Машины не ставить

Москва и Петербург заплатят [повышенные штрафы за нарушение правил парковки]

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон, ужесточающий с 1 июля 2012 года наказание за нарушение ПДД. Изменения коснутся водителей по всей стране, однако значительнее всего закон отразится на нарушителях правил дорожного движения в Москве и Санкт-Петербурге: им придется заплатить штраф, в несколько раз превышающий сумму для регионов.

Один из авторов поправок - депутат и председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин - объяснил, что повышенные штрафы для двух столиц были установлены вовсе не потому, что жители этих городов богаче, чем остальные. Ужесточение наказаний, в первую очередь, призвано улучшить транспортную обстановку в Москве и Санкт-Петербурге, ведь поправки коснулись самых "проблемных" нарушений ПДД - стоянки в неположенном месте.

Несмотря на благие намерения депутатов, многие правозащитники назвали законопроект о повышении штрафов для двух городов "незаконным": по их мнению, поправки противоречат Конституции России, которая уравнивает всех граждан, вне зависимости от их места проживания. Однако парламентарии нашли что ответить правозащитникам: повышенные штрафы за нарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, будут платить абсолютно все граждане - вне зависимости от региона их проживания.

Есть в поправках и такие штрафы, которые останутся одинаковыми как для двух столиц, так и остальных регионов России - например, нарушения правил проезда перекрестков. Так, проезд на красный сигнал светофора обойдется водителям в 1000 рублей вместо 700. Штраф за несоблюдение требований уступить дорогу транспортному средству, которое имеет преимущество при проезде перекрестка, также составит тысячу рублей (сейчас 100-200).


Летом 2010 года столичная автоинспекция провела рейд "Парковка". В его рамках ГИБДД оштрафовала 170 тысяч водителей и отправила 11 тысяч автомобилей на штрафстоянку за нарушение правил парковки и остановки.

Выезд на перекресток при наличии на нем затора "оценили" в 10 раз дороже прежнего: все в те же 1000 рублей вместо нынешних 100. Кроме того, в КоАПе появился отдельный пункт, который устанавливает штраф за пересечение стоп-линии при остановке на перекрестке на красный свет - 800 рублей.

"Неравные" штрафы, в основном, касаются нарушений правил парковок. Здесь депутаты решили не щадить Москву и Петербург. Так, сумма штрафа за нарушение правил остановки и стоянки, например, парковка на мосту, путепроводе или под ним, в двух столицах увеличится в 25 раз, со 100 рублей до 2500 рублей, тогда как для остальных регионов России - всего в три раза. За остановку или стоянку на пешеходном переходе или на тротуаре (при отсутствии разрешающего знака) водителям Москвы и Петербурга придется заплатить 3000 рублей (сейчас - 300 рублей). Для остальных субъектов федерации штраф составит 1000 рублей.

Водителей, которые будут оставлять свои автомобили на проезжей части и тем самым создавать помеху для остальных участников движения, будут штрафовать на 2500 рублей "в столицах" и на 2000 рублей в остальных городах России. Сейчас размер этого штрафа составляет 300 рублей.

Отдельным пунктом в КоАПе депутаты решили вынести наказание за парковку в местах, где она запрещена знаками и разметкой: в Москве и Петербурге такая стоянка "обойдется" в 3000 рублей, в остальных регионах - 1500 рублей. За парковку на остановке общественного транспорта водителям придется заплатить 3000 или 1000 рублей соответственно.

Кроме того, новые правила должны облегчить проезд по городским улицам общественному транспорту. За стоянку на трамвайных путях водителей будут штрафовать на 3000 рублей в Москве и Петербурге, и на 1500 рублей в остальных городах. Столько же придется заплатить за движение и остановку на полосе для общественного транспорта.


В настоящее время эвакуация автомобиля, транспортировка его до штрафстоянки, а также первые сутки пребывания на стоянке оплачивается из бюджета регионов.

Еще один пункт в КоАПе, попавший под изменения - о нарушении правил езды в жилых зонах. Теперь региональные автомобилисты, решившие объехать пробку через двор (сквозное движение по дворовым территориям запрещено), будут платить 1000 рублей вместо 500, а в Москве и Санкт-Петербурге - 3000 рублей.

Новый закон также изменяет процедуру эвакуации автомобиля - с 1 июля 2012 года владельцу машины, оставившему ее в неположенном месте, придется оплачивать транспортировку машины на штрафную стоянку и первые сутки пребывания на ней из собственного кармана. Депутаты решили переложить затраты на эвакуацию на плечи автомобилистов для того, чтобы помочь некоторым регионам России, у которых нет денег на бесплатную расчистку улиц от нарушителей. К примеру, Санкт-Петербургу ежегодно необходимо тратить на эвакуацию 500 миллионов рублей, тогда как у города на эти цели есть всего 200 миллионов. В результате, на штрафстоянки забирают только часть машин, которые мешают транспортному потоку, а значит, эффективно разгрузить улицы это не помогает.

До вступления в силу новых поправок остается больше года - значительный срок для автомобилистов, чтобы успеть "настроиться" на изменения. Однако эта отсрочка сделана вовсе не для того, чтобы водители успели морально подготовиться к росту штрафов - предполагается, что к июлю 2012 года московские и петербургские власти построят достаточное количество перехватывающих парковок и наведут порядок со стоянками в центре своих городов.

Но для двух столиц год с небольшим может оказаться слишком маленьким временным промежутком. Так что не исключено, что водителей Москвы и Петербурга будут штрафовать по повышенным тарифам только за то, что в городе негде припарковаться.