Ралли по-новому

В Швеции 10 февраля [стартует новый сезон WRC]

Во второй половине недели чемпионат мира по ралли, наконец, переступит порог революционного сезона-2011. В окрестностях шведского Карлштадта команды WRC впервые предоставят своим пилотам возможность помериться друг с другом силами на автомобилях, построенных по новым техническим требованиям.

Столь масштабных перемен в чемпионате мира по ралли не было с тех пор, как в 1987 году под запретом оказались 600-сильные монстры группы B. Тогда изменения в регламенте были продиктованы стремлением повысить безопасность гонок. Основная их цель теперь – привлечь новые заводские команды за счет снижения стоимости "входного билета".

После бума начала века производители один за другим начали сворачивать свои программы в WRC, в результате чего за последние два года чемпионат мира превратился в междусобойчик Citroen и Ford. Проблемы WRC вряд ли исчезнут все и сразу, однако первые плоды принятого Международной автомобильной федерацией (FIA) решения налицо: в спорт возвращается MINI, ходят слухи о возрождении раллийной программы SAAB, вот-вот со своими планами определятся в Volkswagen Group – причем, если в WRC не пожалует сама "народная" марка, то это наверняка сделает дочерняя Skoda.


Мировое ралли прощается с предыдущим поколением автомобилей WRC. Сезон 2010 года стал последним для раллийных Ford Focus и Citroen C4 в первенстве планеты.

Впрочем, все это – включая запланированное на конец весны возвращение MINI – дело будущего. В феврале в Карлштадт вновь приедут только две заводские команды. В новом сезоне борьбу за титулы поведут между собой пилоты Citroen и Ford, и лишь по итогам всего чемпионата можно будет с уверенностью сказать, окажется ли этот год в WRC просто переходным или по-настоящему революционным. Новых машин для этого явно недостаточно. Они в чемпионате мира по ралли уже появились. Осталось понять, появится ли новый чемпион.

Citroen

В наступающем сезоне позиции чемпионского коллектива Citroen могут оказаться уязвимыми как никогда. "Двойным шевронам" будет явно недоставать C4 - перед его запуском заводская конюшня на год покинула чемпионат мира, усердно доводя новинку до ума на тестах. За это время Себастьен Леб успел выиграть очередной чемпионский титул в частной команде Kronos, а в 2007 году Citroen C4 дебютировал в WRC.

За прошедшие четыре года "Ситроен" не упустил ни одного чемпионского звания в личном зачете, и лишь однажды французы отдали Кубок конструкторов своим главным оппонентам из Ford. С 2008 года "Двойные шевроны" и вовсе не знают поражений в "абсолюте".


DS3 WRC – третий раллийный автомобиль Citroen для чемпионата мира. С Xsara и C4 заводская команда "двойных шевронов" выиграла шесть титулов в командном зачете.

Дебют нового Citroen DS3 готовился не с таким размахом, и перед стартом чемпионата 2011 года многие эксперты убеждены, что соперники из Ford готовы чуть лучше. В отличие от конкурентов, в Citroen решили сразу сосредоточиться на проекте WRC, не став выпускать версию класса Super 2000. Первый официальный старт нового автомобиля состоится в Швеции, а потому судить об успехах инженеров Citroen Sport пока рано. Наступающий сезон станет для "Двойных шевронов" своего рода шагом в неизвестность.

Впрочем, даже если что-то не задалось у конструкторов, Citroen всегда может рассчитывать на "дополнительные 80 лошадиных сил", которые входят в комплектацию любого раллийного автомобиля с Себастьеном Лебом за рулем. Именно такую мощность французу приписал босс Ford Малькольм Уилсон во время Ралли Новой Зеландии прошлого года, когда тот отыграл полторы минуты отставания после аварии на одном из первых "допов". Если у Ford и есть преимущество в плане техники - что пока ничем не подтверждено, то с точки зрения пилотского состава перевес явно на стороне французов.


Семикратный чемпион мира, обладатель 62 побед на этапах WRC, Себастьен Леб – безусловный фаворит предстоящего первенства.

Сезон 2010 года был лучшим в карьере Леба: лишь раз по ходу чемпионата 36-летний француз не смог подняться на подиум по итогам гонки, а ближайший преследователь набрал на сотню с лишним меньше очков. По словам Себастьена, будущий сезон может стать для него последним в чемпионате мира, однако это вряд ли даст соперникам повод расслабиться – быть может, именно сейчас Леб находится в лучшей форме за все годы выступлений в WRC.

