Автомобильное издание
Lenta.ru

 
 
14.03.2011

Футбольные гонки Формула-Суперлига

Россия готовится принять этап футбольно-гоночной серии Формула-Суперлига

Фото Формулы-Суперлига
Фото Формулы-Суперлига

В 2011 году отечественная трасса "Смоленское кольцо" примет у себя этап интернациональной гоночной серии Формула-Суперлига. Мероприятие, намеченное на 10-11 сентября, должно стать первой в новейшей истории "формульной" гонкой международного уровня на территории России. "Авто.Лента" изучила специфику диковинной гоночной серии.


Гонки чемпионата Формула-Суперлига проходят на четырех континентах с мая по ноябрь. Пилоты соревнуются на идентичных автомобилях, оснащенных покрышками Michelin. Телевизионное освещение чемпионата обеспечивает голландская корпорация Endemol, прославившаяся благодаря реалити-шоу "Большой брат". Формулу-Суперлига показывают 28 телеканалов по всему миру - только в 2008 году каждую гонку чемпионата посмотрели шесть миллионов зрителей в 62 странах, а на последний этап сезона в испанском Хересе пришло 34000 болельщиков. Действующее соглашение Суперлиги с порталом TheNewsMarket.com позволяет партнерам чемпионата продавать гоночный видеоконтент 25 тысячам компаний в 190 странах мира.

Глобальные телевизионные рейтинги самой популярной гоночной серии на планете - Формулы-1 - уступают только чемпионатам футбольных сборных и трансляциям Олимпиад. Если же брать в расчет только регулярные чемпионаты (то есть проходящие не раз в четыре года, а равномерно в течение сезона), Формула-1 и вовсе займет первое место: ни одно другое мировое первенство не привлекает столь обширную зрительскую аудиторию.

А что, если попытаться объединить два наиболее востребованных вида спорта на Земле в единое состязание? Таким вопросом в начале двухтысячных годов задался английский бизнесмен Робин Уэбб. Сегодня мы можем воочию наблюдать за придуманным им действом под названием Формула-Суперлига.


Придя в спорт из мира финансов, в начале 90-х Уэбб закрыл собственную контору корпоративного кредитования и переключился на гонки: в 1992 году Робин занял пост управляющего менеджера компании Swift – на тот момент крупнейшего конструктора и производителя гоночных шасси. Swift проектировал и строил машины для Формулы-Ford, гонок спортпрототипов, Формулы-Atlantic и серии ChampCar. После «Свифта» Уэбб был вовлечен в еще несколько гоночных проектов, включая команду британской Формулы-3 и инновационный проект Джонатана Палмера Формула Palmer-Audi. На фото болид Swift 016.a юниорской серии ChampCar Atlantic.

В 2000 году Уэббу пришла в голову идея трансконтинентального футбольно-гоночного чемпионата. Предполагаемое первенство должно было называться Premier 1 Grand-Prix и объединять в себе гоночные команды, поддерживаемые ведущими футбольными клубами планеты.

Для новой гоночной серии были найдены шасси и двигатели, а два европейских футбольных клуба оперативно заявили о планах участия в чемпионате. Benfica даже подписала контракт с португальским гонщиком Педро Лами, но дальше задумки эта затея так и не пошла: компания Reynard, которой были заказаны 50 машин для будущей гоночной серии, неожиданно обанкротилась.

Время старта чемпионата вначале было перенесено с 2002 года на 2003, затем еще на сезон, а потом у главного инвестора Premier1 Grand-Prix Колина Салливана закончилось терпение – в течение трех лет его деньги шли в никуда.

На некоторое время идея футбольно-гоночного первенства была положена под сукно, но спустя пару лет задумка возродилась под новым брендом: финансирование проекту Superleague Formula предложил испанский предприниматель Алекс Андреу. Вдобавок к собственным средствам, бизнесмен привлек партнеров из Африки: титульным спонсором Формулы-Суперлига стал государственный нефтяной концерн Sonangol, контролируемый правительством Анголы.


Пилот Tottenham Hotspur Крэйг Долби празднует победу в первой гонке сезона 2010 года в Сильверстоуне. Британец весь сезон сражался за титул с итальянцем Давиде Ригоном, представляющим Anderlecht, но в итоге уступил сопернику два очка.

Новообразованная серия приняла старт в 2008 году. В дебютном чемпионате заявки на участие подали 18 клубов, а заезды проходили на шести трассах Европы. К сезону 2010 года количество гонок возросло до двенадцати, причем две из них прошли за пределами Старого Света. В следующем году организаторы обещают нам ту же дюжину этапов за сезон, но количество выездных гонок заметно увеличится: вместо двух китайских заездов в Ордосе и Пекине календарь пополнят этапы на Ближнем Востоке, в Новой Зеландии, Бразилии и России.

Машины для "футбольных гонок" строит американская фирма Elan Motorsport Technologies, известная в автоспортивном мире под брендом Panoz: шасси этого производителя в разное время участвовали в сериях INDYCAR, FIA GT и ALMS, а в 2006 году Panoz Esperante GTLM даже выиграл культовую гонку 24 часа Ле-Мана в классе GT2.


