Трудности перехода

Каким будет [новый сезон чемпионата WTCC]

Сезон 2011 года для WTCC станет уже седьмым по счету. Статус чемпионата мира первенство Европы получило от Международной автомобильной федерации (FIA) в 2005 году, и на первых порах организаторы добились весомых успехов. Благодаря не слишком высокой стоимости входного билета, но при этом равному статусу с WRC и Ф-1, и полномасштабному освещению на Eurosport, WTCC стала весьма привлекательной маркетинговой платформой для производителей.

Однако уже через несколько лет после старта на серию обрушился серьезный кризис, и сезон 2011 года станет для организаторов первенства планеты, пожалуй, самым сложным за всю историю.


Сезон 2011 года будет седьмым в истории WTCC после возрождения. За прошедшие шесть лет первенство выигрывали BMW, SEAT и Chevrolet.

Несмотря на то, что на старт первого этапа в Куритибе выйдет более 20 автомобилей, поспорить с тем, что уровень чемпионата стремительно падает, невозможно. За два года из чемпионата мира ушли три автопроизводителя, и в новом сезоне в WTCC примет участие лишь один заводской коллектив – Chevrolet. И если уход российской "Лады" год назад остался для чемпионата практически незамеченным, то потеря таких сильных игроков как SEAT и BMW, серьезно подпортила имидж серии.

Основная причина недовольства производителей – весьма своеобразный подход организаторов к проведению гонок. Регламент чемпионата мира иначе как лоскутным теперь не называют. Организаторы стремятся, чтобы серия оставалась доступной, одновременно стараясь уравнять шансы команд. Фактически, для каждого автомобиля FIA пишет отдельный свод технических требований – по-другому добиться плотной борьбы между пилотами, выступающими на совершенно разных по конструкции машинах, практически невозможно. Каждой из команд даются те или иные послабления, организаторы раз за разом "душат" лидеров и дают волю отстающим – в результате недовольными остаются практически все.

Что нового?

В 2011 году на организаторов наверняка обрушится очередная порция критики. WTCC, вслед за чемпионатом мира по ралли, переходит на новые двигатели. Турбированные моторы объемом 1,6 литра уже применяются в WRC с начала сезона, а Формула-1 перейдет на такие агрегаты в 2013 году. Но если два ведущих первенства мира задумали единовременный переход, то в WTCC двигатели будут меняться не в межсезонье, а уже по ходу стартующего в Бразилии чемпионата. К началу первенства новые моторы получат около половины участников, затем, в течение года, на них перейдут и остальные. Недовольные, можно не сомневаться, найдутся вновь.

Отдельных слов заслуживает и сам спортивный регламент. Организаторов часто критиковали за то, что в серии применяется правило реверсивной решетки. Согласно ему, во второй гонке уик-энда пилоты, занявшие места с первого по восьмое, стартовали в обратном порядке. Принцип не слишком спортивный, но применяется во многих чемпионатах для повышения зрелищности.

Тем не менее, в WTCC из-за этого правила возникало немало скандалов. Пилоты и команды начинали играть в поддавки - нередко сильные гонщики в первых гонках уик-эндов специально пропускали соперников, чтобы затем стартовать с поула. Применялась и командная тактика, когда, работая на лидера, сразу несколько пилотов пропускали более именитого товарища по коллективу вперед. Гонки нередко превращались в фарс, и перед сезоном 2011 года организаторы отказались от спорного правила. Но заменили его, как отмечают многие эксперты, еще более спорным…


Новое правило распределения мест на стартовой решетке второй гонки уик-энда пришлось по душе далеко не всем.

Порядок старта в обеих гонках теперь будет определяться по итогам квалификации. Она в WTCC разбита на два сегмента. В первом определяется десятка сильнейших, которая затем разыгрывает поул во втором. Стартовый порядок в открывающей гонке будет определяться так же, как в прошлом году – по результатам двух сегментов. Во второй же гонке решетка будет формироваться по результатам лишь первого из них. Казалось бы, все просто. Но организаторы и тут смогли удивить.

