Дудукало про Даблютисиси

Интервью с российским пилотом, дебютирующим в WTCC

Через неделю в Бразилии стартует очередной сезон в кузовном чемпионате мира, и российским болельщикам будет за кем последить. В 2011 году в WTCC переходит Алексей Дудукало - многократный чемпион России во многих автомобильных дисциплинах наконец получил шанс проявить себя на по-настоящему высоком уровне.

Более десяти лет Дудукало представляет команду Lukoil Racing - но до недавнего времени его гоночная карьера была ограничена рамками России. Алексей завоевывал звание чемпиона страны в кольцевых классах Супертуризм и Туринг Лайт, становился победителем первенств и кубков по зимним трековым гонкам, выигрывал Гонку звезд, а один сезон даже провел в национальной Формуле-1600.

Интервью с российским пилотом, дебютирующим в WTCC
Дудукало - универсальный пилот. В ледовых гонках Алексей выступает с 2004 года, и практически каждый сезон на зимнем треке приносит ему очередной чемпионский титул.

Несмотря на все успехи, его европейская карьера по сути началась лишь два года назад, когда Дудукало дебютировал в Еврокубке SEAT Leon, гонки которого проходили совместно с этапами WTCC. Первый сезон выдался непростым и Алексей редко покидал последние ряды. Однако уже в прошлом сезоне, перейдя из Rangoni Motorsport в команду Sunred, Дудукало добился более весомых результатов: 2010 год принес несколько подиумов, победу в одной из кубковых гонок и пятое место по итогам сезона.

Интервью с российским пилотом, дебютирующим в WTCC. Фото 1
В 2004 году Дудукало попробовал себя и в формулах - сезон в российской Формуле-1600 Алексей закончил на третьем месте

Теперь Дудукало дебютирует в высшем зачете мировых туринговых гонок. Дебютный сезон в чемпионате мира Алексей проведет на SEAT Leon команды Sunred, а его напарником будет обладатель титула 2009 года, опытный Габриэле Тарквини.

Алексей, с какими чувствами отправляетесь на первый этап WTCC?

- Я бы сказал с двоякими. Конечно, всегда хотелось попробовать себя в больших гонках, но с другой стороны есть ощущение, что будет очень тяжело. Ощущения, что сейчас приедем и всех порвем - нет. Придется многому учиться. Там все люди серьезные, быстрые. Хорошо, что напарник по команде именитый, многое знает и при этом охотно делится информацией - это для меня большой плюс.

Тарквини действительно сильно помогает?

- Да, прежде всего в работе с телеметрией. Еще в прошлом году, когда я выступал за Sunred в кубке, он помогал. Но тогда больше в области психологии. Сейчас рассказывает много нюансов - не где тормозить или открывать газ, а как, скажем, готовить шины к быстрому кругу в квалификации. Он очень интересно рассказывает, у него все в процентах. Например, на некоторых трассах не надо сильно прогревать резину перед заездом. Он говорит: "В последнем повороте шина должна быть готова на 75 процентов". В принципе то, конечно, понятно - другой вопрос как это исполнить. Общаемся с ним очень много.

Какой он человек вне гоночной трассы?

- Я то его пока знаю только с одной стороны - профессиональной. Но в принципе по общению видно, что он приятный человек. Никакого "скрытничества", всегда доступен, готов поговорить. Нормальный человек. Обычный.

Интервью с российским пилотом, дебютирующим в WTCC. Фото 2
Серьезную международную карьеру Дудукало начал в возрасте за 30 лет.

Долгое время вы выступали преимущественно в России и только пару лет назад отправились в Европу. Какие тогда были ощущения от европейских гонок, трасс, и как они изменились сейчас?

- Честно говоря, не могу сказать, что был шок или что-то подобное. Я же выезжал за границу, знал даже некоторые трассы. Так что в этом отношении никаких открытий, по большому счету, для себя не сделал. Другой вопрос, что первый сезон в кубке получился сложным. Не хочу говорить ничего плохого про команду, но в общем после перехода из Rangoni в Sunred, многое прояснилось. По работе с машиной, с пилотом моя нынешняя конюшня, производит, конечно, лучшее впечатление. После второго сезона, который мы провели с Sunred, многое встало на свои места - я для себя смог найти ответы на несколько вопросов, понять, почему в первый год было так сложно.