750-сильный болид Panoz DP09B весит 750 килограмм, оснащен секвентальной шестиступенчатой коробкой передач Hewland, колесными дисками OZ и тормозами Brembo. Двигатель для Формулы-Суперлига разработала американская компания Menard: V-образный 12-цилиндровый мотор объемом 4,2 литра раскручивается до 12000 оборотов в минуту и обладает настоящим гоночным звуком. В целом, в плане скоростных характеристик Формула-Суперлига находится где-то в районе GP2 и INDYCAR.

Участвовать в "футбольных гонках" не гнушаются бывшие и действующие пилоты Формулы-1: Джорджо Пантано, Франк Монтаньи, Роберт Доорнбос, Антонио Пиццония и Себастьен Бурдэ в разные годы пилотировали болиды Суперлиги и даже выигрывали отдельные этапы.

Список участвующих клубов также впечатляет: 18 команд сезона 2010 года в футбольных чемпионатах суммарно выиграли 264 титула, 154 национальных кубка, 15 раз первенствовали в Лиге Чемпионов и завоевали еще 37 различных международных трофеев.

Полный список команд и пилотов минувшего сезона выглядит так:
Гоань (Пекин, Китай) – Джон Мартин (Австралия), Крэйг Долби (Великобритания).
ПСВ (Эйндховен, Нидерланды) – Эстебан Геррьери (Аргентина), Нараин Картикеян (Индия), Хъюел Ллойд (Великобритания), Эрл Бамбер (Новая Зеландия), Эддерли Фонг Чунь-Ю (Гонконг).
Милан (Милан, Италия) – Йелмер Буурман (Нидерланды).
Ливерпуль (Ливерпуль, Великобритания) – Фредерик Вервиш (Бельгия), Джеймс Уокер (Великобритания).
Рома (Рим, Италия) – Макси Кортес (Испания), Жюльен Жусс (Франция).
Андерлехт (Брюссель, Бельгия) – Давиде Ригон (Италия).
Порту (Порту, Португалия) – Альваро Паренте (Португалия), Эрл Бамбер (Новая Зеландия).
Галатасарай (Стамбул, Турция) – Крис ван дер Дрифт (Новая Зеландия), Энди Соучек (Испания), Бен Хэнли (Великобритания), Тристан Гомменди (Франция), Джакомо Риччи (Италия).
Коринтианс (Сан-Паулу, Бразилия) – Роберт Доорнбос (Нидерланды).
Севилья (Севилья, Испания) – Маркос Мартинес Уха (Испания).
Тоттэнхэм Хотспур (Лондон, Великобритания) – Крэйг Долби (Великобритания).
Базель 1983 (Базель, Швейцария) – Макс Виссель (Германия).
Фламенго (Рио-де-Жанейро, Бразилия) – Энди Соучек (Испания), Франк Перера (Франция), Данкан Тэппи (Великобритания).
Олимпиакос (Пирей, Греция) – Бен Хэнли (Великобритания), Крис ван дер Дрифт (Новая Зеландия), Нил Яни (Швейцария).
Атлетико (Мадрид, Испания) – Мария де Виллота (Испания), Джон Мартин (Австралия), Пол Мейхер (Нидерланды), Бруно Мендес (Испания).
Спортинг (Лиссабон, Португалия) – Адриан Валлес (Испания), Энди Соучек (Испания), Макси Кортес (Испания), Борха Гарсия (Испания).
Олимпик (Лион, Франция) – Тристан Гомменди (Франция), Себастьен Бурдэ (Франция), Селсо Мигес (Испания), Франк Перера (Франция).
Жиронден де Бордо (Бордо, Франция) – Франк Перера (Франция), Яап ван Лаген (Нидерланды), Селсо Мигес (Испания), Франк Монтаньи (Франция).

В двух азиатских гонках к постоянным участникам присоединялся футбольно-гоночный коллектив из Китая: за команду, олицетворяющую национальную сборную, выступали китайский спортсмен Куинь-Хуа Ма и уроженец Гонконга Эддерли Фонг Чунь-Ю.


Действующим чемпионом «футбольных гонок» числится бельгийский Anderlecht. Выступая на автомобиле, подготовленном гоночным коллективом Azerti Motorsport, пилот команды Давиде Ригон опередил своего основного соперника из Тоттэнхэма Крэйга Долби. Бронзовым призером чемпионата во второй раз подряд стал швейцарский Basel 1893, с самого основания серии ведомый бессменным немцем Максом Висселем. Для Ригона чемпионское звание Формулы-Суперлига стало не первым: итальянец выиграл дебютный чемпионат серии, в 2008 году защищая цвета пекинского Гоаня.

Первым в истории Формулы-Суперлига чемпионом стал футбольный клуб Гоань. Малоизвестный в Европе китайский клуб был основан в 1992 году Пекинским городским спортивным комитетом и компанией CITIC Guoan Group. За 18 лет своего существования Гоань трижды выигрывал кубок страны, дважды становился обладателем суперкубка, а в сезоне 2009/2010 впервые в своей истории стал чемпионом китайского футбольного первенства.

