До последних секунд

[Хэмилтон вырвал победу у Феттеля] в концовке Гран-при Китая

Припарковав свой McLaren MP4-26 в закрытом парке после первой победы в сезоне, Льюис Хэмилтон вылез из кокпита и поклонился своим механикам – за два часа до этого они совершили невозможное. Двигатель на автомобиле британца отказался заводиться за 20 минут до старта, и механики смогли реанимировать его лишь в самый последний момент. Льюис покинул пит-лейн всего за 30 секунд до того, как на выезде загорелся красный сигнал светофора. Еще чуть-чуть, и Хэмилтону пришлось бы стартовать из боксов.

"Я ехал по пит-лейн и боялся, что как только подъеду к светофору, он загорится красным, но, к счастью, проблем удалось избежать, – скажет затем Льюис на пресс-конференции после финиша. – На стартовой решетке парням пришлось посуетиться, но они проявили себя настоящими профессионалами, не поддались панике, и только благодаря этому я сижу сейчас здесь в качестве победителя гонки". За семь предыдущих лет Гран-при Китая ни одному пилоту не удавалось выиграть дважды. Хэмилтон стал первым, кто смог победить в Шанхае во второй раз. Но гораздо важнее для Льюиса то, что он смог прервать другую серию – из четырех побед Себастьяна Феттеля подряд в последних гонках.

Шинный фактор

Интригу в Шанхай вместе со своими шинами привезла компания Pirelli. Как и в Малайзии неделей ранее, покрышки обеспечили Гран-при весьма нетривиальным сюжетом. Первая по-настоящему громкая сенсация случилась по истечении 20 минут квалификации. Решив преодолеть барьер первого сегмента без использования мягких шин, пилот Red Bull Марк Уэббер остался... на восемнадцатом месте.

Разница между типами резины в этом году столь велика, что практически ни одна из команд не может позволить себе использовать в первом сегменте жесткие шины. По ходу двух первых Гран-при относительно комфортно себя чувствовали разве что пилоты Red Bull и McLaren – остальным, включая Ferrari и прибавившую относительно прошлого сезона команду Renault, чтобы попасть в 17 лучших по итогам первого сегмента, приходилось "обуваться" в "опциональные" комплекты. На сей раз малой кровью постарались обойтись вновь только четыре пилота двух лучших на данный момент команд пелотона. Но если Феттелю, Баттону и Хэмилтону попасть в число лучших удалось без труда, то для Марка Уэббера решение сэкономить мягкие шины обернулось катастрофой.

Проблемы австралийца начались за несколько минут до окончания первого сегмента, когда комиссары FIA зазвали Марка на взвешивание автомобиля. После того как Уэббер прошел обязательную процедуру и поставил свежий комплект покрышек, у него осталась возможность пройти всего один быстрый круг. Австралиец улучшил собственное время, но показанный результат все равно оставил его на 16-м месте, а накатившие следом Михаэль Шумахер и Пастор Мальдонадо отодвинули Марка еще на две строчки вниз.


Сюрпризы продолжились во втором сегменте квалификации: закончив свой единственный быстрый круг с четвертым временем, Виталий Петров начал терять скорость на выходе из первой связки поворотов и вынужден был остановить свой болид прямо на трассе. Механические неполадки, возникшие на Renault R31 россиянина, вынудили комиссаров вывесить красные флаги за две минуты до конца сегмента.

Когда квалификацию возобновили, на выезде с пит-лейна образовалась длинная очередь из желающих успеть улучшить свое время. На трассе гонщики предсказуемо мешали друг другу: прибавить смогли только Фелипе Масса и Нико Росберг, выбивший из топ-10 Адриана Сутила. Недовольных было больше. Ник Хайдфельд, на тот момент не проехавший ни одного быстрого круга, показал 16-й результат. Михаэль Шумахер остался 14-м, в третий раз в сезоне не попав в финальный сегмент.

