Непроизводственная травма

[Первый пилот команды Renault пропустит сезон Ф1] из-за аварии на ралли

Раллийная авария Роберта Кубицы всколыхнула весь автоспортивный мир. Пилотируя Skoda Fabia S2000 на итальянском ралли Ronde di Andora, польский гонщик вылетел с трассы и в результате столкновения с металлическим барьером получил серьезные травмы правой руки и ноги. Штурман пилота, Якуб Гербер, не пострадал, зато повреждения самого Кубицы могут поставить крест на автоспортивной карьере поляка. По меньшей мере, ему придется пропустить грядущий сезон.

Роберт участвовал в гонке для своего удовольствия – начиная с конца 2009 года, поляк эпизодически стартует в ралли локального уровня. Впрочем, вплоть до минувших выходных Кубица ни разу не садился за руль столь мощной раллийной техники.


Renault Clio R3 Роберта Кубицы на Ралли дю Вар 2010 года

Ronde di Andora не имеет к карликовому княжеству Андорра никакого отношения. Асфальтовый этап в провинции Лигурия входит в зачет чемпионата Италии, а своим названием гонка обязана небольшому городку Андора, в котором расположен сервис-парк. Это двухдневное ралли нельзя назвать представительным – костяк участников составляют местные пилоты, давно знакомые со здешними дорогами.

Поляк вышел на старт за рулем полноприводной Skoda Fabia S2000. На пятом километре первого же воскресного "допа" автомобиль Кубицы и его штурмана Якуба Гербера не удержался на дороге и попал в аварию. Асфальтовое полотно в этом месте было влажным после ночного дождя. Вероятно, Кубица не прописал в легенде кочку на апексе поворота, отчего проскочил вираж на полном газу. Местные пилоты хорошо осведомлены о неровности асфальта в этом месте, в то время как Роберт не слишком внимательно отнесся к составлению стенограммы. Так или иначе, в ходе гонки в злополучном повороте автомобиль поляка шел слишком быстро...

На большой скорости Fabia Кубицы и Гербера занесло, и автомобиль въехал в железный отбойник, огораживающий трассу. Рельс безопасности пробил кузов и вошел в салон, повредив всю правую часть тела гонщика. Видеозапись с бортовой камеры, если она и существует, обнародована пока не была - зато доступны съемки из кабины машины, следовавшей сразу вслед за экипажем Роберта Кубицы.

Помощь пришла не сразу. Об аварии сообщил экипаж, стартовавший следом за Кубицей. Гонщика извлекли из машины спустя час после аварии. По свидетельству Гербера, Роберт то и дело приходил в сознание и ощупывал травмированную руку, однако не всегда осознавал происходящее.

На вертолете Кубицу доставили в госпиталь Санта-Корона – учитывая серьезность повреждений, больница пригласила одного из ведущих специалистов по хирургии рук Игоря Росселло, который и провел операцию, длившуюся семь часов. К утру понедельника, 7 февраля, Кубица очнулся и даже смог пошевелить пальцами: несмотря на нависшую опасность ампутации, врачи смогли спасти руку пилота. Тем не менее, окончательный вердикт еще не вынесен – должна пройти неделя, прежде чем, станет ясно, вернется ли к правой руке Роберта функциональность.

В целом, врачи сошлись в одном: на полноценное восстановление может уйти год. А значит, команде Renault срочно требуется замена.

Кандидаты на замену

Команда Lotus Renault GP продлила контракты с пилотами, выступавшими за нее в прошлом сезоне. Напарником опытного и быстрого Роберта Кубицы остался Виталий Петров. И вряд ли руководство конюшни может ждать от вчерашнего дебютанта, что он сможет стать полноценным лидером.

Скамейка запасных Renault также не внушает оптимизма. Несмотря на самый обширный состав резервных гонщиков во всей Формуле-1, заменить Кубицу, по сути, некем. Официально третьим пилотом Renault числится Бруно Сенна. На презентации 31 января глава коллектива Эрик Булье отметил, что в случае форс-мажора доверит автомобиль "наиболее подготовленному из тест-пилотов". И тут же добавил, что таковым считает именно Сенну. Форс-мажор случился, но готов ли Бруно к тому, чтобы заменить Кубицу? Ведь за плечами племянника Айртона Сенны пока лишь один сезон в Формуле-1 – в составе аутсайдера чемпионата команды Hispania.


