Пункт сбычи мечт

[Mazda запустила гоночную серию] для своих клиентов

Большинство автомобилистов, мечтающих прохватить по настоящей гоночной трассе, до трека обычно так и не добираются. Кому-то мешает отсутствие навыков спортивной езды, кому-то - жалко несколько тысяч рублей за пару 10-минутных сессий во время трек-дней, а все остальные боятся повредить собственный автомобиль или что-нибудь в нем сломать.

Однако владельцам автомобилей Mazda повезло - в этом году японский бренд проводит на крупнейших российских треках серию соревнований, принять участие в которых потенциально может любой обладатель автомобиля с птичкой на эмблеме. Причем за сохранность личной машины можно не переживать - для гонок Мазда подготовила целый парк автомобилей.

Чуть доработанная Mazda MX-5 -
идеальный вариант для начинающих
фанатов трек-дней

История спортивных мероприятий, проводимых компанией Mazda в России для своих клиентов, началась еще в 2008 году, когда прошла первая серия соревнований Zoom-Zoom Challenge. Тогда в отборочных этапах, проведенных на специально оборудованных площадках в 20 городах, приняли участие больше восьми тысяч человек, 60 лучших из которых затем боролись в подмосковном Мячково за главный приз - поездку на Нюрбургринг. Год спустя соревнования прошли в похожем формате, а в 2010-м серия Zoom-Zoom Challenge из личного первенства переросла в командное.

Год назад за поездку на легендарную трассу Формулы-1 в Хоккенхайме боролись более 5000 клубников - членов автомобильных клубов любителей Mazda, из которых в финал прошли 120. При этом отборочные этапы проводились на картодромах, а решающие заезды в командном зачете состоялись на трассе в Мячково. Теперь в Мазде решили, что их клиенты доросли до настоящего спорта и кардинально сменили и формат, и локации проведения соревнований. А заодно и название серии - на Mazda Sport Cup 2011.


Для заездов Mazda Sport Cup подготовлен парк совершенно одинаковых по технике родстеров MX-5 с двухлитровыми бензиновыми моторами мощностью 160 лошадиных сил и автоматическими коробками передач. Выбор в пользу автоматов сделан сознательно - некоторые клиенты Mazda не имеют опыта езды на механике. Зато у всех машин есть подрулевые лепестки - опытные водители смогут переключать передачи вручную.

Пожалуй, главное новшество заключается в том, что все шесть отборочных этапов в 2011 году пройдут на стационарных гоночных трассах и на едва ли не самых азартных автомобилях в линейке Mazda - заднеприводных родстерах MX-5. Финал будет представлять собой настоящую командную гонку на специально подготовленных эМиКсах - облегченных, со спортивной подвеской, ковшами и каркасом в салоне, - в формате двухчасовой длинной гонки: со сменой пилотов, дозаправками и так далее. И принять участие во всем этом сможет любой владелец автомобиля Mazda!


Подтвердить факт владения автомобилем марки Mazda участник Mazda Sport Cup может либо предоставив копию свидетельства о регистрации автомобиля на свое имя, либо генеральную доверенность и полис ОСАГО со сроком действия не меньше трех месяцев.

Но чтобы побороться за выход в финал, сначала нужно показать себя на отборочном этапе. Первый из них уже прошел в середине апреля в Нижнем Новгороде, на построенном в прошлом году треке N-Ring, а еще пять этапов запланированы на период с середины мая по начало июля. Два из них пройдут в Красноярске (Красное кольцо, 14 мая) и Санкт-Петербурге (Автодром Санкт-Петербурга, 2 июля), а все остальные примет уже знакомый по предыдущим годам подмосковный автодром Мячково. Там же состоятся и полуфиналы, а финальный заезд запланирован на первые числа сентября и пройдет на Смоленском кольце.


Те, кто не попадает в 50 быстрейших в первом отборочном заезде, смогут побороться за отдельный приз - недельный тест-драйв автомобиля Mazda - в заездах Fun Drive на Mazda3 с тележкой под задними колесами, имитирующей потерю задней оси сцепления с покрытием.

В каждом отборочном туре примут участие по 100 человек из числа предварительно зарегистрированных на сайте mazda.ru. Все они сначала должны будут выполнить определенный набор упражнений на достаточно простой конфигурации трассы, после чего из них выберут 50 быстрейших (40 мужчин и 10 женщин), которых разделят на 10 команд и отправят на хронометрируемые заезды по основной трассе. В полуфинал смогут попасть только две из них…

Одновременно с клиентскими заездами в отборочных этапов пройдут и соревнования двух команд прессы, из которых в следующий круг пройдет только одна.