Поул-позицию в четвертый раз подряд завоевал Себастьян Феттель. Немец показал лучшее время уик-энда в начале третьего сегмента квалификации, на 0,7 секунды перекрыв результат Дженсона Баттона, выехавшего на трек одновременно с ним. Остальные решили дождаться окончания сессии, совершить всего один быстрый круг, но сохранить дополнительный комплект мягких шин. Феттель и Баттон тоже выехали на трассу во второй раз: на свои быстрые круги они отправились последними, но завершать их не стали, потому как никому из соперников проехать быстрее так и не удалось.

Льюис Хэмилтон, наученный опытом Гран-при Малайзии, лишний комплект покрышек расходовать не стал, выехав на трассу лишь под самый занавес сессии. Неделю назад в Куала-Лумпуре британец испортил один из мягких комплектов в квалификации и в итоге вынужден был провести внеплановый пит-стоп в гонке. В субботу в Китае Льюис впервые в сезоне не смог квалифицироваться на первом ряду, но зато подарил себе свежий комплект мягких шин на гонку.

За спиной лидеров лучшую квалификацию в сезоне провел Нико Росберг – четвертый результат немца засвидетельствовал прогресс Mercedes GP относительно стартовых этапов чемпионата. Позади остались даже пилоты еще неделю назад казавшейся недосягаемой Ferrari – Фернандо Алонсо показал пятое время, Фелипе Масса – шестое.

Неплохие результаты в квалификации продемонстрировал Пол ди Реста из Force India, для которого восьмая позиция стала лучшей в карьере, и пилоты Toro Rosso, в полном составе попавшие в первую десятку. Хайме Альгерсуари и Себастьен Буэми заняли седьмое и девятое места соответственно. Десятку замкнул Виталий Петров. Судя по темпу россиянина в первых двух сегментах, он явно мог побороться c гонщиками Ferrari и Росбергом, но его квалификация была завершена досрочно. Показав четвертое время во втором сегменте, он с легкостью обеспечил себе место в десятке сильнейших, но выехать на трассу в финальном сегменте ему было просто не на чем – машина R31 под номером "10" вернулась в боксы Renault уже после окончания квалификации.


Первая тройка по итогам квалификации Гран-при Китая: Льюис Хэмилтон, Себастьян Феттель и Дженсон Баттон. Специально к шанхайскому этапу команда McLaren представила красные комбинезоны, украшенные изображением дракона – одного из традиционных символов Китая. Правда, в день гонки пилоты конюшни из Уокинга вернулись к более привычной униформе.

Все дело в тактике

Старт Гран-при Китая получился бурным. Два пилота McLaren еще до первого поворота опередили Феттеля. Фелипе Масса в третьей гонке кряду оставил позади Фернандо Алонсо и едва не вышел на четвертое место. Toro Rosso дружно провалили старт, потеряв по несколько позиций. Два места по ходу первого круга уступил и Виталий Петров, а Михаэль Шумахер, наоборот, пробился в первую десятку. Витантонио Лиуцци на Hispania допустил фальстарт, благодаря чему опередил пилота Marussia Virgin Жерома Д’Амброзио. Кара в виде проезда через пит-лейн вскоре настигла итальянца, и в дальнейшем пилоты HRT беспокойства соперникам не доставляли.


Себастьян Феттель, хоть и задействовал KERS на старте, удержать позади себя пилотов McLaren не сумел и едва не пропустил вперед Нико Росберга: улитку первого-третьего поворотов два немца прошли бок о бок. Однако Феттель отстоял третью позицию, а Росберг закрепился на четвертой.

В начале гонки многие ждали прорыва от Марка Уэббера, но австралиец решил не форсировать события. На первый отрезок Red Bull выпустила своего пилота на жестких шинах, и всю первую часть гонки до пит-стопа Марк сражался с Рубенсом Баррикелло и Серхио Пересом – причем, обойдя мексиканца поначалу, Уэббер затем пропустил его обратно. До своего первого пит-стопа Марк успел таким образом опередить только двух пилотов Williams. Тем не менее, в запасе у австралийца было сразу несколько свежих комплектов мягкой резины – и они оказались очень полезны в конце гонки.