На презентации болида R31 команда Lotus Renault GP представила общественности сразу пять резервных гонщиков. За машиной слева направо: тест-пилоты Ян Шаруз и Бруно Сенна, руководители команды Жерар Лопес и Эрик Булье, тест-пилоты Роман Гросжан и Хо-Пин Тун Тун. С краю, снимающий покрывало с нового автомобиля - Роберт Кубица. Еще один тест-пилот команды, малаец Файруз Фаузи, не участвовал в официальной фотосессии.

Едва ли лучшей кандидатурой станет второй "третий" пилот команды Роман Гросжан. Француз швейцарского происхождения провел семь гонок за Renault в 2009 году, но проявить себя за рулем не слишком быстрого автомобиля французу не удалось. В прошлом году Роман выступал в серии Auto GP, где с легкостью выиграл чемпионский титул, даже пропустив три первые гонки чемпионата.

Тем не менее, в способности Гросжана заменить поляка также есть серьезные сомнения. В 2009 году, будучи напарником Петрова по команде ADDAX в GP2, Роман смотрелся сильнее россиянина. Но теперь за Виталия говорит опыт, полученный в прошлом году в Формуле-1. Сейчас французу будет сложно соревноваться даже с ним, не говоря уже о том, чтобы заменить травмированного поляка.

Кандидатуры остальных тестеров Renault – Хо-Пин Туна, Яна Шаруза и Файруза Фаузи – вряд ли стоит рассматривать всерьез. Таким образом, Эрику Булье придется искать замену Кубице на стороне. На счастье руководителя Renault, в Формуле-1 сейчас как никогда много свободных пилотов с приличным километражом гонок за плечами.

Первый в списке кандидатов – Ник Хайдфельд. 33-летний немец в межсезонье остался без контракта: все места в топ-командах были заняты, а конюшни помельче требовали принести спонсорский бюджет, которого у Ника не было. Недавно о прекращении сотрудничества с Хайдфельдом заявили даже в Mercedes, где он числился третьим пилотом в прошлом году. Сейчас Ник – свободный агент, и, как сообщают испанские журналисты, руководство Lotus Renault GP уже связалось с его менеджерами.

Еще один претендент – 39-летний ветеран Педро де ла Роса. В прошлом году посреди сезона испанец лишился места в Sauber, после чего работал тест-пилотом Pirelli. Также кандидатами на место Кубицы могут считаться уволенный из Force India Витантонио Лиуцци, экс-пилот Jaguar, Red Bull и все той же Hispania Кристиан Клин, а также оставшийся без места в Williams Нико Хюлькенберг.

Вряд ли кого-то из них можно назвать пилотом калибра Кубицы, однако чуть больше шансов, как представляется, имеет последний. Хюлькенберг неплохо проявил себя в прошлом году, запомнился выигранной квалификацией в Бразилии и большинством экспертов был признан лучшим дебютантом чемпионата. Формально, у Нико есть контракт резервного пилота с Force India, однако индийская конюшня вряд ли станет чинить препятствия, если немцу будет предложено место в боевом кокпите Renault.


Выступая в чемпионате мира по ралли, Кими Райкконен чувствует себя прекрасно. Решится ли "Ледяной финн" променять простые радости WRC на закрытый мир Формулы-1?

Но на рынке есть еще один свободный пилот топ-уровня, не имеющий контракта с командами Формулы-1 – Кими Райкконен. Чемпион мира 2007 года покинул "Большие призы" после сезона-2009 и перебрался в ралли. 10 февраля, когда в Хересе стартует вторая серия тестов Ф-1, в шведском Карлстаде для Кими начнется второй сезон в WRC. И все же, как полагают некоторые эксперты, шанс увидеть финна за рулем автомобиля Renault есть – в конце концов, в возвращение Михаэля Шумахера в Формулу-1 поначалу тоже мало кто верил.

Манящий экстрим

Травма Кубицы – не первая и далеко не самая нелепая в списке тех, которые пилоты чемпионата получали вдали от трасс Формулы-1 в последние годы.

