Для начала

["ГАЗ" нашел, чем загрузить конвейер] Volga Siber

Группа ГАЗ и концерн General Motors договорились о контрактной сборке автомобилей Chevrolet Aveo на Горьковском автозаводе. Соглашение, подписанное обеими сторонами, предполагает организацию производства до 30 тысяч машин в год. Для этого планируется задействовать простаивающую с ноября 2010-го производственную линию, потенциальная мощность которой составляет 150 тысяч автомобилей в год.

Речь идет о конвейере, который модернизировался в 2006 году для выпуска седанов Volga Siber. На нем стоит оборудование компании Chrysler стоимостью 150 миллионов долларов, и за полтора года производства "Сайберов" оно явно не успело окупить себя. Уже сейчас на этой линии можно выпускать до 70 тысяч автомобилей в год, однако при желании эта цифра может быть с легкостью удвоена. При этом, по словам представителей Горьковского автозавода, на одном конвейере одновременно могут выпускаться разные автомобили.

Пока "ГАЗ" с уверенностью может говорить о производстве только одной модели - Chevrolet Aveo, правда, в двух кузовах - "хэтчбек" и "седан". Автомобиль встанет на конвейер в середине 2012 года. До этого оборудование на заводе будут перенастраивать и доводить до требуемого уровня. Как рассказали "Ведомостям" в пресс-службе "ГАЗа", на заводе будет вестись сварка и окраска кузова, уровень локализации на первом этапе составит 20 процентов, а затем будет доведен до 30 процентов.

В дальнейшем GM не исключает возможности "расширения сотрудничества". Однако это произойдет через год или два после запуска производства Aveo, когда станет понятно, есть ли на российском рынке потребность в таком количестве автомобилей, а главное - будет ли готовый продукт удовлетворять ожиданиям покупателей.

К тому времени со своими планами по дальнейшему сотрудничеству сможет определиться и другой партнер "ГАЗа" - немецкий концерн Daimler. В конце 2010 года он объявил о намерении собирать в Нижнем Новгороде коммерческие автомобили Mercedes-Benz Sprinter. Запуск производства намечен на 2011 год, при этом ежегодно на предприятии планируется выпускать 25 тысяч "Спринтеров".


Автомобиль Volga Siber - это модифицированная версия седанов Chrysler Sebring предыдущего поколения, лицензию на выпуск которого "Группа ГАЗ" приобрела у компании Chrysler в 2006 году. Производство машин на Горьковском автозаводе стартовало летом 2008 года, однако уже в конце 2010 года "ГАЗ" был вынужден отказаться от модели из-за низкого спроса.

Судя по размеру инвестиций со стороны "Даймлера" в этот проект (сто миллионов долларов только на первом этапе), немцы настроены на длительное сотрудничество. Причем "даймлеровцы" не исключают и возможности выпуска на "ГАЗе" легковых автомобилей, однако до этого они хотят убедиться в успешности проекта по выпуску "Спринтеров".

Помимо удовлетворенности результатом проекта коммерческих автомобилей, у "Даймлера" должны быть другие веские причины для организации в Нижнем Новгороде производства "Мерседесов" по полному циклу. Например, у "Шевроле" - это высокий спрос на машины на российском рынке: в настоящее время эта марка самая продаваемая в стране среди иностранных брендов.

Единственный аргумент для компании Mercedes-Benz - стабильный интерес к ее автомобилям. Однако это премиальный бренд, а значит, рассчитывать на огромный спрос у нас ему пока не приходится. По итогам 2010 года в России было продано 19,7 тысячи "мерседесов". Для сравнения, одна только модель Chevrolet Aveo разошлась в прошлом году на российском рынке в количестве 22,8 тысячи штук.

Врочем, General Motors и Daimler - не единственная надежда Горьковского автозавода. В настоящее время предприятие также ведет переговоры с концерном Volkswagen. Их успешное завершение может стать настоящей удачей для "ГАЗа". Во-первых, немецкий автопроизводитель рассчитывает наладить в Нижнем Новгороде производство до 100 тысяч автомобилей в год. Во-вторых, его интересует не просто контрактная сборка, когда завод получает процент за количество произведенных машин. "Фольксваген" заинтересован в организации производства, для которого с российским правительством будет заключаться соглашение о промсборке. При этом производство "Шевроле" будет осуществляться в рамках действующего договора, которое было заключено для "Сайбера" и истекает только в 2015 году.

Между тем, именно новое соглашение о промсборке тормозит переговоры о сотрудничестве "ГАЗа" и "Фольксвагена". С этого года в России вводятся новые, более жесткие условия, при которых иностранный производитель может получить льготы при импорте автокомпонентов для производства автомобилей на территории России. Они же ограничивают в процентном соотношении количество машин, которые можно собирать в "отверточном" режиме. Руководство концерна Volkswagen до сих пор решает, сможет ли автопроизводитель работать в новых условиях, и до принятия этого решения вопрос о сотрудничестве с "ГАЗом" останется открытым.


Завод Volkswagen в Калужской области начал свою работу в 2007 году. В настоящее время на нем ведется производство четырех моделей по технологии полного цикла - VW Polo седан, VW Tiguan, Skoda Oсtavia и Skoda Fabia. В декабре 2010 года предприятие выпустило 200-тысячный автомобиль.

Вместе с тем, для того чтобы и дальше производить машины на льготных условиях, немецкому концерну рано или поздно потребуется перезаключить с российским правительством договор о промсборке - и сделать это надо уже в феврале. Причем на послабления автопроизводителю рассчитывать не приходится: об этом в сентябре 2010 года заявил премьер-министр России Владимир Путин.

Это значит, что через восемь лет концерн Volkswagen должен будет выпускать в России по полному циклу до 350 тысяч автомобилей в год. В настоящее время у автопроизводителя есть только один завод под Калугой с мощностью 150 тысяч машин в год. Возможность выпускать еще сто тысяч машин ежегодно на Горьковском автозаводе может стать хорошим подспорьем для концерна.

Однако чем закончатся переговоры VW и Горьковского автозавода, сказать сложно. Производство автомобилей на "ГАЗе" потребуют от концерна новых инвестиций. Разумеется, они будут меньше, чем при создании нового предприятия, однако перед выпуском автомобилей "Фольксваген" должен быть уверен, что его удовлетворит качество готовой продукции. Давать такие гарантии - смелый шаг со стороны Горьковского автозавода.

В случае, если немецкий концерн откажется от сотрудничества с "Фольксвагеном", у "ГАЗа" остается еще один шанс - альянс Hyundai Kia, которому в конце прошлого года отказал Ижевский автозавод. У корейцев грандиозные планы по производству моделей Kia Cerato, Sorento и Spectra, которые они надеялись выпускать на "ИжАвто".

Какая судьба в ближайшем будущем ждет Горьковский автозавод, станет известно уже до конца февраля: до этого времени компании, желающие работать в режиме промсборки, должны заявить о своем принципиальном согласии в Минпромторг. Однако в том, что дорогостоящий конвейер Горьковского автозавода простаивать не будет, сомневаться уже не приходится.