Дело принципа

Настоящее и будущее легендарного [Ралли Монте-Карло]

Что-то не заладилось с самого начала. Проехав на красном автомобиле по двум натянутым тросам над подиумом и толпой фотографов в первый раз, немецкий акробат вернулся на исходную позицию. Князь Альбер II, победители и призеры юбилейного Ралли Монте-Карло, задрав головы, ждали продолжения. Но вторая, судя по всему вновь пробная попытка, мало чем отличалась от первой: добравшись до верхней точки, трюкач из цирковой труппы Geshwister Weisheit остановил свой Formel Rennwagen, вылез из кокпита и помахал флагом. Повисла неловкая пауза.


Год назад церемония награждения победителей Ралли Монте-Карло прошла скромно, однако в этом году гонка отмечала свой 100-летний юбилей, и оставить без внимания этот факт организаторы соревнований не смогли.

Внизу забегали люди, кто-то обеспокоено замахал руками, а фотографы сошлись во мнении, что подобный "трюк" способен, пожалуй, был исполнить и князь. Сам он еще продолжал хлопать, но стало понятно - продолжения не будет. Представление, которое по замыслу организаторов должно было стать украшением церемонии, пришлось отменить. Немецкий акробат из семейства Вайсхайт вернул автомобиль на исходную позицию во второй раз и вновь вылез из кокпита. На сей раз чтобы откланяться.

Говорят, ему помешал ветер. Впрочем, то была не единственная "приглашенная звезда", которой на юбилейном Ралли Монте-Карло не удалось блеснуть.


Монте-Карло дважды в год наполняется гулом спортивных моторов - сначала в январе, когда на главной набережной города появляется сервисный парк раллийных команд, а затем в мае-июне, когда часть городских дорог превращают в трассу Формулы-1.

Столетний юбилей у некогда самого престижного ралли Европы, да и всего мира, мог получиться несколько иным. Но из-за противостояния организаторов чемпионата мира по ралли (WRC) и Автомобильного клуба Монако легендарная гонка уже три года подряд входит в календарь молодого первенства IRC, а потому лучшие пилоты выбираются на Ралли Монте-Карло лишь от случая к случаю.

Главной звездой первой после разрыва с WRC гонки (в 2009 году) стал Себастьен Ожье, тогда еще только готовившийся провести свой первый полный сезон в высшей раллийной категории в составе Citroen Junior. Пилоту полузаводской команды позволили пересесть на автомобиль родственной марки Peugeot, и он в итоге одержал уверенную победу. В тот же год в Монако мог приехать и пятикратный победитель гонки Себастьен Леб, но ему бы пришлось стартовать на Citroen C2 одной из младших категорий. Француз в итоге отказался - он, как и многие другие, думал, что спустя год гонка вернется в календарь WRC. На это надеялись и организаторы чемпионата мира.


После победы на Ралли Монте-Карло карьера Ожье быстро пошла вверх, и в новом сезоне он станет партнером семикратного чемпиона мира по ралли Себастьена Леба в заводской команде Citroen. Причем пилотировать обоим Себам придется схожий по конструкции с машинами S2000 хэтчбек Citroen DS3 WRC.

Гонку в Монте-Карло из расписания этапов чемпионата вытеснила, пусть и лишь частично, система ротации. Недовольные постоянным ростом числа этапов команды настояли на сокращении календаря, а стран, хотевших принимать у себя гонки, меньше не стало. В итоге организаторы WRC приняли решение чередовать ралли от года к году, при этом некоторые этапы, в частности в Финляндии и Великобритании, постоянную прописку в расписании все-таки сохранили. А тот факт, что в ротацию в числе прочих попало и легендарное Ралли Монте-Карло, очень не понравилось его организаторам. И возвращение гонки в WRC не состоялось уже по инициативе Автомобильного клуба Монако.

