Ледниковый период

[Детройт и Детройтский автосалон] своими глазами

В минувшее воскресенье завершило свою работу международное моторшоу в Детройте, одна из старейших автомобильных выставок в мире. В этом году здесь было представлено 55 новых моделей, из которых 35 - мировые премьеры.

Общее число посетителей выставки оценивается в 740 тысяч человек, а всего за два пресс-дня на Детройтском автосалоне побывали, по официальным данным, 5500 журналистов из 60 стран, в том числе и сотрудник Авто.Ленты. То есть, я.

Однако рассказывать о новинках, представленных в Детройте, в этом материале мы не будем - у нас уже есть большой текст с живым репортажем с выставки, несколько фотогалерей и бессчетное число записей в автоленточном Твиттере. Вместо этого, мы попробуем несколько отвлеченно рассказать о главном североамериканском моторшоу, об американском авторынке в целом и о столице американского автопрома в частности.

Праздник местного значения

Выставка в Детройте - не самая крупная и, объективно говоря, не самая значимая среди мировых салонов. По размерам выставочных площадей североамериканское моторшоу хоть и больше автошоу в Женеве (93 тысячи квадратных метров против 80 тысяч), но при этом вдвое компактнее автосалонов в Париже или во Франкфурте, и уж точно не может поспорить с ними по количеству мировых премьер. Даже прошлогодний Московский автосалон, к слову, не сильно отстал от Детройта по занимаемой площади.


Вид, открывающийся со второго этажа Кобо-Холла над главным входом в выставочный центр, очень символичный - дорога, уходящая вдаль.

На фото внизу - брендированный Тойотой выпуск The Wall Street Journal и старенький Ford, колесящий вокруг Кобо-Холла и катающий гостей автосалона.

А вот то, что Детройтский автосалон самый авторитетный и самый крупный на территории США, на втором по величине мировом авторынке (на первом теперь Китай), - это факт. Выставка со своей историей и своими традициями: к примеру, на автосалоне в Детройте после двух пресс-дней проходит так называемый благотворительный предпоказ, недешевые билеты на который дают посетителям право увидеть все новинки на сутки раньше остальных, а доходы от их продажи перечисляются в благотворительные фонды. В этом году в рамках превью Алан Мюллали (глава Ford) и Билл Форд (внук основателя компании) с супругами организовали еще и благотворительный ужин, с билетами ценой по 250 долларов.

Однако времена, когда дорогу перед Кобо-Холлом перекрывали для премьеры нового пикапа Dodge Ram, который подъезжал к выставке в окружении стада коров и ковбоев, или когда из премьеры Ford F-150 нового поколения устраивали пиротехническое шоу, теперь уже остались в прошлом. Причина понятна - крупнейшим американским автопроизводителям - GM и Chrysler, получившим в кризис от правительства несколько десятков миллиардов долларов и переживших процедуру защиты от банкротства, пока не до пышных торжеств: память у налогоплательщиков хорошая, и преждевременных пиршеств они не поймут. И только Ford для своих презентаций по-прежнему арендует Кобо-Арену, вмещающую почти 13 тысяч зрителей. Ему можно - он справился с кризисом сам, без финансовой помощи властей.


Одно из главных впечатлений от выставки - на удивление безлюдные экспозиции. Если в Европе после премьеры новой модели на стенды не пробьешься еще как минимум в ближайшие 2-3 часа, то в Детройте экспозиции пустеют в течение часа.

Марке Saab, к слову, вообще не нашлось места внутри Кобо-Холла - шведам пришлось расставить свои автомобили на улице, напротив выставочного центра (на фото внизу).

И даже несмотря на восстановление американского авторынка, наблюдающееся последние два года (в 2010-м году продажи новых машин выросли на 11 процентов), последствия кризиса еще ощущаются: компания Porsche только-только вернулась на автосалон после четырехлетнего отсутствия; Nissan, пропустивший прошлогоднее шоу, в этом году привез всего одну машину - электрокар Leaf, который скромненько выставлялся в отдельном помещении где-то на задворках Кобо-Холла. Не посетили в 2011 году Детройт марки Infiniti, Mitsubishi Motors, Rolls-Royce, Suzuki…

Америка - Европа?

По традиции, не было в Детройте, и чисто европейских брендов - несмотря на то, что за окном 21-й век и из любой страны мира в США можно попасть за 8-10 часов, местный авторынок остается очень закрытым.

