и шведа Пера-Гуннара Андерссона. На победы в отдельных этапах рассчитывают замахнуться опытный бельгиец Фредди Лойкс и 21-летний норвежец Андраес Миккельсен, выступающие на Skoda Fabia S2000, а также многочисленные клиенты Peugeot, среди которых Тони Гардемайстер, Бруно Магалаеш и Стефан Сарразен. А на Ралли Монте-Карло французская марка заявила приглашенную звезду - чемпиона мира по ралли 2003 года Петтера Сольберга.