Годом позже, в 2010-м, княжество вновь принимало открывающий этап серии IRC, и он вновь выбился из числа остальных. Микко Хирвонен, приехавший в Монте-Карло по сути обкатывать новый Ford Fiesta S2000, лидировал от старта до финиша, забрал кубок из рук князя и больше в IRC о нем никто не вспоминал. Так же, как и Ожье в сезоне-2009, Хирвонен сохранил до конца чемпионата десять очков, полученных в Монте-Карло - остальные графы были заполнены прочерками. Если про "Гран-при Монако" Формулы-1 говорят, что победа на нем едва ли не ценнее чемпионского титула, то в раллийном мире успех в Монако уж точно будет поважнее победы по итогам сезона IRC.


Ралли Монте-Карло стало боевым крещением для новой раллийной "Фиесты". Однако необкатаный в боевых условиях автомобиль с Микко Хирвоненом за рулем провел гонку безупречно, позволив финну выиграть гонку с комфортным преимуществом.

Отколовшись от WRC, Ралли Монте-Карло, по большому счету, так и не стало частью IRC. Для постоянных участников "континентального" первенства приезжать в Монако, говоря откровенно, не имеет смысла. Согласно регламенту серии, в зачет идут лишь семь лучших результатов по итогам всего сезона, а значит у пилотов, помимо права на ошибку, есть и право на прогул. Учитывая, что гонка в Монако традиционно собирает множество приглашенных звезд, бороться за победу или "большие" очки становится сложнее, при том что самим звездам эти баллы не нужны. Таким образом, в Монако постоянные экипажи IRC если и едут, то уж точно не за очками.

По случаю столетнего юбилея со дня проведения первого Ралли Монако в 1911 году, в январе 2011-го гонка собрала, пожалуй, лучший урожай звезд за весь период после разрыва отношений с WRC в 2008 году. Два предыдущих победителя - Ожье и Хирвонена - на сей раз в стартовом листе не значились, зато специально по приглашению главы спортивных программ Citroen и Peugeot Оливье Кенеля на гонку был заявлен Петтер Сольберг. Для чемпиона мира 2003 года это было первое ралли за рулем хэтчбека Peugeot 207 S2000.


На юбилейное Ралли Монте-Карло приехали Петтер Сольберг (слева вверху) и его брат Хеннинг (слева внизу), Франуса Делекур (вверху справа) и триумфатор прошлого сезона IRC Юхо Хяннинен.

В числе прочих стартовать должны были и его брат Хеннинг, и бывший напарник по Subaru Крис Аткинсон, поднявшийся на подиум в последнем Ралли Монте-Карло в рамках WRC. В качестве приглашенной звезды заявлен был в гонке и действующий чемпион IRC Юхо Ханнинен - финн в этом году будет представлять Skoda в S-WRC, и на этапах "континентального" первенства в сезоне-2011, скорее всего, больше не появится. Вновь, как и в прошлом году, за руль Fabia S2000 сел Николя Вуйоз, чемпион IRC 2008 года. Вновь заявился на ралли известный гоночный универсал Стефан Сарразан; заявился на Монте-Карло и раллийный ветеран Франсуа Делекур. Всего в стартовом листе ралли набралось 32 автомобиля категории Super 2000.

Однако из всех перечисленных пилотов только у Аткинсона есть программа выступлений в IRC на этот год. Впрочем, австралиец вполне может от нее и отказаться - контракт с Proton, похоже, пока не сулит ничего хорошего. В Монте-Карло его Satria Neo S2000 отказалась ехать уже через 700 метров после старта.

У остальных дела шли чуть лучше, чем у Аткинсона, однако победил в итоге Брайан Буффье - уже немолодой француз, национальный чемпион, на международной арене до триумфа в Монте-Карло ничем себя не проявивший. Капризы погоды спутали карты фаворитам, и поставивший на "правильные" шины француз вписал свою имя в историю, встав в один ряд со знаменитыми соотечественниками, традиционно сильно выступавшими в Монако.