После гоночных успехов в дебютном сезоне Гоань покинул Формулу-Суперлига, но спустя год вернулся: серия обрела два этапа в Поднебесной, и промоутеры азиатских гонок попросили пекинский клуб вновь выставить собственную команду.

В отсутствие действующих победителей, чемпионский титул 2009 года разыграли между собой два английских клуба: Ливерпуль и Тоттэнхэм Хотспур. Победили Мерсисайдцы, ведомые испанским гонщиком Адрианом Валлесом, но в следующем сезоне британский коллектив не смог поддержать реноме – Ливерпуль опустился на десятую строчку итогового протокола.


Несмотря на то, что все автомобили Формулы-Суперлига абсолютно идентичны, зрители легко отличат участников друг от друга: ливрея каждого болида соответствует расцветке того футбольного клуба, который он представляет.

Состав участников следующего сезона пока не подтвержден, но организаторы уже распространили предварительную версию календаря первенства:

28-29 мая: Португалия (Эшторил)
4-5 июня: Нидерланды (Ассен)
2-3 июля: Испания (Наварра)
9-10 июля: Франция (Маньи-Кур)
16-17 июля: Бельгия (Зольдер)
6-7 августа: Великобритания (Донингтон)
10-11 сентября: Россия (Смоленское кольцо)
24-25 сенятября: Китай (трасса будет объявлена позже)
8-9 октября: Бразилия (Куритиба)
15-16 октября: Бразилия (трасса будет объявлена позже)
12-13 ноября: Ближний Восток (трасса будет объявлена позже)
26-27 ноября: Новая Зеландия (трасса будет объявлена позже)


Порядок определения стартовой решетки Формулы-Суперлига довольно любопытен. Многораундовая квалификация начинается с жеребьевки (на фото), распределяющей пилотов по группам. Четыре быстрейших гонщика обеих групп проходят в следующий круг, где их ожидает сито четвертьфиналов, полуфиналов и финала. Все этапы квалификации проходят "на вылет" - подобно участникам футбольного матча, каждому гонщику нужно превзойти одного соперника в поединке один на один. Оказавшийся быстрее проходит дальше, оставшийся вторым прекращает квалификацию.

Итоговая расстановка на стартовой решетке определяется исходом финального заезда: все соперники победителя получают нечетные места, оппонентам проигравшего достается четная сторона. Положение на старте второго заезда определяется итогами первой гонки: финишный протокол переворачивается, отправляя победителя на последнее место в пелотоне завершающего заезда.

Гоночный фомат Формулы-Суперлига предусматривает две 40-минутные гонки (тайма) в воскресенье, причем в случае дождя старт заездов дается сходу. В таком случае особенностью стартовой процедуры является разрешение на осуществление обгонов в момент, когда гаснут красные сигналы светофоров на главной прямой. Обычно это происходит при приближении машины лидера к финишной черте, что означает, что гонщики в хвосте пелотона могут начать бороться еще до начала первого "боевого" круга.

В каждой гонке предусмотрен обязательный пит-стоп: "окно" для смены резины открывается через четверть часа после старта и длится 10 минут. Дозаправки по ходу гонки запрещены. В 2009 году организаторы Формулы-Суперлига внедрили дополнительные "супер-финальные" заезды, позволяющие гонщикам заработать денег. Шестерка пилотов, набравших наибольшее количество очков в двух основных гонках этапа, получает право стартовать в короткой пятикруговой гонке, проходящей сразу по окончании второго заезда. Наградой для победителя становятся 100000 евро, второй гонщик получает 75000 евро и так далее по убывающей. Результаты "супер-финала" в зачет чемпионата не идут, но солидные призовые остаются достаточной мотивацией для пилотов.


Каждый уик-энд Формула-Суперлига ставит на кон 280000 евро призовых. В перспективе сезона, пилот может получить более двух миллионов за одни только "супер-финалы". Учитывая итоговый миллион евро для чемпиона серии, Формула-Суперлига может похвастать достаточно солидной базой призовых: в течение сезона чемпионат разыгрывает 5110000 евро для гонщиков, завоевающих стабильно высокие результаты.

Ни один телеканал официально не транслирует Формулу-Суперлига в России, но посмотреть "футбольные гонки" можно совершенно бесплатно на официальном сайте чемпионата, причем ресурс также предлагает легальный live-timing основных сессий. Во время уик-эндов будет доступно видео квалификации и всех воскресных гонок – правда, только в прямом эфире без возможности записи.

Новости по теме

28.11 17:33
Kia Niro. Фото Kia

Топ-менеджер Kia рассказал о новом кроссовере для Европы

28.11 12:41
28.11 15:32

Немцы построили VW Golf с 1500-сильным мотором V10

28.11 15:40

Британец купил автомобильный номер почти за миллион долларов

28.11 10:13

Mercedes-Benz частично раскрыл конкурента BMW X6

Еще главные новости дня