С другой стороны - Автомобилем года в Америке в этом году стал электрокар Chevrolet Volt, а в Европе титул Автомобиль года чуть раньше был присужден... тоже электромобилю - Nissan Leaf. Концерн Ford собирается выпускать и продавать в Америке европейский Focus, GM показывает американцам городской седан и хэтчбек Aveo под названием Sonic, а Chrysler помогает итальянцам вывести на домашний рынок малолитражку Fiat 500. Означает ли это, что американский авторынок все больше становится похожим на европейский?

И да, и нет. Да - потому что тенденция безусловно есть. Объясняется она тем, что большинство компактных новинок для американского рынка ориентированы главным образом на покупателей первой в жизни машины. То есть, на молодежь. А она, спасибо интернету, Фейсбуку и YouTube, уже неплохо осведомлена о том, на чем ездит Европа и хочет себе такое же - стильное, экономичное и технологически продвинутое транспортное средство. Именно поэтому на новом Фокусе появится мультимедийный комплекс MyTouch с сенсорным дисплеем и голосовым управлением, и наклейки-татуировки на кузов, а Chevrolet Sonic в США можно будет заказать с разноцветной окраской кузова и ярким салоном.


Североамериканский автомобиль года Chevrolet Volt (на фото вверху), Европейский автомобиль года Nissan Leaf (на фото внизу справа) и прототип новой модели в гибридной линейке компании Toyota, самого массового производителя гибридов в мире.

Нет - потому что малолитражки, электрокары и гибриды - это лишь вершина айсберга под названием американский авторынок. То, на чем местные производители намеренно делают ударение, акцентируя внимание посещающих салон представителей СМИ и специалистов, и отбивая тем самым экологические дотации правительства США. Но если оглядеться вокруг, то львиную долю выставочных стендов американской Большой тройки по-прежнему занимают неистребимые внедорожники и большие кроссоверы, многометровые пикапы, капот которых начинается где-то у предплечья, и седаны всех мастей и форматов.

Да и факты - они красноречивее любых слов: в 2010 году в США было продано всего 23 тысячи Фиест, и больше 528 тысяч пикапов F-Series; GM в 2010 году по всему миру реализовал больше 8 миллионов автомобилей, и при этом надеется найти покупателей лишь на 10 тысяч электрокаров Volt по итогам 2011 года. Продолжать?


Возможно Fiat 500 (на фото вверху) - это действительно будущее американского автопрома. Но пока его настоящее - это полноразмерные внедорожники и пикапы (слева внизу прототип GMC Sierra All Terrain HD, справа - гоночный пикап Dodge Ram).

Другое дело, что рынок пусть медленно, но меняется, и интерес американцев к компактным, экономичным и качественным автомобилям растет год от года. Тот же Форд остался доволен первыми результатами продаж модели Fiesta на местном рынке, и недавно закончил переоснащение завода под Детройтом, на котором вместо внедорожников Explorer и Expedition теперь будут выпускать новейшие Фокусы, ничем не отличающиеся от своих европейских собратьев.


One Ford - Единый Форд - вот новая корпоративная мантра одного из крупнейших американских концернов. Пока другие производители с переменным успехом играют в бэдж-инжиниринг и занимаются адаптацией одних и тех же моделей под требования конкретных рынков, Ford собирается продавать одинаковые машины в Европе, в США и в Китае. К 2012 году на глобальной платформе класса С (Ford Focus, C-Max, Grand C-Max) предполагается выпускать и продавать до двух миллионов автомобилей в год.

После Фиесты и Фокуса переход на глобальную плаформу ждет компактный кроссовер Ford Kuga - в США новинка заменит теряющий популярность Ford Escape, а ее прототип был показан в Детройте под именем Vertrek. Не исключено, что эту модель будут выпускать в Америке одновременно и для местного рынка, и для европейского.

Поэтому и чисто американских премьер в Детройте было совсем немного - новый Chrysler 300C и обновленная линейка Джипов, американский Civic следующего поколения (эта модель занимает пятое место по продажам в США, между прочим), да удлиненный VW Passat для местного рынка. А все остальные новинки в том или ином виде появятся в Европе и других странах: новый кроссовер Ford, трехдверный MINI с полным приводом, кабриолет BMW 6-Series, новые Приусы и Audi A6 очередного поколения, которая доберется до Старого Света уже через месяц.

Самой же интересной новинкой Детройта стал автомобиль из Южной Кореи - ассиметричный хэтчбек-купе Hyundai Veloster, дебют которого пришлось ждать почти четыре года. Тоже, кстати, глобальная модель - Велостер будет продаваться и в США, и в Европе, и в странах Азии.