Правилу реверсивной решетки все-таки нашлось применение: десятка лучших по итогам первого сегмента квалификации будет стартовать во второй гонке в обратном порядке. То есть гонщик, едва зацепившийся за возможность поучаствовать в борьбе за поул в первой гонке, автоматически получит право стартовать с первого ряда во второй. Таким образом, перед пилотами будет стоять весьма непростая задача – в первом сегменте квалификации надо показать такой результат, который бы позволил пробиться в десятку, но при этом оказался как можно ближе к ее концу…

Подобные спорные решения не идут на пользу имиджу WTCC и, естественно, отчасти являются причиной постепенного оттока производителей. Поэтому сезон 2011 года в статусе заводской начнет одна команда - Chevrolet. Остальные производители лишь будут поставлять технику частникам.

Chevrolet

Пилоты заводского коллектива Chevrolet станут главными претендентами на титул в наступающем сезоне. Впрочем, и в прошлом году "синие" смотрелись сильнее конкурентов - седан Cruze позволял гонщикам бороться в лидирующей группе на автодромах любого типа и в итоге лидер команды Иван Мюллер досрочно завоевал второй чемпионский титул в своей карьере.


Заводская команда Chevrolet доминировала в WTCC прошлом сезоне - победа в зачете марок была одержана с огромным преимуществом.

Именно француза, пожалуй, можно назвать главным фаворитом чемпионата. Пилотам частных коллективов будет сложно включиться в борьбу за титул, а потому основным соперником Мюллера, скорее всего, станет его напарник по команде Роберт Хафф. Британец уже в прошлом сезоне продемонстрировал, что может постоянно бороться в первых рядах, и в этом году должен стать еще сильнее.

Ален Меню будет управлять третьим Cruze – швейцарцу вполне по силам одержать по ходу чемпионата пару побед, но к числу соискателей главного трофея его мало кто относит.


Иван Мюллер (справа) и Роберт Хафф (слева) по прогнозам экспертов будут главными претендентами на чемпионский титул в 2011 году.

Кроме того, на автомобилях Chevrolet будут выступать и несколько частников. На этап в Бразилии заявлен Карлос Буэно, однако о дальнейших его планах пока ничего не известно. Бразилец проедет домашние гонки на Cruze, а вот пилоты команды Bamboo Еngineering Дэррил О'Янг и Юкинори Танигучи начнут сезон на предыдущей туринговой модели от Chevrolet – Lacetti. Пересесть на новую технику они должны уже по ходу чемпионата.

У заводских пилотов Chevy новые двигатели будут с самого старта сезона. Агрегат тестировался, начиная с прошлой осени, и пилоты остались довольны проделанной инженерами работой. Единственное, что вызывает опасение – это повышенный износ передних шин. Из-за большего крутящего момента на них теперь выпадает большая нагрузка, но по ходу чемпионата конюшня наверняка сможет справиться с проблемой.

BMW

Концерн BMW окончательно покинул WTCC. Баварцы доминировали в мировом Туринге в первые годы после учреждения чемпионата, а их пилот Энди Приоль выиграл три подряд титула, однако затем с каждым годом для BMW становилось все меньше стимулов участвовать в чемпионате. После ухода Alfa Romeo пилоты баварцев вынуждены были соперничать на своих 320si только с гонщиками на переднеприводных Chevrolet Lacetti, SEAT Leon или Lada Priora. Пока BMW боролась за титул, участие в WTCC еще было целесообразным, но после того, как баварские седаны стали проигрывать хэтчбэкам экономического класса, никаких маркетинговых преимуществ у программы марки в первенстве не осталось. Через год заводская команда BMW будет выступать уже в DTM и сможет соперничать с равными себе по статусу Mercedes-Benz и Audi.


BMW покинула чемпионат по окончании прошлого сезона, но уже в 2012 году заводской баварский коллектив будет представлен в DTM, однако каждый третий участник WTCC по-прежнему хочет стартовать именно на автомобилях немецкой марки.

Тем не менее, больше трети пилотов в Куритибе выйдут на старт именно на BMW. К тому же баварцы еще до того, как объявили об уходе, начали обкатывать новый двигатель. По сути, у частников в WTCC будут те же моторы, которые баварцы поставляют Prodrive для сборки раллийных MINI Countryman. И большинство гонщиков уже обзавелись новыми силовыми агрегатами.

