Фальстарт

[Первый этап Формулы-1 отменен] из-за волнений в Бахрейне

Гран-при Бахрейна - стартовый этап нового сезона Формулы-1 - отменен. В понедельник, 21 февраля, спустя неделю после начала антиправительственных демонстраций в столице государства Манаме, наследный принц шейх Салман бин Хамад Аль-Халифа известил Берни Экклстоуна о невозможности принять этап чемпионата мира. Сезон 2011 года теперь откроет Гран-при Австралии – гонка в Мельбурне намечена на 27 марта.

Народные волнения начались в Бахрейне в прошлый понедельник, 14 февраля. На следующий день наличие угрозы проведению дебютного этапа сезона 2011 года признал главный человек в Формуле-1, Берни Экклстоун, а первый по-настоящему серьезный звонок прозвучал спустя еще двое суток, когда запланированные гонки отменила молодежная серия GP2 Asia.


В феврале и марте Бахрейн, помимо тестов и Гран-при Формулы-1, должен был принять два этапа зимнего гоночного первенства GP2 Asia. Первый из них был намечен как раз на конец минувшей недели. Однако в четверг, 17 февраля, организаторы чемпионата с перерывом в несколько часов выпустили два коротких заявления: в первом они сообщили о переносе тренировок и квалификации на следующий день, а во втором – об отмене этапа.

Ситуация в Бахрейне действительно сложная - за неделю протестов в Манаме были убиты семь человек. В субботу, 19 февраля, министерство иностранных дел Великобритании рекомендовало своим гражданам воздержаться от поездок в Бахрейн, и если бы этап состоялся, многим из руководителей команд пришлось бы взять ответственность за обеспечение безопасности персонала на себя. Здесь стоит напомнить, что большинство гоночных конюшен базируются в Великобритании и в основном именно британцами укомплектован штат многих команд Формулы-1.

Принятое в понедельник на заседании ассоциации команд решение о переносе тестов с трассы Сахир на европейский автодром фактически означало, что скорее всего придется отменить и саму гонку, которая должна была стартовать всего через неделю после окончания испытательных заездов.

Причина - в логистике. Часть оборудования команды традиционно доставляют в Бахрейн на паромах, поэтому уже в среду основную часть грузов необходимо было передать транспортникам, а значит, решение о судьбе тестов и гонки на Сахире необходимо было принять до середины текущей недели. В случае переноса финальных тестов в Европу команды практически наверняка не успели бы затем перевезти необходимое оборудование в Бахрейн до начала гонки.

Что это означает?

Как было объявлено во вторник, финальная серия испытаний пройдет в Барселоне – на той же трассе, где команды Формулы-1 уже проводили предыдущие тесты. Изначально предполагалось, что в случае отмены этапа на Сахире команды смогут получить дополнительную серию тестов - для того, чтобы "намотать" испытательный километраж в отсутствие реальной гонки. Однако этого не произошло - по регламенту, участники чемпионата мира могут провести на испытательных выездах не более 15 дней, причем для пилотов тестовая дистанция ограничена 15000 километров.


Предстоящие тесты в Барселоне стартуют 8 марта и продлятся четыре дня. Завершатся они 11 марта - в тот самый день, когда в Бахрейне должны были стартовать первые свободные заезды сезона 2011 года.

Однако решение об отмене гонки играет на руку лишь тем командам, у которых возникли трудности на тестах. В первую очередь это касается конюшен McLaren и Mercedes GP. Первая пока не может добиться от MP4-26 максимальной отдачи, да и пилот команды Льюис Хэмилтон уже признал, что с болидом не все в порядке: революционной новинке пока не хватает ни скорости, ни надежности. В McLaren пока даже не смогли провести полную симуляцию гонки.

Не все ладно и у Mercedes. Судя по всему, немецкий коллектив вновь ждет трудный сезон: глава спортивного подразделения штутгартской марки Норберт Хауг отметил, что если бы чемпионат начался прямо сейчас, пилоты команды вряд ли смогли побороться за места в десятке сильнейших.