Напарником семикратного чемпиона мира будет его соотечественник, тезка и, как многие считают, преемник – 27-летний раллист из альпийского городка Гап Себастьян Ожье. В прошлом сезоне молодой француз показал себя во всей красе, выступая за Citroen Junior: две победы и четвертое место в общем зачете 2010 года обеспечили Ожье место в заводской команде "Двойных шевронов", откуда Себастьян вытеснил испанца Даниэля Сордо.

В Citroen уже заявили, что обеспечат своим гонщикам равный статус, что заставляет экспертов видеть в Себастьяне-младшем главного соперника Леба в новом году. На гравии Ожье уже достаточно хорош, чтобы противостоять семикратному чемпиону. Осталось понять, сможет ли он составить конкуренцию своему титулованному напарнику на асфальте.


На счету Себастьяна Ожье две победы в прошлом сезоне – в Португалии и Японии

Клиентская программа Citroen довольно малочисленна: в конце прошлого года глава Citroen Sport Оливье Кеснель успел заявить, что в новом сезоне на старт гонок выйдет не более четырех DS3 WRC. Что ж, французу вряд ли удастся сдержать собственное обещание: помимо двух пилотов заводской конюшни, французская марка уже подтвердила участие в чемпионате мира 2011 года Петтера Сольберга, Кими Райкконена и 28-летнего голландца Петера ван Меркштайна-младшего.

Сольберг, судя по всему, третий год подряд будет представлять собственный коллектив – Petter Solberg WRT, созданный после того, как мировое ралли покинула заводская команда Subaru. Экс-пилот японской конюшни по-прежнему не может найти себе заводское кресло, однако раз за разом все-таки изыскивает возможность выйти на старт. Нынешнее межсезонье выдалось для чемпиона мира 2003 года особенно тяжелым: Петтер устал от бесконечных переговоров со спонсорами и даже подумывал перебраться в кольцевые гонки.

К счастью для мирового ралли, широко обсуждаемого перехода в WTCC не произошло – Сольберг пока не собрал весь необходимый бюджет на оплату аренды автомобиля у Citroen, однако не сомневается, что по ходу сезона эти проблемы будут решены. В планах норвежца все 13 этапов чемпионата мира и борьба за титул. Теперь в распоряжении Сольберга будет та же техника, что и у заводских пилотов.


Клиенты Citroen в 2011 году. Слева направо: Петтер Сольберг, Кими Райкконен и Петер ван Меркштайн-младший.

В предварительном календаре Кими Райкконена на три этапа меньше, хотя финн вполне может расширить свою программу собственными результатами. Экс-пилот Ferrari Формулы-1 выступит в составе раллийной команды ICE 1 Racing, созданной специально под него.

Десять гонок в планах и у Петера ван Меркштайна-младшего, известного любителям WRC по выступлениям на устаревших Ford Focus. Голландец должен был стартовать в Швеции, но вынужден отложить свой дебют в сезоне 2011 года – автомобиль срочно потребовался Петтеру Сольбергу. Первый старт ван Меркштайна-младшего теперь намечен на Ралли Португалии в марте. Вполне возможно, на нескольких этапах за рулем DS3 WRC выступит и его отец — Петер ван Меркштайн-старший.

Ford

В наступающем сезоне для всей раллийной программы Ford наступает момент истины. Когда как не сейчас – на стыке, ни больше ни меньше, двух эпох – появился шанс наконец перехватить инициативу у кажущихся непобедимыми Citroen. К тому же, британская компания M-Sport, занимающаяся раллийной программой марки, начала подготовку к сезону 2011 года заблаговременно. Fiesta S2000 выиграла свою первую гонку еще в прошлом январе, выдержав тяжелейший экзамен на дебютном для машины Ралли Монте-Карло. База для создания "Фиесты" WRC была хорошей – и пилоты, и руководители заводского коллектива перед стартом нового чемпионата излучают сдержанный оптимизм.


Fiesta WRC должна помочь команде Ford пополнить небогатую пока коллекцию титулов: "Голубые овалы" побеждали в Кубке конструкторов лишь три раза.