Единственный сход в Гран-при Китая случился на десятом круге, когда из борьбы выбыл Хайме Альгерсуари. На пит-стопе механики Toro Rosso недостаточно плотно прикрутили гайку правого заднего колеса, и уже во втором повороте после смены резины оно попросту оторвалось. Испанец пытался доковылять до боксов, но вскоре запарковал свою машину на обочине и до пит-лейна добирался уже пешком.

В лидирующей группе события поначалу тоже развивались не очень стремительно. Себастьян Феттель не спешил атаковать гонщиков McLaren и активизировался лишь перед первым пит-стопом. В конце 14-го круга лидер чемпионата при помощи DRS (системы снижения турбулентности воздушного потока) прошел Льюиса Хэмилтона, а затем сразу же проследовал на пит-лейн вслед за Дженсоном Баттоном. И кто знает, сохранил бы британец первую позицию или нет, если бы на пит-лейне не ошибся гаражом и... не заехал к поджидавшим Феттеля механикам Red Bull.

Из-за своей ошибки Дженсон потерял всего пару секунд, но этого оказалось достаточно, чтобы Себастьян вышел вперед. Хэмилтон, в свою очередь, на изношенных покрышках не мог поддерживать прежний темп, и стоило подобравшемуся к нему Фелипе Массе обозначить атаку, как британец пропустил его. Как и Феттель с Баттоном кругом ранее, британец и бразилец также вместе заехали на пит-стоп – и пилоту на Ferrari удалось остаться впереди. После гонки выяснилось, что пилоты McLaren должны были останавливаться на один круг раньше - Баттона звали на пит-лейн еще на 13-м круге, но Дженсон не расслышал приказа с командного мостика. Соответственно, стратегам McLaren пришлось отложить и пит-стоп Хэмилтона.

Пока лидеры боролись между собой, во главе гонки оказался Нико Росберг – инженеры Mercedes зазвали немца в боксы раньше соперников, и, получив свежий комплект шин, гонщик смог взвинтить темп, не только отыграв отставание, но и создав небольшой отрыв. Несколько позиций удалось благодаря такой же тактике отыграть и Михаэлю Шумахеру.

Поняв, что своим прорывом Mercedes обязан именно раннему посещению боксов, в McLaren решились последовать примеру немецких коллег: вторую волну пит-стопов открывал уже Баттон. На 25 круге вслед за Дженсоном механиков посетили и Росберг с Хэмилтоном, положив начало серии красивых обгонов в середине первой десятки.

На свежих шинах гонщики McLaren и Mercedes прошили пелотон насквозь, поочередно оставив позади Хайдфельда, ди Ресту и Алонсо. В этот момент стало ясно, что пилоты Ferrari и Renault, как и Себастьян Феттель, остались верны тактике двух пит-стопов, в то время как их соперники решились останавливаться на один раз больше.


Для Виталия Петрова и команды Renault Гран-при Китая стал гонкой упущенных возможностей. Обладая достаточно быстрой машиной, подопечные Эрика Булье выбрали не совсем верную тактику: оттянув пит-стопы Петрова и Хайдфельда, инженеры заставили своих пилотов по несколько раз обгонять своих соперников. В результате Виталий и Ник финишировали на девятой и двенадцатой позиции соответственно, а финальный обгон Петровым Камуи Кобаяси даже не попал в телетрансляцию.

К середине дистанции Феттель с Массой оторвались от преследователей. На приличном расстоянии от лидеров ехали совершившие по два пит-стопа Росберг, Баттон и Хэмилтон, за которыми следовали останавливавшиеся один раз Алонсо, ди Реста и Петров. Один из ключевых моментов гонки произошел на 36 круге, когда состоялся обгон, решивший судьбу Гран-при.

Баттон и Хэмилтон были на одинаковой тактике, но именно на этом отрезке – после второго пит-стопа – Льюис получил абсолютно новый комплект свежей резины. Тот самый, что сэкономил в квалификации. К концу отрезка резина Дженсона, к тому же остановившегося на круг раньше напарника, была изношена больше. На 35 круге Льюис попробовал атаковать напарника в шпильке, после этого "раскачал" на входе в последний поворот, смог поравняться с ним на стартовой прямой и выдавил с траектории на входе в первый поворот.