Брайан Буффье участвует в IRC уже четвертый год, однако лучшим его результатом до Ралли Монте-Карло 2011 года были 11 очков в сезоне-2008. Победу в юбилейном ралли француз обеспечил себе благодаря удачному выбору покрышек на допах, где за несколько часов до старта прошел сильный снегопад - в этих условиях лидеры гонки на асфальтовых шинах оказались беспомощными.

"Я знаю, насколько сильно хотел приехать сюда Себ", - говорит штурман Леба Даниэль Элена, еще одна звезда юбилейной гонки. Монегаск решил на время пересесть на левую сторону автомобиля и проехать домашнюю гонку за рулем Citroen DS3 категории RT3. И даже выбил себе у организаторов юбилейный сотый номер: "Приехал развлечься перед началом боевого сезона, - рассказывает Даниэль, которому уже в начале февраля отправляться в Швецию на первый этап WRC. - Но, само собой, я бы хотел, чтобы эта гонка была частью чемпионата мира. Увы, мы ничего не можем поделать, поэтому я зол. Потому что не считаю, что Монте-Карло хуже ралли Великобритании или Финляндии. Это тоже культовая гонка. Эта война (между организаторами серий и промоутерами - примечание "Авто.Ленты") не идет на пользу никому".


Даниэль Элена, бессменный штурман Себастьена Леба, выигрывал ралли Монте-Карло пять раз - в 2003, 2004, 2005, 2007 и 2008 году. Правда, на правом кресле. Пересев за руль, Элена смог финишировать лишь на 52-й позиции.

"Отдохнуть и развлечься" на домашнее ралли заявился и еще один монегаск. На знаменитом перевале Col de Turini Алекс Каффи, бывший гонщик Формулы-1, пускает свою Skoda Fabia S2000 в эффектный разворот, чтобы развлечь болельщиков. Их, несмотря на то, что это уже не гонка чемпионата мира, по-прежнему много. Значительная - если не большая - часть людей на Col de Turini в этом году - гости Skoda. На несколько часов снующие туда-сюда автобусы и "минибасы" даже парализовали движение на серпантине.

Уже в следующем году на Col de Turini таких проблем может и не возникнуть. Несмотря на заверения руководителя серии Марчелло Лотти о том, что заводские команды ему не нужны, именно заводские коллективы берут на себя большую часть маркетинговой работы. Но та же Skoda, по слухам, уже вовсю занимается подготовкой к переходу в WRC. Официальных заявлений на сей счет пока нет, но многие уверены, что вот-вот начнутся тесты Fabia с турбодвигателем 1.6. Если уже не начались.

Судя по всему, в Чехии ждут отмашки из Volkswagen. Если немцы не решатся выставить на старт в чемпионате мира собственную команду, то практически наверняка уже в следующем году туда после длительного перерыва вернется Skoda.


Команда Skoda, уверенно выигравшая прошлый сезон IRC, уже отправила "десант" в главный раллийный чемпионат. Победитель серии 2010 года Юхо Хяннинен будет выступать в зачете S-WRC за команду Red Bull, пользующуюся заводской поддержкой "Шкоды".

Если это случится, IRC ждет серьезное испытание на прочность. Постоянный прогресс последних лет был связан с вниманием к более дешевому чемпионату со стороны автопроизводителей. Число марок постоянно росло, но теперь - после перехода на новый регламент в WRC - у серии IRC в плане цены "входного билета" появился достойный конкурент. Главное раллийное первенство постепенно выбирается из кризиса, и "континентальному" чемпионату тягаться с ним уже совсем скоро будет не под силу.

Критический момент наступает и для организаторов Ралли Монте-Карло. В самом благоприятном случае две серии все же объединятся, и тогда старейшая гонка Европы вновь займет свое достойное место в календаре чемпионата мира. Если нет - Автомобильному клубу Монако придется поступиться либо принципами, либо престижем гонки... Авто.Лента