Команды формируются на основе рейтинга пилотов, составленного в ходе первой части отборочных заездов: в каждую команду попадает по одному быстрому участнику, показавшему время в первой десятке, по одному участнику из второй десятки и так далее. В результате, команды получаются достаточно ровными по средней скорости - наличие быстрого пилота компенсируется медленным участником из конца списка.

Рейтинг команд составляется после завершения второй части отборочного тура - гонки в формате Open Race, в которой каждый член команды имеет возможность проехать по две 10-минутных сессии за рулем Mazda MX-5. Итоговый результат команды вычисляется по сумме времен лучшего круга каждого ее участника, показанных в ходе Опен Рейса.

Для быстрейших пилотов каждой команды - показавших лучшее время в своей пятерке - в конце дня запланирована парная гонка на каркашенных MX-5, результат которой может повлиять на итоговое положение команд в рейтинге и, соответственно, на шансы выхода команды в следующий тур.


Для того, чтобы обезопасить участников, среди которых не все имеют устойчивые навыки езды по гоночному треку, на трассе расставлены ограничивающие конусы. С одной стороны, конусы показывают наиболее оптимальную траекторию движения, а с другой - не дают пилотам излишне рисковать, срезая трассу по поребрикам. Кроме того, конусы выполняют еще и сдерживающую функцию, заставляя водителей ехать максимально внимательно и аккуратно: за каждый сбитый конус к времени круга прибавляется две секунды. Выезд с трассы двумя колесами - плюс три секунды к результату, четырьмя - плюс пять секунд. Кроме того, судейская коллегия имеет право отстранять неуравновешенных пилотов от заездов по своему усмотрению.

Формат Mazda Sport Cup получился интересным! Причем, не на бумаге, а в реальности - более 60 журналистов из российских автомобильных изданий, в том числе и мы, уже побывали в Нижнем Новгороде на первом отборочном туре и прошли через все его этапы. Были у нас и предварительные заезды для составления рейтинга топ-50, и соревнования в формате Open Race, была и гонка лидеров.


Нижегородское кольцо N-Ring - отличная трасса. Причем даже в урезанной вдвое дистанцией (для меньших нагрузок на машины) она имеет достаточно интересную конфигурацию. Здесь есть и ходовые повороты, которые надо проезжать под полным дросселем, и техничные связки, и даже закручивающаяся улитка - протяженная дуга с доворотом.

Гонка в Нижнем оказалась неожиданно захватывающей и очень непростой. Из-за поздней весны вокруг трека скопилось много снега, который на апрельском солнце начал активно таять и превратил трассу в неравномерный микс из сухого и мокрого асфальта, а в некоторых поворотах траекторию пересекали настоящие потоки воды. Но тем интереснее было ездить на заднеприводных MX-5!

Главная составляющая
Mazda Sport Cup -
это ощущение
настоящей гонки!

За рулем родстера на такой трассе нужно не только грамотно выбирать траекторию движения, выискивая точки начала торможения и входа в поворот, но и постоянно ловить поскальзывающиеся на мокром асфальте задние колеса - даже со включенной системой стабилизации MX-5 допускает легкие заносы. А отключать ESP всем участникам заезда строго-настрого запрещают - для безопасности.

Впрочем, быстрым водителям электронный ошейник ничуть не мешает. Система стабилизации настроена настолько хорошо, что вмешивается только в действительно критической ситуации, помогая водителю исправить собственные же ошибки, и является своеобразной лакмусовой бумажкой - услышал стрекот тормозов - значит где-то напортачил.


Наша команда (справа налево): Олеся Репкина (журнал CAR), Максим Пастушенко (телеканал Авто Плюс), Михаил Цымбал (Авто.Лента), Александр Воронцов (Из рук в руки) и Дмитрий Липкин (корпоративный журнал Домодедово).

Зато на машинах, подготовленных для заездов лидеров, системы стабилизации нет. Нет здесь и крыши, и шумоизоляции, а сиденье - всего одно: ковш с пятиточечными ремнями безопасности. Трансмиссия - механическая, с самоблоком на ведущей задней оси, а также регулируемая спортивная подвеска и гоночные тормозные колодки.

Попробовать трековую MX-5 в Нижнем Новогроде, правда, не удалось. Но именно на этих машинах пройдет длинная гонка в Смоленске, что является отличным стимулом собраться, и хорошенько выступить в следующем этапе, на который наша команда отправится 25 июня. А там, глядишь, и до финала дотянемся. Авто.Лента


Первый этап Mazda Sport Cup в Нижнем Новгороде + фотогалерея