Баттон контратаковал, но Льюис отбил натиск чемпиона 2009 года. В McLaren в этот момент могли радоваться лишь тому, что уже во второй раз после прошлогоднего Гран-при Турции напарники демонстрируют безупречно корректную борьбу.


Льюис Хэмилтон провел боевую гонку с множеством обгонов, причем, в отличие от соперников, маневры британца практически не зависели от KERS или системы DRS – пилот McLaren атаковал соперников при первой же возможности, не дожидаясь более удобной для обгонов задней прямой.

На последнем отрезке дистанции вновь напомнили о себе шины Pirelli. Себастьян Феттель остановился в последний раз в боксах за 24 круга до финиша, Фелипе Масса – за 22. Росберг, Хэмилтон и Баттон свои последние остановки совершили еще позже. Льюис отправился в боксы на 39 круге, а значит, на последнем отрезке его шины были на семь кругов свежее, чем у Феттеля.

Возвращаясь на трассу с третьего пит-стопа, Нико Росберг оказался прямо перед Льюисом Хэмилтоном. Британец с ходу бросился вперед, но немец грамотно защищался – обогнать соперника удалось лишь после пары кругов. Но самое интересное только начиналось.

Ехавший вторым Фелипе Масса все сильнее отставал от лидировавшего Феттеля, позволяя нагонять себя группе Хэмилтон-Росберг-Баттон, а позади них Алонсо и прорвавшийся наверх Уэббер уезжали от Михаэля Шумахера.

За 11 кругов до финиша Хэмилтон прошел пилота Ferrari и бросился в погоню за Феттелем. За его спиной аналогичный маневр со второй Ferrari Фернандо Алонсо провел Марк Уэббер, а Нико Росберга опередил Дженсон Баттон.

За несколько кругов стремительно теряющий скорость Масса пропустил вереницу пилотов, откатившись со второго на шестое место. Параллельно с этим отыгрывал позиции Уэббер – будучи единственным в пелотоне, кто обладал мягкой резиной, австралиец буквально громил соперников. За пять кругов до финиша Марк шел на шестом месте, тем не менее, их хватило, чтобы последовательно пройти Массу и Росберга, а на предпоследнем круге опередить и Дженсона Баттона в борьбе за третью ступень подиума. И это при старте с 18-го места!


На подиуме Гран-при Китая Льюис Хэмилтон не скрывал эмоций: победа в Шанхае стала для британца первой с Гран-при Бельгии 2010 года и 15-й в карьере.

Но даже прорыв Уэббера остался в тени главного противостояния: за шесть кругов до финиша между Феттелем и Хэмилтоном была всего секунда, и Льюис явно не собирался довольствоваться второй позицией. Догнав соперника, пилот McLaren принялся атаковать Себастьяна практически в каждом повороте. Спустя три минуты дело было сделано: Льюис Хэмилтон обошел Феттеля в скоростном седьмом повороте, не дожидаясь сектора, где можно было бы использовать систему DRS.

На финише Хэмилтон сиял от счастья – вряд ли после тяжелого начала гонки британец рассчитывал на победу. Тем более что по чистой скорости впереди по-прежнему остается Red Bull: лучшее время круга записал на свой счет Марк Уэббер, расправлявшийся со своими соперниками с показной легкостью. На пресс-конференции Льюис назвал победу в Шанхае "ошеломляющей", не переставая благодарить своих механиков.


На Гран-при Китая Team Lotus провела лучшую гонку в своей недолгой истории: при 23 финишировавших машинах гонщики "зеленых" заняли 16 и 19 место, причем Хейкки Ковалайнен опередил Серхио Переса на Sauber и Пастора Мальдонадо на Williams. О соперничестве с недавними новичками Hispania и Marussia Virgin можно забыть - в этом сезоне "Лотусы" бросают вызов опытным конюшням Формулы-1.