На тестах не слишком хорошо дела идут в Renault. Конюшня раз за разом вынуждена сокращать программу испытаний из-за технических неполадок, и пока по количеству пройденных километров болид R31 уступает практически всем автомобилям конкурентов. Возможно, отмена Гран-при Бахрейна поможет Renault разобраться в причинах механических неисправностей и оперативно их устранить.

Дополнительное время, которое появилось у инженеров команд, позволит им повысить надежность машин – информации, полученной за 11 проведенных тестовых дней, должно было хватить для того, чтобы выявить большинство слабых мест. Однако подтянуть скоростные характеристики болидов столь короткая отсрочка вряд ли поможет. В Формуле-1 гораздо легче сделать быстрый автомобиль надежным, нежели наоборот.

Так или иначе, перенос финальной серии тестов не сильно скажется на планах большинства команд. Но в том, что испытания пройдут в Барселоне, а не в Бахрейне, есть очень важный отрицательный момент: все прошедшее межсезонье конюшни активно изучали характеристики новых шин Pirelli, но до сих пор участники чемпионата так и не получили возможности проверить их в жарких условиях. Тесты на Сахире могли дополнить уже полученную информацию, но теперь первым серьезным испытанием для итальянских покрышек в условиях жары станет лишь апрельский Гран-при Малайзии.


Гран-при Бахрейна дебютировал в календаре чемпионата мира 4 апреля 2004 года. Первую в истории Формулы-1 гонку на Ближнем Востоке посетили не только все члены правящей династии Бахрейна, но и король Испании Хуан Карлос II (на фото третий справа).

Что это означает для Гран-при Бахрейна?

Несмотря на трудности, Берни Экклстоун не исключает, что Гран-при Бахрейна в этом году все-таки состоится, пусть и в другие сроки. Но если разобраться, то втиснуть гонку в и без того плотный календарь чемпионата будет весьма непросто: в 2011 году Формула-1 впервые в своей истории готовилась провести двадцать гонок за сезон.

Гран-при Австралии в конце марта откроет азиатско-тихоокеанское турне чемпионата мира. После вояжа на пятый континент в расписании Формулы-1 назначены гонки в Малайзии и Китае, а уже в начале мая команды и пилоты должны будут прибыть в Турцию - всего на последний месяц весны намечено сразу три гонки.

Невозможно найти место для этапа в Бахрейне и в летнем расписании, даже при том, что свободен практически весь август. Месячный перерыв в конце лета закреплен в правилах чемпионата: команды обязаны закрыть свои базы на две недели и отправить персонал в принудительный отпуск. Летний перерыв – это свое рода компенсация командам за ежегодно растущее число этапов, и они вряд ли от него откажутся.

Завершится европейский сезон традиционно следующими друг за другом гонками в бельгийском Спа и итальянской Монце, после чего начнется еще одно азиатское турне. Фактически, единственная возможность провести гонку в Бахрейне появится либо до, либо после ноябрьского этапа в Абу-Даби. Соседние ближневосточные этапы вполне можно объединить - два подряд гоночных уик-энда уже давно перестали быть диковиной для Формулы-1.


В конце чемпионата мира 2010 года гонки в Бразилии и Абу-Даби прошли с перерывом всего в неделю. В новом сезоне они должны состояться в обратном порядке, при этом между ними запланирован уже двухнедельный перерыв. Теоретически, Гран-при Бахрейна можно назначить на 20 ноября – через неделю после этапа в Абу-Даби и за неделю до гонки в Сан-Паулу. Впрочем, существует и еще один вариант, при котором бразильский этап придется отодвинуть на начало декабря.

Вполне возможно, новая дата проведения Гран-при Бахрейна уже выбрана, однако официально о переносе вряд ли будет объявлено до тех пор, пока обстановка в стране не стабилизируется. Ведь оппозиция выступает против проведения гонки в принципе, считая ее дорогой игрушкой для правящей династии.