Впрочем, не все у Ford шло гладко. Программу приготовлений Fiesta WRC к новому сезону немного подкорректировал Яри-Матти Латвала, перевернув новинку на недавних тестах. Команда планировала обкатать машину на Arctic Rally, незадолго до стартового этапа чемпионата мира, но после обследования машины выяснилось, что обкатывать, по сути, нечего. Конечно, эта заминка вряд ли серьезно сказалась на общем уровне готовности Ford к сезону, но обнажила главную, как представляется на данный момент, проблему "Голубого овала": нестабильность пилотов.

Кто будет лидером Ford в новом сезоне, пока неясно. В прошлом году Малькольм Уилсон взвалил это бремя на плечи Микко Хирвонена, но финн не справился — после успешного 2009 года последовал малообъяснимый провал. Победив в Швеции, Микко заметно сдал. Практически не совершавший до того ошибок финн начал попадать в аварии, порой был слишком медленным и в итоговом протоколе сезона оказался на шестой строчке, уступив и Латвале, и Сольбергу, и Ожье, и даже Даниэлю Сордо. В январе на традиционном шоу в Бирмингеме, где Ford представила раскраску новой Fiesta WRC, Хирвонен говорил о том, что готов вновь бороться за титул, однако верится в это пока с трудом.


Сезон 2009 года остается лучшим в карьере Микко Хирвонена – пилот стал вице-чемпионом WRC, проиграв Лебу всего одно очко. На счету финна – 12 побед в чемпионате мира.

С другой стороны, выступления Яри-Матти Латвалы в прошлом сезоне заслуживают всяческих похвал. Подопечный Уилсона одержал пару ярких побед, был более или менее стабилен и в итоге стал вице-чемпионом, пусть и с отставанием в 105 очков от Леба. Прошлогодняя гонка в Новой Зеландии может стать наглядной иллюстрацией всего сезона Латвалы: Яри-Матти не рисковал понапрасну, не выиграл ни одного допа, но был достаточно быстр для того, чтобы воспользоваться ошибками соперников.

Похожей была и победа в Финляндии, где Яри-Матти явно не мог поспеть за Хирвоненом, но, в отличие от него, сумел удержать машину на трассе. Ошибки у Латвалы по-прежнему есть, о чем свидетельствует хотя бы его недавняя авария на тестах, однако пока именно Яри-Матти видится лидером коллектива в 2011 году. Впрочем, это болельщиков команды и пугает...


Яри-Матти Латвала – самый молодой в истрии WRC победитель гонки. Перед стартом нового чемпионата мира финн имеет на своем счету четыре выигранных этапа.

Если говорить о раллийной программе концерна Ford в общем, то может статься, что на некоторых этапах сезона будет заявлено сразу десять автомобилей Fiesta WRC: M-Sport сохранила всех прошлогодних клиентов и обзавелась несколькими новыми.

Вместе с заводской командой по-прежнему будет обслуживаться уроженец Объединенных Арабских Эмиратов Халид Аль-Кассими. Шейх, выступающий за Ford, с 2007 года продолжает покорять раллийные дороги планеты, а в новом сезоне нацеливается на финиш в десятке сильнейших по итогам чемпионата.


Гонщики, в новом сезоне заявленные на клиентских машинах Ford Fiesta WRC. Слева направо: Халид Аль-Кассими, Хеннинг Сольберг, Мэтью Уилсон и Мадс Остберг.

На старт грядущего чемпионата выйдет и обновленная команда Stobart. Пилоты дочернего коллектива Ford получат новые Fiesta и смогут на равных бороться с заводскими пилотами американской марки. Свои места в конюшне сохранили старший брат чемпиона мира 2003 года Хеннинг Сольбер и сын руководителя раллийной программы Ford Мэттью Уилсон. В наступающем сезоне к ним присоединится не имеющий столь известных родственников Мадс Остберг. Молодой норвежец в прошлом году выбирался на некоторые этапы на Subaru Impreza и в личном зачете едва не опередил Кими Райкконена.

Продолжит выступать на автомобиле Ford и Кен Блок. Американец со своей командой Monster World Rally Team планирует принять участие в десяти гонках чемпионата мира. По-настоящему серьезные задачи перед американцем не стоят: в прошлом году Кен лишь раз финишировал в очковой зоне, а теперь Блок намерен выступать более стабильно.


Слева: Кен Блок набрал в прошлом году лишь два очка. Посередине: Федерико Виллагра вновь выйдет на старт в составе команды Munchi's Ford. Справа: для Денниса Куйперса сезон 2011 года станет первой полномасштабной кампанией в WRC.

