Траектория полета

Учимся ездить по льду в [спортакадемии Mazda]

Родстер Mazda MX-5, маленькая, легкая и очень вертлявая машинка с задним приводом и идеальной развесовкой по осям, была у нас прошлым летом на длительном тесте. Тогда вылезать из него совершенно не хотелось - прекрасный вариант для того, чтобы в режиме "нон-стоп" получать удовольствие от езды в теплое время года. Но если на улице "минус 25", а под обычными шипованными покрышками - голый природный лед?


Спортивная академия Mazda - одна из немногих школ вождения, где курсы можно пройти на автомобилях с передним, полным и задним приводом. В частности, есть программа, подготовленная для кроссоверов CX-7, на которых инструкторы научились отключать систему стабилизации (на гражданских машинах ее нельзя полностью дезактивировать).

Оказалось, что в таких условиях с машиной надо знакомиться буквально заново. Поэтому не удивительно, что компания Mazda наконец включила в зимнюю программу школы спортивного вождения Mazda Sport Academy именно родстер MX-5, едва ли не самый драйверский автомобиль из всех линейки японской марки, который присоединился к переднеприводным "трешкам" и полноприводным "семеркам".

В рамках презентации новых курсов для "ЭмИкса" мы оказались в Челябинске, на неровном льду замершего озера Смолино. Здесь стандартные упражнения для нас дополнили мини-соревнованиями за право поехать в Швецию, на международную журналистскую гонку. Представлять российскую команду за рулем специально подготовленного автомобиля - это почетно и очень заманчиво.


Трасса, проложенная по льду замерзшего челябинского озера, кое-где позволяла вылететь практические безболезненно для автомобиля, а где-то замерзшие ночью снежные брустверы были серьезной угрозой. Наиболее оптимальные траектории движения были сильно раскатаны, что не давало "ЭмИксу" ехать в полную силу, поэтому, чтобы постоянно улучшать время круга приходилось искать места с наилучшим сцеплением с покрытием.

В качестве первого упражнения нашей группе сразу же достались тренировочные заезды по трассе, по которой затем пройдет гонка. По бокам импровизированного трека - снежные брустверы, превратившиеся за пару ночей в твердые, почти "бетонные" отбойники, а под колесами - очень и очень скользкий лед. На таком покрытии можно сразу забыть про все гоночные правила и идеальные траектории, их здесь просто не существует.

Как советует Олег Кесельман — главный инструктор школы спортивного вождения Mazda — "ехать надо по зацепу", приспосабливаясь к постоянно изменяющимся условиям трека. Ведь если вначале дорога была присыпана снегом и машина более-менее цеплялась за покрытие, то потом, когда трасса уже раскатана, надо выбирать другой "маршрут". И научить ездить "по зацепу", по большому счету, нельзя - это можно только почувствовать лично и понять в ходе тренировок.

К тому же, тягу надо дозировать очень аккуратно (в противном случае машину тут же развернет или выкинет с трассы), а все действия рулем приходится выполнять заранее, так как на команды автомобиль из-за низких сцепных свойств шин на льду реагирует с заметным запозданием. Крутые повороты приходится проезжать медленно, стараясь не выворачивать руль до упора и ограничиваясь лишь скупыми движениями баранки и плавной работой педалью газа. А пологие — можно проходить в скольжении, что, возможно, не так эффективно и быстро, но зато очень весело.


Освоившись с трассой, можно проходить некоторые повороты в контролируемых скольжениях. Главное, не перестараться с газом.

Конечно, можно ехать и максимально безопасно, оставив включенной систему стабилизации. Но тогда какое же это спортивное вождение, когда электроника не дает ни ускориться, ни повернуть как тебе хочется, постоянно прихватывая тормоза или "придушивая" двигатель. Поэтому, если нужно ехать быстро, то лучше отключить все электронные помощники, положившись на свои умения.

Хотя сначала, конечно, приходится острожничать. Ты еще не успел запомнить конфигурацию трассы, не успел приспособиться к поведению заднеприводного автомобиля на льду и пытаешься найти тот самый зацеп, который - как назло - есть только на траектории, полностью противоречащей всем гоночным законам.


Научиться "дрифту", а равно как и контролю над автомобилем в скольжении, можно на упражнении "гантеля". Это серия поворотов на трассе в виде восьмерки. Основная задача — "перекладывать" автомобиль из одного виража в другой, оставаясь в непрерывном скольжении.

Процесс вкатывания занимает несколько кругов - повороты уже не кажутся такими сложными, а от езды по ледовому треку, когда в очередной раз попадаешь точно в створ, начинаешь получаешь удовольствие. Еще через 10-15 минут ты уже точно знаешь, когда и где нужно сбросить газ, на каком отрезке колеса полностью теряют сцепление с дорогой и где не нужно рисковать; понимаешь, в какой момент и на какой угол нужно повернуть руль и когда можно снова начинать ускоряться.

Спорт академия Mazda


Зимние занятия Спортивной академии Mazda проводятся с 15 января по 19 марта 2011 года на автодроме "Тушино-ринг" раз в неделю, по субботам.

