Смена лидеров

В рейтингах продаж российского авторынка [появились новые имена]

Главные герои российского авторынка в 2011 году - это компактные седаны Hyundai Solaris и Volkswagen Polo. Два новичка пробились в десятку самых продаваемых иномарок и стремительно нагоняют давних лидеров - Renault Logan и Ford Focus. А для марки Chevrolet, несколько лет подряд гордо называвшей себя самым популярным иностранным брендом в России, наступили не лучшие времена.

Тенденции

Новый год в автобизнесе наступает в феврале. В январе реальные продажи фактически длятся лишь половину месяца, и у многих марок объемы реализации падают в четыре раза по сравнению с декабрем. Лишь к концу зимы показатели вновь выходят на достойный уровень.

До кризиса лицом российского авторынка был Ford Focus, на пике кризиса - Renault Logan, теперь же лидеры роста - новые седаны "B"-класса. Покупатели требуют более привлекательные модели, чем Logan, и более доступные, чем Focus. И вот появились герои нового времени: в феврале стартовали продажи Hyundai Solaris, который сходу попал в группу бестселлеров. А успешно дебютировавший в конце прошлого года седан Volkswagen Polo по итогам первых месяцев 2011-го планомерно продолжает наращивать объемы (5421 автомобиль с начала года).

Результаты двух месяцев этого года (см. таблицу) напоминают прошлогодние лишь на первый взгляд - главные перемены демонстрирует колонка, отражающая цифры за февраль. Новый Solaris легко обошел одного из бестселлеров компактного класса - Chevrolet Aveo - и даже значительно более доступную Daewoo Nexia. Дошло до того, что Hyundai Getz впервые с момента своего дебюта вылетел из Топ-25 самых продаваемых иномарок. С результатом в 3393 проданных за месяц машин Solaris уступает только двум иномаркам - "Фокусу" и "Логану".


Лидер 2011 года среди иномарок, Renault Logan (на фото вверху), и два подающих надежды новичка - Hyundai Solaris (внизу слева) и Volkswagen Polo седан (внизу справа).

Если в январе Volkswagen Polo показал невероятный результат, поднявшись на строчку выше "Фокуса", то теперь фордовская модель вновь на высоте. Но не лидер. В 2010 году, по мере восстановления рынка после кризиса, Focus вырвался было вперед, но теперь именно "Логан" уверенно держится на верхней строчке рейтинга продаж среди иномарок. А если приплюсовать к его результатам цифры, показанные родственным хэтчбеком Sandero, то семейство доступных Renault окажется сравнимым по продажам с Lada Priora! А ведь еще в прошлом году вазовская продукция держалась далеко впереди.

Топ-25 самых популярных моделей:


Данные Ассоциации европейского бизнеса
* - в том числе модели легкого коммерческого транспорта

Конец главенства

И раньше, надо сказать, утверждение, что Chevrolet является самым популярным иностранным брендом в России, содержало в себе некоторую долю лукавства. Ведь немалую долю продаж американской марке обеспечивала совсем не иностранная модель - "Шеви Нива". Поэтому номинально американский бренд еще в конце прошлого года оставался лидером среди иномарок. Теперь расстановка сил поменялась: вперед вырвалась не только марка Kia, спрос на продукцию которой рос огромными темпами весь прошлый год, но еще и… Renault и Nissan. В феврале Nissan Qashqai стал почти таким же популярным, как Chevrolet Niva (3321 японский кроссовер против 3566 "Нив"). И это о многом говорит.

В целом рынок демонстрирует очень высокие показатели в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, и это в первую очередь связано с так называемым "эффектом низкой базы". Прошлогодние январь и февраль были провальными. Тогда кризис еще ощущался в полной мере, и отсюда такие высокие показатели роста в 2011 году: в феврале в России продано на 80 процентов больше машин, чем годом ранее. По итогам двух месяцев рынок поднялся на 77 процентов.

