Распробовали

На российском авторынке [появился новый лидер]

По итогам первого квартала 2011 года сразу несколько автомобильных марок превысили докризисные показатели продаж, а в целом рост российского рынка в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 77 процентов. За три месяца продано 517304 единицы легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта. Однако не у всех производителей самочувствие одинаково хорошее, а в группе лидеров в очередной раз произошли перестановки: самой продаваемой иностранной маркой впервые в российской истории оказалась Renault.

Французская компания сейчас не просто вышла на первое место в рейтинге продаж иномарок, реализовав 31 тысячу 31 автомобиль - март оказался самым успешным месяцем за все время присутствия фирмы на российском рынке. А Kia, лидировавшая много месяцев подряд, опустилась на третье место (30 тысяч 250 штук), пропустив вперед Chevrolet (31003 машин), и шансы корейской марки вновь совершить скачок вызывают сомнения. И хотя Kia продолжает держаться очень близко к первому месту, дальнейший рост продаж сдерживают перемены в модельном ряду. Кроссовер Sportage, сменивший поколение осенью, шагнул в более дорогую категорию и потому в число самых продаваемых "паркетников" уже не входит. В результате, его с легкостью обошли Toyota RAV4 (7019 экземпляров за три месяца) и Mitsubishi ASX (5212 штуки).


Кроссовер Mitsubishi ASX по итогам трех месяцев ворвался в "топ-25" самых продаваемых автомобилей в России, вытеснив из рейтинга корейские вседорожники.

Однако при всех успехах Renault и Kia, этим маркам пока далеко до тех цифр, которые демонстрировали лидеры докризисной эпохи. В первом квартале 2008 года Hyundai и Ford продали примерно по 40 тысяч автомобилей, а Chevrolet - почти 60 тысяч штук. Сейчас же успехом считается продавать 30 тысяч машин за квартал. Но если у прежних фаворитов кризис еще не закончился, то для многих других производителей превышение докризисных показателей является уже не исключением, а скорее правилом.

Рост в сравнении с первым кварталом 2008 года зафиксирован у Volkswagen, Skoda, Peugeot и Citroen. Эти марки объединяет то, что в докризисный период они либо еще не успели запустить сборку своих моделей в России, либо, как в случае со "Шкодой", еще не полностью развернули производство. Теперь же продажи автомобилей российской сборки играют для этих марок ключевую роль.

Рейтинг популярности автомобильных марок:


Данные Ассоциации европейского бизнеса

* - в том числе модели легкого коммерческого транспорта

Интересная ситуация складывается в премиальном сегменте: если BMW и Audi балансируют на прошлогоднем уровне (продав 4959 и 4413 машины соответственно), то у Мерседеса - двукратный рост в сравнении с очень низкими цифрами годичной давности. С результатом в 5363 проданные машины эта марка стала лидером премиум-класса. В начале прошлого года штутгартская марка потерпела фиаско: ее показатели практически вдвое уступали конкурентам. При этом виновниками резких скачков продаж - сначала вниз, а потом вверх - в прошлом году отчасти были сами производители. Озвучив очень осторожные прогнозы продаж, они побудили поставщиков рассмотреть еще более пессимистичные сценарии, что вызвало перебои с комплектующими. Позднее эти проблемы были решены, в течение прошлого года рост на 20-25 процентов наблюдался у всех люксовых брендов. Сейчаc же в премиум-сегменте наблюдается стагнация: Audi и BMW существенно не изменили объемы продаж, а "Мерседес", догнавший их еще в середине прошлого года, лишь немного вырвался вперед.

Зато в классе самых доступных иномарок борьба заметно обострилась. В первую очередь, из-за выхода новинок - за дебютировавшими недавно седанами Volkswagen Polo и Hyundai Solaris сейчас выстраиваются многомесячные очереди, но судьба этих моделей на рынке складывается по-разному. В марте "кореец" продавался в 2,5 раза лучше "немца": 6762 против 2606 реализованных автомобилей. Но главное, Solaris очень близко подобрался к лидеру рейтинга - Renault Logan (7115 штук в марте) и, начиная с февраля, прочно держится в тройке самых продаваемых иномарок в России.

Топ-25 самых популярных моделей:


Данные Ассоциации европейского бизнеса

* - в том числе модели легкого коммерческого транспорта

Большинство экспертов предрекали резкое замедление роста российского авторынка уже этой весной - из-за сворачивания программы утилизации. Свои прогнозы аналитики делали, основываясь на опыте западных стран, закончивших прием автохлама в прошлом году. Однако в начале апреля указом премьер-министра РФ Владимира Путина программу утилизации продлили до конца года, выделив на ее финансирование дополнительные 5 миллиардов рублей. Причем в бюджете на 2011 год эти расходы заложены не были.

По мнению специалистов, главным лоббистом продления утилизации выступил "АвтоВАЗ". Большая часть автомобилистов, сдававших свой пожилой автотранспорт под пресс, в результате покупали именно тольяттинскую продукцию. За год работы программы скидку в размере 50000 рублей на покупку нового автомобиля отечественного производства получили полмиллиона автомобилистов, а теперь смогут получить еще сто тысяч человек.

Однако стоит отметить, что пробившаяся на верхнюю строчку рейтинга "Калина" (31 тысяча 171 автомобиль в первом квартале) является лидером лишь номинально. Лицо российского авторынка - это по-прежнему вазовская "классика". Если к седанам 2105/2107 прибавить универсалы 2104 ижевской сборки, то получится 35 тысяч 32 проданных машины. Но "классика" проживет на конвейере еще максимум год. "Пятерка", самая массовая модель в истории российского автопрома, де-факто уже ушла в прошлое: Тольяттинский завод прекратил ее производство в декабре, а в начале года дилеры распродавали последние партии. Производство "семерок" полностью перенесут в Ижевск, но и там эта модель будет выпускаться недолго - в 2012 году ее заменят на семейство Samara.


Lada Kalina - новый абсолютный лидер продаж на российском рынке. Следующие три места в рейтинге занимают Lada 2105/2107, Priora и Samara. Причем "Самара" сейчас продается в полтора раза хуже, чем "Калина".

На "АвтоВАЗе" полагают, что после ухода "классики" новым бестселлером рынка станет модель Granta, которая появится в продаже уже в конце текущего года. Успех новинке должна обеспечить ее цена: этот автомобиль, по сути представляющий собой упрощенную версию "Калины", будет всего на 20 тысяч рублей дороже нынешней "семерки", которая стоит 200 тысяч.

Хотя российский авторынок демонстрирует устойчивый рост, складывается впечатление, что эксперты автобизнеса еще не до конца определились, как трактовать нынешние показатели. Ясно, что озвученный в январе прогноз Ассоциации европейского бизнеса с ростом продаж в 2011 году на 17 процентов пора пересматривать в сторону повышения. Ассоциация планировала объявить скорректированный прогноз по итогам первого квартала, но теперь с этим решено повременить еще месяц.

Вероятнее всего, эксперты ждут, когда перестанет действовать так называемый "эффект низкой базы". Сравнение текущих показателей с провальным началом прошлого года не дает ясной картины: впервые оживление рынка было зафиксировано в прошлом апреле, поэтому лишь начиная со следующего месяца сопоставление "год к году" станет более показательным.