В 2005 году тогда еще пилот McLaren Хуан-Пабло Монтойя пропустил Гран-при Бахрейна и Сан-Марино из-за повреждения плеча, якобы полученного при игре в теннис. По слухам, игра с ракеткой к повреждению колумбийца никакого отношения не имела, а на самом деле пилот упал с мотоцикла...

В конце того же сезона выбыл из строя Ник Хайдфельд, выступавший в то время за Williams – на тестах немец повредил палец. Сначала предполагалось, что он должен пропустить лишь Гран-при Италии, но в итоге Хайдфельд выбыл до конца сезона: уже вылечившись, Ник катался на велосипеде около дома и его... сбил грузовик. В общей сложности немец не участвовал в пяти гонках чемпионата, но к сезону 2006 года полностью восстановился.

Наиболее памятно недавнее падение Марка Уэббера во время благотворительных соревнований на Тасмании. В ноябре 2009 года, спускаясь с горы на велосипеде, Уэббер угодил под колеса автомобиля. Пилот повредил плечо и заработал перелом ноги. Австралийцу повезло – авария случилась в самом начале межсезонья, и уже к зимним тестам он успел восстановиться.

Быть может, именно поэтому Марк не усвоил урок. Осенью прошлого года история получила неожиданное продолжение. Уже после окончания чемпионата выяснилось, что Уэббер стартовал в нескольких гонках с травмированным плечом. Во время одной из тренировок ранней осенью австралиец упал с велосипеда и получил повреждение – об этом Марк написал в собственной книге. Тем не менее, в разгар схватки за титул он не стал сообщать о травме руководству команды Red Bull. По словам самого Уэббера, повреждение плеча никак не сказалось на его выступлениях, однако именно в последних гонках чемпионата Марк растерял преимущество в чемпионате над соперниками и в итоге упустил титул.

Ралли под запретом?

После аварии Роберта Кубицы многие эксперты заговорили о том, что командам следует более тщательно подходить к планированию "внеформульного" графика своих пилотов. В контрактах большинства из них уже есть пункты, запрещающие занятия экстремальными видами спорта.

В то же время, глава Renault Эрик Булье выступил в защиту своей позиции: "Роберт любит ралли, – сказал француз после того, как Кубица был прооперирован. – Команда осознавала степень риска, но мы никогда не хотели, чтобы наши пилоты были корпоративными роботами – мы предметно обговорили этот вопрос еще на стадии заключении контракта".


Роберт Кубица всегда рад поучаствовать в ралли — для поляка не важно, какой статус у гонки и много ли у него соперников. Главным для Кубицы остаются драйв и гоночный задор, который можно получить, пилотируя гоночный автомобиль на узких дорогах общего пользования.

В середине прошлого века в автоспорте не было четкой границы между гонщиками Формулы-1, ралли, кузовных гонок или соревнований на выносливость. Пилоты стартовали там, где была возможность, зачастую каждые выходные проводя на гоночной трассе. К 80-м годам подобная практика практически сошла на нет, и лишь некоторым современным пилотам удается совмещать гонки в нескольких дисциплинах одновременно.

Видимо, теперь в контракте каждого пилота Формулы-1 появится отдельный пункт, запрещающий стартовать в других автомобильных соревнованиях. Однако вряд ли подобными запретами гонщиков можно полностью застраховать от травм.

Лучшей иллюстрацией последствий радикального подхода "всем все запретить" может служить недавний инцидент, приключившийся с четырехкратным вице-чемпионом Формулы-1 сэром Стирлингом Моссом. Находясь в собственном доме, прославленный гонщик нечаянно упал в лифтовую шахту — экс-пилот просто не посмотрел, есть ли кабина лифта за открывшимися перед ним дверьми. Итог: перелом обеих ног, травма плеча и повреждения позвоночника.

Как видим, получить серьезные увечья можно даже не выходя из дома — участвовать в ралли для этого вовсе не обязательно. Сейчас сэр Стирлинг Мосс уже поправился сам и теперь желает скорейшего выздоровления Роберту Кубице. Будем надеяться, что пожелания кавалера ордена Британской империи вскоре осуществятся.