Техпересмотр

Президент распорядился [изменить процедуру проведения ТО]

Президент России Дмитрий Медведев раскритиковал существующую систему прохождения техосмотра (ТО), назвав ее изжившей себя. Глава государства предложил сделать процедуру беспроблемной для граждан либо совсем отказаться от нее. Однако отменить ТО Россия не может - у нее есть международные обязательства в сфере безопасности дорожного движения, поэтому Медведев предложил другой способ улучшить ситуацию - забрать у МВД функцию проведения техосмотра.

Отказаться от проведения техосмотра ГИБДД была готова еще в 2008 году, однако полноценный законопроект был подготовлен только в 2009-м - причем не самими гаишниками, а инициативной группой депутатов Госдумы. Документ предлагал переложить проведение процедуры на частников, которых обяжут объединяться в саморегулируемые организации (СРО). Созданные центры должны будут осмотреть машину, и оформить на нее документы не более чем через два часа, и нести ответственность, если во время процедуры автомобиль получит повреждение.

В 2010 году аналогичный законопроект подготовил Минэкономразвития. В нем содержалось два принципиальных отличия от депутатского. Во-первых, сервисным центрам предлагалось работать не по принципу саморегулирования, а на основе получения государственной аккредитации. Во-вторых, вариант Минэкономразвития предполагал запрещать организациям, занимающимся техосмотром, ремонтировать машины. На этом же настаивали и представители МВД.

Однако правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова встала на сторону парламентариев и взяла за основу нового законопроекта о ТО предложения депутатов. Кроме того, правительство решило сделать послабление для владельцев машин и разрешило проходить ТО в любом регионе России - вне зависимости от места регистрации.

Президент распорядился изменить процедуру проведения ТО

Ежедневно на 75 пунктах в Москве техосмотр проходят 11,5 тысячи транспортных средств.

В июле 2010 года законопроект успешно прошел первое чтение в Госдуме, однако в августе недовольство документом выразил Дмитрий Медведев. Он не возражал против передачи функции техосмотра частным компаниям, однако его не устроил пункт, который разрешал техцентрам ремонтировать машины. В результате депутаты решили отложить принятие всего закона и дождаться окончательного вердикта правительства.

Проблема техосмотра напомнила о себе в марте 2011 года - весной в России традиционно увеличивается число желающих пройти ТО: это связано и с оживлением автомобильного рынка, и с началом дачного сезона. В первых числах марта в пунктах техосмотра возникли многочасовые очереди, которые привлекли внимание СМИ. ГИБДД объяснила значительное время ожидания сбоем в компьютерной системе, который довольно быстро удалось устранить.

Для того чтобы уберечься от дальнейшего внимания средств массовой информации и возмущения граждан, московская ГИБДД приняла решение перевести некоторые пункты ТО на круглосуточный режим работы, тогда как все остальные центры стали работать не по 8, а по 12 часов в день. Однако очереди не исчезли: гаишники оправдывались сокращением штата ГИБДД и слишком быстрыми темпами увеличения количества новых машин.

У газет были куда более интересные версии. Так, Коммерсант назвал виновником возникновения ажиотажа и очередей нового на тот момент главу московской Госавтоинспекции - Александра Ильина. Во время работы на аналогичной должности в Ярославле он регулярно устраивал проверки своим подчиненным. В частности, его излюбленным приемом была установка скрытых видеокамер: благодаря им проверяющие инспекторы сопоставляли число машин, въезжающих на проверку в бокс, и количество выданных талонов.

Кроме того, в марте 2011 года началась переаттестация сотрудников МВД в рамках реформы министерства. По сведениям Коммерсанта, инспекторы, которые занимались проведением ТО, боялись скомпрометировать себя, и поэтому получить талоны техосмотра нелегально стало гораздо сложнее. Этот факт косвенно подтверждало и подорожание документа: если раньше его можно было приобрести без предоставления машины за 3,5 тысячи рублей, то за пару недель в марте эта цена увеличилась до десяти тысяч рублей.

Президент распорядился изменить процедуру проведения ТО. Фото 1

В настоящее время в Москве стоимость техосмотра для легковых автомобилей составляет 690 рублей, для грузовых машин массой до 3,5 тонны - 790 рублей, от 3,5 до 12 тонн - 1060 рублей, свыше 12 тонн - 1140 рублей.

Увеличение времени работы пунктов ТО избавило водителей от очередей лишь на время - в апреле поток автомобилистов увеличился, и им снова пришлось ждать несколько часов, чтобы получить талон техосмотра. СМИ снова подхватили возмущение водителей, недовольство которых увеличилось, когда появилась информация о подорожании техосмотра в Москве примерно на треть.

В результате, ситуация, сложившаяся на пунктах ТО, привлекла внимание президента. На следующий день после его выступления свою позицию относительно техосмотра выразил и мэр Москвы Сергей Собянин. Он уволил начальника Московской городской службы технического контроля Игоря Климакова, который отвечал за организацию техосмотра в городе со стороны столичных властей. Собянин назвал существующие пункты ТО кормушками для взяточников, но вместе с этим потребовал увеличить число техцентров в городе.

Кроме того, заместитель главы МВД Виктор Кирьянов поручил Александру Ильину принять меры для устранения очередей в пунктах прохождения техосмотра. В свою очередь, Генпрокуратура поручила московскому отделению проверить, действительно ли водителям приходится проводить целый день в ожидании получения талона ТО, а также выяснить, кто именно в этом виноват.

Скорее всего, в ходе проверки прокуратура придет к выводу, что для прохождения ТО в Москве существует слишком мало пунктов, а на них работает слишком мало гаишников. Такая версия впишется в планы правительства по передаче проведения техосмотра частным компаниям: Госдума уже заявила, что готова принять законопроект во втором и третьем чтении уже 15 мая. Не исключено, что тогда талон ТО снова можно будет купить без очереди - и на этот раз уже вполне легально. Правда, пока непонятно, по какой цене.