Хэтчбек Hyundai Veloster построен на платформе С-класса и будет продаваться по всему миру. Его главная особенность - несимметричная компоновка кузова: справа у новинки две боковые двери, а слева - всего одна, но большЕго размера.

В США Veloster представили пока лишь с одним мотором - 1.6 мощностью 138 сил, а в Европе, где новинке придется конкурировать с VW Scirocco и трехдверкой Renault Megane, Велостер оснастят турбодвигателем мощностью 208 лошадиных сих и полностью перенастроят его шасси.

Интерес к этому автомобилю оказался настолько велик, что даже спустя несколько часов после премьеры к Велостеру было не подойти - журналисты хлопали дверями, садились на задний диван и придирчиво рассматривали структуру несимметричного кузова.

Город мертвых

Мотор-Сити, колыбель американского автопрома, один из промышленных центров США и самый крупный город в штате Мичиган, сейчас переживает сложные времена. Да, здесь по-прежнему находится штаб-квартира GM (головной офис Форда расположен в пригородном Дирборне), и здесь каждый год проводится крупнейший североамериканский автосалон. Только вот сам город за последние полвека пришел в полнейший упадок.


На этой иллюстрации The Wall Street Journal - изменение плотности населения Детройта за последние 60 лет. Очень наглядно.

Если еще в 1950 году в Детройте проживало почти 1,9 миллиона человек, то к 2009 году численность жителей сократилась вдвое - до 910 тысяч человек, а плотность населения упала до катастрофических показателей. По-настоящему живым и функционирующим остается лишь центральная часть Детройта, деловой даун-таун, а всего в 10 минутах ходьбы от сверкающего Кобо-Холла - пустые кварталы, заброшенные офисы и небоскребы с выбитыми стеклами.

Автомобильная столица Америки стала главной жертвой автомобилизации американского общества. С появлением доступных машин и пропаганды сопутствующего им автомобильного образа жизни, обитатели Детройта еще в 50-х годах прошлого века стали перебираться в одноэтажные пригороды. Высококвалифицированный персонал автозаводов, инженеры и топ-менеджеры, предпочитали жить в собственных домах, а не в каменных небоскребах. За ними потянулась и вся сфера обслуживания и потребления - рестораны, магазины, банки и врачи…

Мощный удар по Детройту нанес нефтяной кризис 1973 года и последовавшая за ним экспансия иностранных автопроизводителей на американский рынок. Часть заводов в Мотор-Сити была закрыта, часть - перенесена на другие площадки.


Из всех зданий на большой фотографии функционирует только одно - у которого припаркованы машины. Небоскреб на заднем фоне слева - с выбитыми окнами - пустует. Возможно, в солнечный день Детройт не кажется таким уж заброшенным, но пасмурная погода, сопровождавшая нашу короткую прогулку по Детройту, усилила впечатление от увиденного в несколько раз.

В итоге современный Детройт превратился в один из самых депрессивных городов Америки. Здесь можно гулять по пустынным улицам с заколоченными окнами зданий, и не встретить на своем пути ни одного человека. Хотя местные вообще не советуют далеко отходить от центра города в одиночку, особенно вечером…

Здесь на обочинах стоят брошенные машины без колес, а облупленные вывески давно не существующих заведений предлагают перекусить по смешным по нынешним временам ценам.

Правда, за пыльными витринами бывших магазинов теперь появились свежие вывески Сдается в лизинг. Предпочтение отдается ресторану или бару, а на жилых домах развешены яркие объявления о бесплатных коммунальных услугах и огромных площадях за смешные деньги. Все это часть городской программы по восстановлению Детройта, которая была анонсирована в 2008 году. В ее рамках на развитие экономики города, стимулирование бизнеса и создание новых рабочих мест планируется потратить более 300 миллионов долларов. Реинновация, по планам властей, затронет большинство центральных районов города, сделав их привлекательными для жизни, чистыми и безопасными.

Вот только звание автомобильной столицы мира этот город себе уже вряд ли вернет. У неповоротливых американских мастодонтов из Большой тройки, за счет которых пока еще существует Детройт, есть только один шанс на выживание - перестраиваться под меняющийся экономический климат и идти вслед за развивающимися рынками. Так же, как, если верить одной из научных теорий, 10 тысяч лет назад североамериканские мамонты перебрались в Евразию, вытеснив с континента своих азиатских сородичей. Авто.Лента