На выбор предлагается три программы: базовый под называем Icy Sport, который проводится на автомобилях Mazda3 с 2,0-литровым мотором и "автоматом"; "продвинутый" (Advanced Sport) на 160-сильных родстерах Mazda MX-5 с "механикой" или "автоматом", а также "полноприводный" (Turbo Sport) на кроссоверах Mazda CX-7.

Стоимость начального курса составляет девять тысяч рублей, а "Advanced Sport" и "Turbo Sport" обойдутся в 15 тысяч рублей каждый.

Кажется, что еще полчаса и всю трассу можно будет проехать без единой ошибки, но излишняя самоуверенность вкупе даже с небольшой оплошностью, карается как минимум разворотом, а то и вылетом. Что, в общем-то, в дальнейшем и произошло...

Перед гонкой нас отправили закрепить полученные навыки, выполнив несколько упражнений. Первое — обычная змейка с одинаковым шагом. Если проходить ее с черепашьей скоростью, то даже на льду все просто. Но стоит увеличить темп, как сразу начинаешь не попадать в створ, ошибаясь либо с необходимой "дозой" газа, либо с несвоевременным торможением. В итоге, в попытке объехать конус инстинктивно начинаешь "перекручивать" руль, автомобиль становится боком, а водитель теряет контроль над машиной. Потом, вспомнив советы Кесельмана, пытаешься загрузить передние колеса сбросом газа перед самым поворотом, и все постепенно начинает получаться.

Следующее упражнение представляет собой змейку с увеличенным расстоянием между конусами. Здесь можно уже отправлять машину в скольжение, но стоит допустить одну ошибку в начале, как потом она, словно снежный ком, лишь усугубляется и закончить упражнение правильно уже не получится. Через пару конусов после старта автомобиль, скорее всего не попадет в очередной створ, проехав его либо прямо - с вывернутыми колесами, либо "задом наперед".

Третье упражнение — это так называемая "гантель", то есть серия поворотов на трассе в виде цифры "восемь". Задача — "перекладывать" автомобиль из одного бокового скольжения в другое, желательно в одном непрерывном дрифте. Сначала получаются лишь небольшие короткие скольжения, чередующиеся с разворотами, потом единым виражом удается пройти "основания" восьмерки, а затем стараешься "переложить" MX-5 из одного поворота в другой, поддерживая постоянное скольжение задней оси.

После успешной тренировки и квалификации, где мне удалось показать второе время, начались "боевые" заезды. Два автомобиля стартуют одновременно в разных направлениях, но уже без замера времени — кто пересекает финишную черту первым, тот и проходит в следующий этап. Окрыленный неплохими результатами квалификации и удачными тренировочными заездами, выезжаю на старт. Отмашка флагом, первый поворот прохожу "по зацепу" почти не поскользнувшись, второй, 180-градусный, спасибо предыдущим упражнениям, в быстром скольжении, четвертый тоже не вызывает проблем... Сразу за ним - крутой "правый", который я уж точно не считал опасным.

Но на тренировках не надо было никого обгонять! А сейчас - борьба, азарт и навязчивая мысль, что вот-вот увидишь на противоположной стороне трассы догоняющего соперника, заставляют все сильнее и сильнее нажимать на газ. И вот - занос, а я на долю секунды опаздываю с корректировкой. Разворот и вылет. Машина увязла в снегу и уже была не в состоянии выбраться сама.


Обратите внимание на раскраску автомобилей. "Российская" гоночная Mazda MX-5 именно с такой "тату" - медведем, держащим в лапах по две ракеты - примет участие в международном журналистском соревновании в Швеции.

Стыд и срам. Полный провал. В зеркало заднего вида видишь, как медленно проезжает мимо соперник, которому уже никуда не нужно спешить, а ты, ругая самого себя за излишнюю горячность, и прокручивая в голове траекторию своего "полета", разбираешь где и почему ошибся и ждешь техничку, которая будет вытаскивать автомобиль.

После этого оставалось только наблюдать за окончанием гонок со зрительских "трибун", где хорошо было видно, что не одного меня увлекла гонка: несколько разворотов на трассе (правда, без вылетов) и эффектная борьба за второе и третье место, в которой коллеги шли практически вровень до самого конца трека, но перед самым финишем одна из машин чуть поскользнулась и пересекла черту, кружась по льду с красивыми снежными фонтанами из-под колес.


Концентрация и умение держать голову холодной - необходимые навыки на гоночной трассе, особенной ледовой, где каждое неверное движение неминуемо приводит к вылету.

А так, целый день на ледяном треке в компании Mazda MX-5 — это отличное времяпрепровождение. Совмещение приятного с полезным. Приятный коктейль из удовольствия от езды, когда в конце дня не видишь ни одного угрюмого лица, с получением новых знаний. Конечно, профессионалом в езде по льду на заднеприводном автомобиле за четыре часа занятий не станешь, но базовые навыки обязательно получишь.

Ну, а про то, что не удалось воспользоваться шансом поехать в Швецию — не страшно. Будут и другие гонки, в которых, надеюсь, уже не будет досадных промахов. Ведь главное я усвоил - концентрация и умение держать голову холодной являются необходимыми навыками на гоночной трассе с любым покрытием. В особенности на таком сложном, как лед. Авто.Лента