В глубине пелотона локальное сражение пилотов Force India вновь выиграл новобранец коллектива Пол ди Реста - шотландец занял 11 место, совсем чуть-чуть не дотянувшись до третьего подряд попадания в очковую зону, в то время как его напарник Адриан Сутил отстал от лидера на добрый круг и не смог подняться выше 15 позиции. Нехорошую тенденцию первых двух Гран-при подтвердили в Williams: болидам явно не хватало скорости. Все, на что могли рассчитывать Рубенс Баррикелло с Пастором Мальдонадо на финише - 13 и 18 результаты.

Выступающая под российской лицензией Marussia Virgin смогла впервые в сезоне без проблем довести оба болида до финиша, причем дебютант сезона Жером д'Амброзио приехал впереди опытного Тимо Глока - оба гонщика отстали от победителя на два круга.

В общем зачете чемпионата мира первое место предсказуемо сохранил Себастьян Феттель, но теперь от второй строчки его отделяют только 19 очков: Льюис Хэмилтон смог серьезно поправить свои дела, переместившись на второе место. Следом за лидерами с разницей в один балл идут Дженсон Баттон и Марк Уэббер, имея на счету 38 и 37 очков соответственно. Пилоты Ferrari пока вынуждены довольствоваться пятым и шестым местом, а гонщики Renault в полном составе замыкают первую восьмерку: благодаря девятому месту в Шанхае Виталий Петров на два очка опередил Ника Хайдфельда и расположился на седьмой строчке итоговых протоколов.

Эти позиции останутся неизменными на следующие три недели, пока не начнется европейская часть сезона. Четвертый этап чемпионата мира в Турции пройдет с 6 по 8 мая на автодроме "Истанбул-парк".


Результаты Гран-при Китая

Место Гонщик Команда Время
1. Льюис Хэмилтон McLaren 1ч 36:58.226
2. Себастьян Феттель Red Bull +5.198
3. Марк Уэббер Red Bull +7.555
4. Дженсон Баттон McLaren +10.000
5. Нико Росберг Mercedes GP +13.448
6. Фелипе Масса Ferrari +15.840
7. Фернандо Алонсо Ferrari +30.622
8. Михаэль Шумахер Mercedes GP +31.206
9. Виталий Петров Renault +57.404
10. Камуи Кобаяси Sauber +1:03.273
11. Пол ди Реста Force India +1:08.757
12. Ник Хайдфельд Renault +1:12.739
13. Рубенс Баррикелло Williams +1:30.189
14. Себастьен Буэми Toro Rosso +1:30.671
15. Адриан Сутил Force India +1 круг
16. Хейкки Ковалайнен Team Lotus +1 круг
17. Серхио Перес Sauber +1 круг
18. Пастор Мальдонадо Williams +1 круг
19. Ярно Трулли Team Lotus +1 круг
20. Жером д’Амброзио Marussia Virgin +2 круга
21. Тимо Глок Marussia Virgin +2 круга
22. Витантонио Лиуцци Hispania +2 круга
23. Нараин Картикеян Hispania +2 круга
24. Хайме Альгерсуари Toro Rosso сход

Положение в общем зачете после третьего этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Себастьян Феттель Red Bull 68
2. Льюис Хэмилтон McLaren 47
3. Дженсон Баттон McLaren 38
4. Марк Уэббер Red Bull 37
5. Фернандо Алонсо Ferrari 26
6. Фелипе Масса Ferrari 24
7. Виталий Петров Renault 17
8. Ник Хайдфельд Renault 15
9. Нико Росберг Mercedes GP 10
10. Камуи Кобаяси Sauber 7

Положение в Кубке конструкторов после третьего этапа

Место Команда Очки
1. Red Bull 105
2. McLaren 85
3. Ferrari 50
4. Renault 32
5. Mercedes GP 16
6. Sauber 7
7. Toro Rosso 4
8. Force India 4
9. Team Lotus 0
10. Williams 0
11. Marussia Virgin 0
12. Hispania 0