Тонкая нить

"Авто.Лента" побывала в [зимней школе вождения Audi quattro]

Начиная с 2001 года школу водительского мастерства Audi quattro закончили свыше 16000 человек на площадках Подмосковья, Карелии и на Урале. Причем каждый пятый из них прошел самый дорогой курс - "Четыре дня с quattro". Откуда такая популярность у зимнего курса стоимостью 67 тысяч рублей? Я поехал выяснить это.

Четыре дня без интернета! Эта новость была воспринята всеобщим негодованием участников во время заселения в отель, расположенный неподалеку от Петрозаводска. А как же работать по вечерам? Материалы, новости - все пропало? Однако уже после первого полного дня обучения силы у коллег оставались лишь на то, чтобы доползти до кровати. Вот это обучение!

А пока, вечером в первый день нас ждал теоретический курс. Настолько объемный и "верхушечный" одновременно, что после него у меня началась паника - столько информации за такой малый промежуток времени, что мозг просто отказывался вмещать. Но некоторые огрызки конспекта я все-таки выхватил: все упражнения разделены на три блока. Первый включает в себя простейшие навыки, без которых дальнейшее обучение не представляется возможным - разгон, торможение, техника руления и совершение маневра. Дальше сложнее - нетипичные приемы вождения и комбинирование элементов (поворот/торможение).

Третий блок включает в себя тренировки на реальных трассах - апекс, траектории, а также специфические спортивные приемы управления автомобилем.


Инструкторы работают по рации, иначе не охватить группу из 20 человек.

Несмотря на все плюсы шин BFGoodrich D10 c 3-мм шипом, у них есть и существенный недостаток - на снегу сцепление значительно хуже, чем на льду. А значит, происходит очередная "ломка" во время занятий - у стандартных шин все наоборот!

После брифинга мне ничего не оставалось, кроме как подойти в Евгению Васину, руководителю школы с 2004 года и самому титулованному российскому раллисту наших дней, и признаться, что реального опыта вождения полного привода, в отличие от переднего, у меня нет. Но его ответ меня искренне удивил: "Тот, кто научился управлять "переднеприводником", легко адаптируется к полному приводу. Ведь полный привод больше тяготеет к переднеприводным повадкам, а значит, главное - это борьба со сносом и поиск зацепа на передних колесах".

"Конечно, у A4 есть и заднеприводные манеры, например небольшой занос на выходе под тягой, но они не так сильно выражены. По крайней мере, я могу уверенно сказать, что при прочих равных условиях человек, пересевший с переднего привода на полный, адаптируется быстрей, чем такой же человек, сменивший задний привод на полный. Главное - почувствовать баланс автомобиля".

Его слова вселили надежду.


Школа закрыла курсы на Урале в 2008 году из-за тяжелой экономической ситуации в регионе. Однако в следующем году программы снова появятся в Челябинске и Красноярске

Утром следующего дня я, уже уверенный в своих силах, сел с напарником в один из 12 темно-коричневых седанов Audi A4 с двигателем 2,0 TFSI мощностью 211 лошадиных сил (серии EA888) и полным приводом с распределением крутящего момента 40/60 в пользу задней оси. Из специальных доработок автомобилей - лишь стальная защита двигателя, да фартук на переднем бампере.

Но главное отличие учебных машин от гражданских - спортивные шины BFGoodrich D10 с 3-миллиметровым шипом, на которых ездят участники ралли Монте-Карло, например. С ними, по задумке инструкторов, зацеп на льду озера будет выше, чем на стандартных шинах - так будет имитироваться сцепление на миксте (лед/асфальт, лед/снег), которое обычно бывает на дорогах общего пользования.

Есть и экономическая составляющая в таком выборе. "При температуре ниже минус 25 градусов все шипы на гражданских шинах вылетают за неделю занятий с постоянными скольжениями, - поделился директор школы Дмитрий Цибин. - И, конечно, на трехмиллиметровых шипах "фана" значительно больше!"


- Евгений, а почему у вас нет рулевых тренажеров?
- А зачем? Мы обучаем, как управлять автомобилем, поворачивая руль на минимальный угол. А эти скоростные руления по три оборота от упора до упора за пару секунд лишь дезинформируют водителя о положении передних колес.

Перед каждым упражнением краткий инструктаж от Евгения Васина на открытом воздухе: что необходимо выполнить и для чего это нужно. А потом сразу за руль.

В машине: застегнутые ремни безопасности, ESP в режиме "Оff", система Audi Drive Select - в положении "Dynamic". Сначала все как и в других школах - разнесенная змейка, упражнения на загрузку передней оси перед поворотом, овал и гантель (незаконченная восьмерка). Но дальше становится интереснее: торможение в повороте со стабилизацией автомобиля рулем (компенсация скольжения задней оси), "расческа" (по сути разнесенная на 50 метров змейка, ограниченная на выходе конусами, где нужно ехать только в заносе) и "лампочка" (полный круг с узкой подъездной дорогой, где нужно стабилизировать автомобиль).