Важно отметить, у каких компаний кризис еще не закончился. Медленнее других премиальных марок растет BMW. Все ниже в табели о рангах опускается Subaru. Серьезное беспокойство вызывают результаты "Хонды", которая сейчас продается примерно на треть хуже, чем год назад.

Еще хуже дела у Таганрогского автозавода, продолжающего испытывать серьезные финансовые затруднения и сократившего объемы выпуска своих марок Tagaz и Vortex.

Если продажи всех китайских марок немного оживились, то у Chery, по данным некоторых СМИ, по-прежнему наблюдаются проблемы с поставками готовых машин.

Наконец, марки Dodge и Chrysler - они никогда не чувствовали себя уверенно на российском рынке, а кризис их подкосил окончательно.

Рейтинг популярности автомобильных марок:


Данные Ассоциации европейского бизнеса
* - в том числе модели легкого коммерческого транспорта

По новым правилам

Главными событиями месяца в российском автопроме можно считать создание новых альянсов Ford-Sollers и Volkswagen-ГАЗ. Причем Sollers параллельно начинает сотрудничество с еще одним партнером - "Тойотой", вместе с которой они создают производство внедорожников Land Cruiser Prado на Дальнем Востоке. А у "ГАЗа", помимо сотрудничества с Фольксвагеном, параллельно запускается совместный с GM проект по производству Chevrolet Aveo.

Эти альянсы, разумеется, нельзя ставить в один ряд с гигантом "Renault-Nissan-АвтоВАЗ". Французы и японцы уже давно сотрудничают в разработке платформ и технологий и готовы поделиться некоторыми своими результатами с тольяттинским автозаводом. А в случае с новыми альянсами речь идет исключительно о том, что компании создают на территории России совместные сборочные площадки. И это продиктовано не столько их желаниями или экономической целесообразностью, сколько требованиями российских властей.

В начале февраля было объявлено о совместном приказе Минэкономразвития, Минфина и Минпромторга, согласно которому в России вводится новый режим промсборки, ужесточающий требования к автозаводам. Если предприятия, выпускающие иномарки, хотят как и прежде ввозить автокомпоненты без пошлин (или с минимальными сборами), они должны значительно повысить объемы выпуска и увеличить степень локализации производства.

Если раньше было достаточно построить завод проектной мощностью в 25 тысяч машин в год - такое предприятие, например, есть у Тойоты в Шушарах, - то теперь таможенные льготы получат только те компании, которые в восьмилетний срок способны нарастить объемы выпуска до 300 тысяч машин в год. Для сравнения: за прошлый год ни одна марка (кроме "Лады") не произвела в России хотя бы 100 тысяч автомобилей.

Вариант один - объединяться и дополнительно загружать мощности друг друга.


Уже скоро приморский завод Sollers может приступить к сборке японских внедорожников Toyota. И это не считая масштабного сотрудничества, на которое российский производитель рассчитывает в рамках СП с концерном Ford.

Для потребителя новшество заключается в другом. Если сейчас производимые в России иномарки состоят в основном из импортируемых компонентов, то в рамках нового режима промсборки степень локализации должна возрасти до 60 процентов. Кроме того, компании обязаны расширять мощности производства двигателей и трансмиссий: например, не менее 30 процентов выпускаемых машин должны будут комплектоваться моторами российского производства.

Сейчас уже 13 предприятий заявили о готовности подписать соответствующие соглашения с новыми условиями промсборки. Поэтому перспективы автобизнеса в России вновь выглядят очень позитивно: рынок приближается к докризисным показателям ощутимо быстрее, чем ожидалось. Всего два месяца назад АЕБ дал сравнительно осторожный прогноз на 2011 год, согласно которому рост должен был составить 17 процентов (в 2010 году рост составил 30 процентов). Однако теперь председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас говорит уже о том, что его организация готовит новый, более оптимистичный прогноз, который будет объявлен через месяц с учетом данных по итогам первого квартала. Посмотрим!