Новый регламент, как считают эксперты, должен дать BMW небольшое преимущество. На переднеприводных автомобилях с новым мотором резина будет изнашиваться значительно быстрее, и пилоты, выступающие на SEAT и Chevrolet, должны будут беречь покрышки. Задний привод BMW даст определенное преимущество, но другой вопрос – кто им сможет воспользоваться…


Франц Энгштлер, которому летом исполнится 50 лет, после ухода заводской команды станет одним из лидеров стана BMW в WTCC.

Вместе с заводской командой серию покинули и сильнейшие пилоты марки: трехкратный чемпион WTCC британец Энди Приоль, бразилец Аугусто Фарфуш и немец Йорг Мюллер. Все трое в сезоне 2011 года будут защищать цвета BMW в гонках на выносливость, а затем переберутся в DTM. Сильнейшим пилотом на баварском автомобиле в WTCC многие называют Тома Коронеля – однако голландец в предыдущие годы выступал за рулем переднеприводного SEAT Leon, и некоторое время ему потребуется потратить на адаптацию. Можно ожидать сильных выступлений и от давнего клиента баварцев Франца Энгштлера, но и ему вряд ли под силу включиться в борьбу за титул.

Кроме них на BMW в сезоне 2011 года поедут Кристиан Поульсен, который будет напарником Энгштлера по команде Team Engstler, Марчи Ли Юн Кинг, Урс Зондерггер, Норберт Михелиц, а также трио из команды Proteam: Хавьер Вилья, Фабио Фабиани и Меди Бенами.

SEAT

После ухода заводской команды SEAT самым представительным коллективом испанской марки стала конюшня Sunred. В сезоне 2011 команда выставит на старт сразу шесть автомобилей. В первых гонках чемпионата Leon по-прежнему будут оснащены старыми дизельными двигателями, с которыми связаны все успехи марки в WTCC. Но уже по ходу чемпионата пилоты получат новые моторы – впрочем, точная дата, когда это произойдет, пока неизвестна.


SEAT официально покинул WTCC перед началом сезона 2010 года, однако в будущем может вернуться в чемпионат мира - уже с новым автомобилем.

Лидером Sunred, как и в прошлом году будет Габриэле Тарквинии. Итальянец выиграл чемпионат в 2009 году, боролся за титул в прошлом сезоне и наверняка будет лучшим из пилотов на SEAT в 2011 году. Тем не менее, пока сложно судить, как именно сложится чемпионат для экс-пилота Формулы-1.

В первой части сезона благодаря новым моторам соперники из Chevrolet практически наверняка оторвутся в чемпионской гонке, и остальным затем вряд ли будет легко отыграть отставание – во второй половине года Sunred по сути только начнет осваиваться с новым мотором.


Габриэле Тарквини - лидер команды Sunred и напарник россиянина Алексея Дудукало.

За испанский коллектив выступит и еще один экс-пилот Формулы-1 Тьяго Монтейро. Португалец уже несколько лет гоняется в чемпионате мира, одержал несколько побед, но за титул никогда не боролся. Вряд ли сможет и в этом году.

Дополняют шестерку пилотов Sunred новички прошлого сезона Фредди Барт и Михель Никьяэр, а также дебютанты Пепе Ориола и Алексей Дудукало.

Россиянин два последних года провел в Еврокубке SEAT Leon, где в прошлом сезоне одержал одну победу и несколько раз поднялся на подиум. Сезон 2011 года станет первым для него на столь высоком уровне.

Volvo

Удвоить количество заводских команд в WTCC уже в следующем сезоне может Volvo. Шведская марка в 2011 году выставит на старт одну Volvo С30 с атмосферным двигателем и Робертом Дальгреном за рулем. Обслуживанием машины будет заниматься Polestar Racing, на базе которой, вполне возможно, в будущем будет создана заводская конюшня.


Приход Volvo может открыть вторую волну притока производителей в WTCC.

Пока шведы не делали официальных заявлений - Volvo выбирает, в каком именно из туринговых чемпионатов выступать. Вполне возможно, марка предпочтет остаться в шведском STCC или выставить команду в британском BTCC.

Для WTCC же решение шведов может оказаться судьбоносным. Volvo уже давно присматривается к чемпионату мира, и в конце года должна определиться - стоит ли создавать собственную заводскую команду. Если Volvo все-таки решится запустить программу, следом могут потянуться и другие производители. А если нет, то кризис в WTCC закончится еще не скоро… Авто.Лента