Скачок результатов связан только со сменой команды?

- Я привык и к машине, и к трассам, плюс в Sunred у нас было больше тестов. Перед началом основного сезона мы проехали несколько гонок испанского чемпионата. Сначала планировали тесты, но испанцы предложили нам несколько длинных гонок - и по километражу там получалось больше. Так что многое зависело и от подготовки. Привык к машине, понял ее - это и дало результаты.

В чемпионате мира в вашем распоряжении также будет SEAT Leon, но уже не кубковый. Чем машина WTCC отличается от той, на которой вы выступали на протяжении двух последних сезонов?

- Поведение, по большому счету, похожее. Есть нюансы - как существенные, так и не очень. Например, на кубковой машине очень большие колеса, а потому и тормозные диски туда помещаются большего размера. И первое впечатление у меня было после тестов - что туринговая машина тормозит хуже кубковой. Наверное, все-таки обманчивое - потому что динамика разгона у автомобиля WTCC намного лучше. Конечно, совершенно другой двигатель.

- Дизельный двигатель, который у нас сейчас, "едет" все время. Сначала я думал, что с дизелем, грубо говоря, смогу врубить шестую передачу и так на ней и проехать весь круг. Но на самом деле гоночный дизель работает в достаточно узком диапазоне оборотов - приходится постоянно работать коробкой. И если на бензине, когда ты переходишь на высшие передачи, явного ускорения уже не ощущается, то здесь - он все время "прет". Включаешь шестую - он продолжает подхватывать.

- Совершенно другая подвеска, машина позволяет чуть более активно атаковать поребрики. Скажем так, автомобиль WTCC чуть больше прощает и позволяет. Кубковый SEAT, по сути, построен на серийных агрегатах: рулевая рейка, подрамники - все серийное. Машина WTCC - она, грубо говоря, вся сделана руками.

Интервью с российским пилотом, дебютирующим в WTCC. Фото 3
Прошлый сезон в Еврокубке SEAT Leon Дудукало закончил на пятом месте, одержав одну победу.

Уже по ходу сезона машина получит совершенно новый мотор...

- Да, конкретной даты я пока не знаю, но говорят, что либо после третьей гонки, либо ближе к середине сезона у нас будет новый двигатель - 1,6 турбо. В связи с новым регламентом все переходят на эти моторы. Перед тем, как на него "пересесть", должны быть тесты. Опять же - не знаю когда, но по идее стоит, конечно, попробовать. Судя по разговорам, мотор будет специфичный. Говорят, на определенных оборотах слишком много момента сразу приходит на колеса. То есть сначала пусто-пусто, а потом - густо. Поэтому надо будет обращаться с ним аккуратнее, чтобы сразу не закончить все покрышки…

Для дебюта в WTCC других вариантов кроме Sunred не рассматривалось?

- Мы пытались поговорить с Chevrolet, но как-то они навстречу не пошли, а Sunred сделала хорошее предложение, и поэтому договорились именно с ними. Почему не BMW? Мы изначально рассматривали только переднеприводные автомобили, так что…

Есть уже какие-нибудь конкретные цели на сезон или его отдельные этапы?

- Было бы неплохо в какой-либо из гонок, наверное, ближе к концу чемпионата, подняться на подиум. Но это мечты. Загадывать что-то другое - еще сложнее. Надо реально смотреть на вещи. Подиум - это пока предел. Надо получать максимум от каждой гонки, набирать очки. И в конце посмотрим, что получилось.

Известно на сколько лет рассчитана программа в WTСС?

- Честно говоря, не знаю. Если будет прогресс в этом году, если увидим, что у меня получается в этих гонках и есть движение вперед, тогда продолжим. Если же мы не увидим - то, как говорит директор Lukoil Racing Евгений Малиновский, "завяжем с этим делом, и вернемся в Россию". \m