Дозировка подачи топлива педалью газа - как дозировка лекарства: чуть меньше или чуть больше - или не подействует, или нанесет вред.

"Наша программа постоянно немного меняется, но принципы и методика остаются неизменными. В этом году упражнений с конусами стало меньше, а реальных трасс больше. А вообще, школа постоянно развивается: два года назад появились шины с 3-мм шипами, в этом году мы стали использовать телеметрию. Кто знает: может, через пару лет у нас появятся машины с каркасом безопасности", - словно предугадывая мои дальнейшие вопросы рассказывает Васин.


Настоящие экстремалы могли взять A4 даже с отключенной АБС. Правда, удовольствия от такой машины не слишком много - педаль тормоза становится слишком мягкой и длинноходной, дозировать усилие очень сложно, а блокировка колес практически не ощущается.

Главное во всех упражнениях - никаких поворотов руля в сторону заноса! Колеса должны "смотреть" либо в сторону поворота, либо стоять абсолютно прямо. Основной контроль за углом скольжения осуществляется с помощью газа. В этот момент у многих курсантов начинается серьезная ломка стереотипов. "Колеса прямо! Газу-газу!", - настойчиво твердит рация в подстаканнике, комментируя действия то одного, то другого водителя.

Между тем нам с напарником было легче - отъездив немало "боевых" километров на переднем приводе, мы уже привыкли из заноса тянуть машину газом.


Лучше перетормозить перед поворотом, чем "недотормозить". Тогда не нужно истерично отлавливать машину рулем, а можно спокойно "управлять" автомобилем только акселератором.

До посещения этих курсов у меня был какой-то животный страх перед полным приводом. Сотни легенд о том, что полный привод невероятно коварен в управлении и что снос здесь моментально переходит в занос, вызывали у меня трепет перед каждым упражнением. Но с каждым часом Audi A4 с 7-ступенчатой роботизированной коробкой S-tronic и самоблокирующимся дифференциалом Torsen, который гоняет крутящий момент между передней (до 65 процентов) и задней осью (до 85 процентов) становилась все более понятной. На входе в поворот нужно было лишь уцепиться передними колесами за карельский лед и плавно добавлять газ. "А-четвертая" начнет сама доворачивать под тягой и лихо выстрелит из поворота. Секунду за секундой 1600 трехмиллиметровых шипов вырезают на льду причудливые рисунки, и ты словно паришь над озером по сложным траекториям.

"Одиннадцатый! - вдруг прерывает твой "полет" энергичный голос Васина. - Куда столько букса? Или вы хотите высечь шипами искры изо льда?" Это мы схватили очередной "подзатыльник" по рации - "Четыре дня с quattro" в первую очередь школа, а потом уже развлечение.


В последний день курса проходил "экзамен" среди учащихся на гоночной ледовой трассе. Сначала широкая трасса для квалификации, а потом узкая бобслейная для 8 лучших на вылет. Я выиграл.

Для таких курсов Audi A4 - правильный инструмент для обучения. Простой, без скрытого коварства. Когда нас выпустили уже на расчищенные спецтрассы, "А-четвертая" позволяла ехать на 90 процентов от ее возможностей, при этом у водителя была полная уверенность в контроле над полным приводом. А чем больше расчищалась трасса от снега, тем больше появлялся "держак" - крепко посаженные на клей шипы вгрызались в лед с яростью стахановских шахтеров!

Поражает невероятно слаженная работа всего коллектива Школы quattro, не было ни минуты, чтобы мы простаивали без дела.

Продолжать оттачивать навыки управления после курсов надо только на закрытых ледовых трассах – такие всегда можно найти зимой вокруг крупных городов-миллионников.

"На выходе из поворота колеса всегда должны стоять прямо" - главная мантра курсов Васина. Да, то же самое говорят и в других российских и зарубежных школах, где до этого я бывал. Но здесь, на льду озера Кончезеро, с помощью упражнений, разработанных Евгением, это стало настолько очевидно, что из теоремы просто перешло в аксиому, уже не требующую доказательств.

Можно долго спорить о том, реально ли научиться водить полноприводный автомобиль за те два с половиной дня практической "рулежки". Самое главное - хотя бы в один из дней поймать ту тонкую нить баланса автомобиля, суть которой с такой фантастической энергией пытался донести до нас Евгений Васин. И тогда можно "понять" любой тип привода. Авто.Лента

Евгений Васин за рулем на ледовой трассе: по-кошачьи плавные движения рулем и полный контроль над автомобилем.

"Четыре дня с quattro®"

Старт программы - 2004 год. Место проведения: Карелия, озеро "Кончезеро" или аэродром "Гирвас". Максимальное количество учеников - 20, по два в машине.

Пробег по подготовленным трассам школы более 300 км, более 20 км учебных упражнений. Стоимость 67 000 рублей (проживание, еда, автомобили) без учета транспортировки до Карелии.

Продолжительность - 4 дня. Практические занятия за рулем автомобиля - 2,5 дня. В 2011 году занятия проводятся с 17 января по 22 марта.

План на 2011 год - 360 учащихся.