Выгодный обмен

["Соллерс" отказался от "Фиата"] ради "Форда"

Компании Sollers и Ford в пятницу, 18 февраля, неожиданно сообщили о своем намерении организовать в России совместное предприятие по производству пассажирских и легких коммерческих автомобилей. Новое СП, получившее название Ford Sollers, будет запущено уже в 2011 году. Причем ради этого "Соллерсу" пришлось отказаться от реализации аналогичного проекта со своим давним партнером - компанией Fiat. С другой стороны, именно с "Фордом" у российской компании наконец-то появился серьезный шанс посоперничать с крупнейшим отечественным автозаводом - "АвтоВАЗом".

Между тем, до сегодняшнего дня о возможном сотрудничестве "Соллерса" и "Форда" не было даже слухов. И причина не только в совпадении интересов (они у автопроизводителей автомобилей для массового рынка почти всегда одинаковы), а в стратегии американской марки, которой она придерживалась десять лет. Компания Ford - один из из немногих иностранных брендов, всегда работавших в России в одиночку. Мало того, именно "Форд" не побоялся первым среди зарубежных фирм открыть в России собственный автозавод - в далеком 2002 году.

Однако после того, как правительство объявило об ужесточении режима промсборки для российских предприятий, собирающих иномарки, компании Ford пришлось задуматься о том, как дальше развивать свой бизнес в России. Ведь согласно новым требованиям, для сохранения льгот на ввоз автокомпонентов в РФ производителю необходимо за восемь лет увеличить объемы производства до 350 тысяч машин в год. Добиться таких показателей только за счет одного петербургского завода "Форд" вряд ли бы смог: на данный момент предприятие способно собирать до 125 тысяч машин в год.

В начале 2011 года на встрече с журналистами представители российского Ford говорили, что компания серьезно изучает вопрос о расширении производства в России. Тогда казалось, что речь идет о строительство второго завода, но никак не о сотрудничестве с другими производителями.


С февраля 2011 года в России действует новый режим промсборки для заводов, выпускающих иномарки. В его рамках правительство собирается заключать с автопроизводителем соглашение на восемь лет. За это время компании должны будут наладить выпуск 300-350 тысяч автомобилей год, а также увеличить уровень локализации машин до 60 процентов. В свою очередь, государство позволит автопроизводителям, работающим в рамках договора, ввозить автокомпоненты на льготных условиях.

Однако оставался существенный нюанс, который делал неясными дальнейшие планы американской марки: сможет ли "Форд" продавать в России по 350 тысяч автомобилей в год? Ведь в 2010 году компания продала на нашем рынке чуть больше 90 тысяч машин, что почти в четыре раза меньше требуемых правительством объемом. И даже в очень удачном докризисном 2008 году "Форд" продал в РФ лишь 187 тысяч автомобилей. Даже с учетом восстановления российского авторынка к 2014-2015 годам и ожидаемого роста в последующие годы, довести суммарные объемы производства до 350 тысяч автомобилей с двумя моделями - Focus и Mondeo - компании Ford будет очень непросто.

В таком контексте отказ от "индивидуализма" на российском рынке и поиск локального партнера направлен на то, чтобы помочь "Форду" ответить на вопросы, что, где и в каком объеме выпускать. И компания Sollers - очень удачный вариант. У нее достаточно производственных площадок, которые совместно с всеволожским заводом Ford способны обеспечить необходимые мощности.

В рамках СП "Соллерс" уже предложил задействовать свои заводы в Набережных Челнах и в особой экономической зоне "Алабуга". Правда, сейчас они официально числятся сборочными площадками другого СП - Sollers и Fiat - и производят седан Fiat Linea и легкие коммерческие автомобили Fiat Ducato. Поэтому не исключено, что российско-итальянский альянс в итоге прекратит свое существование - два СП на одном заводе вряд ли уживутся.


В 2011 году петербургский завод Ford начнет выпуск автомобилей Ford Focus третьего поколения. До конца текущего года предприятие, работающее в три смены, планирует выпустить 90 тысяч автомобилей.

Между тем, еще недавно партнерству "Соллерса" с "Фиатом" многие эксперты сулили большие перспективы и называли его главным конкурентом альянса Renault-Nissan с "АвтоВАЗом". Однако итоги последних лет наглядно показали, что россияне пока не готовы приобретать автомобили Fiat в нужных количествах: в 2010 году в стране было продано всего 22 тысячи итальянских машин, и даже в докризисном 2008 году уровень продаж не поднимался выше 26 тысяч автомобилей.

Марка Ford при этом уже успела снискать любовь россиян: в 2010 году Focus в очередной раз стал самой продаваемой иномаркой в России, а марка "Форд" замкнула пятерку самых популярных иностранных брендов. А главное, за годы присутствия автомобилей Ford в России у компании окрепло желание закрепиться и расширить свою долю на нашем рынке, что говорит о готовности развиваться и вкладывать деньги в развитие. Компания Fiat ничем таким пока похвастаться не может. К тому же, итальянцы сейчас больше заинтересованы в куда более крупном рынке - американском, и потому сосредоточили свои усилия на возрождении купленного ими год назад концерна Chrysler.

В итоге, сотрудничество Sollers и Ford кажется одинаково выгодным для них двоих и безусловно станет знаковым событием для российского автопрома. А главное - у нового проекта есть все шансы составить реальную конкуренцию альянсу Renault-Nissan-"АвтоВАЗ", что не может не радовать нас, потребителей. Ведь чем больше игроков на рынке, тем больше выбор. И хочется верить, что это будет выбор из качественных и недорогих автомобилей.