Девять гонок должен проехать на Ford Fiesta Федерико Виллагра. Аргентинец по-прежнему будет выступать в составе Munchi's Ford. Завершают линейку клиентов команды M-Sport голландец Деннис Куйперс и россиянин Евгений Новиков, возвращающийся в чемпионат мира по ралли после годичного перерыва.

В планах нашего соотечественника семь гонок в WRC, причем первым этапом для 20-летнего москвича станет Ралли Мексики, намеченное на уик-энд 3-6 марта.

MINI

Слухи о возвращении в ралли легендарной марки MINI ходили давно. Деньги на раллийную программу у BMW Motorsport нашлись после того, как немцы ушли из Формулы-1. Вскоре был заключен контракт с компанией Prodrive, которая и занялась постройкой автомобиля. Первый старт Countryman WRC намечен на конец весны – начало лета 2011 года, предположительно на Ралли Сардинии в Италии. Изначально планировалось, что команда MINI примет участие в шести гонках чемпионата мира, однако, скорее всего, программа будет расширена – работа над автомобилем идет с опережением графика.


Легендарная команда MINI покинула мировое ралли еще до учреждения первенства WRC. Дебют знаменитой марки в чемпионате планеты намечен на 2011 год. Новый автомобиль MINI Countryman был разработан известным британским гоночным ателье Prodrive.

Ускорить процесс доводки Countryman должен 27-летний раллист из Кантабрии Даниэль Сордо. Испанец, заключивший контракт с MINI в конце прошлого года, имеет четырехлетний опыт работы в чемпионской конюшне Citroen и даже знает кое-какие секреты DS3 WRC – Сордо успел принять участие в нескольких тестах.

Для самого Даниэля переход в MINI – это шаг назад, однако в новой команде у испанца появится реальный шанс, наконец, стать первым пилотом. Выйти из тени Леба за годы, проведенные в Citroen, уроженцу городка Торрелавега не удалось, и Сордо предпочел покинуть стан "Двойных шевронов".


"Вечно второй" Даниэль Сордо 29 раз поднимался на подиум, но не одержал ни одной победы в чемпионата мира. Чтобы выйти из тени Себастьена Леба, ему потребовалось уйти из Citroen.

Напарником Даниэля станет экс-чемпион Интерконтинентального кубка мира по ралли (IRC) Крис Мик. Некогда его считали протеже Колина Макрэя — может, именно поэтому из множества кандидатов глава Prodrive Дэвид Ричардс выбрал именно молодого ирландца (в свое время Макрэй выступал за Subaru, возглавляемую Ричардсом).

При несомненном таланте, Мик пока ни разу не стартовал в WRC за рулем автомобиля топовой категории, а значит, для него грядущий сезон будет, по сути, подготовительным перед новыми стартами чемпионата 2012 года.

Таким он будет и для всей команды: MINI намерена начать бороться за победы в гонках уже через год, и за ее выступлениями в этом сезоне понаблюдать будет весьма любопытно.


Крис Мик – чемпион IRC 2009 года, дебютирует в WRC вместе с MINI. С новым напарником по команде ирландец знаком еще по выступалениям в юниорском чемпионате мира.

Частников на MINI будет предсказуемо немного. Арендовать машину у Prodrive пока решился лишь бразилец Даниэль Оливейра. Он начнет свою кампанию, как только автомобиль будет готов к старту — никаких более четких планов озвучено пока не было.

Новый сезон чемпионата мира по ралли стартует 10 февраля снежной гонкой в Швеции, а завершится классическим этапом по гравийным дорожкам Уэльса с 10 по 13 ноября. Зрителей ждет 13 увлекательных этапов, которые попытаются дать ответ на главный вопрос мирового ралли последних лет: уйдет ли Себастьен Леб непобедимым или кому-то из его соперников все же удастся опередить сверхбыстрого француза?

Календарь WRC 2011:
10-13 февраля: Ралли Швеции
3-6 марта: Ралли Мексики
24-27 марта: Ралли Португалии
13-16 апреля: Ралли Иордании
5-8 мая: Ралли Италии
26-29 мая: Ралли Аргентины
16-19 июня: Ралли Греции
28-31 июля: Ралли Финляндии
18-21 августа: Ралли Германии
8-11 сентября: Ралли Австралии
29 сентября - 2 октября: Ралли Франции
20-23 октября: Ралли Испании
10-13 ноября: Ралли Великобритании