Иван да Меню

Интервью с пилотами [заводской команды Chevrolet]

В плане интриги туринговому чемпионату мира в сезоне 2011 года похвастать особенно нечем. После того, как за последние два года WTCC покинули заводские команды SEAT и BMW, оставшаяся в первенстве Chevrolet громит соперников с той же легкостью, что и Ferrari в лучшие годы в Формуле-1 – из шести гонок текущего сезона пять выиграли пилоты синих.

Роль Михаэля Шумахера перед началом сезона эксперты отводили Ивану Мюллеру – в прошлом году француз принес Chevrolet первый титул и, казалось, без особого труда добудет и второй. Но легкой прогулки уже точно не получится. В самой команде у Мюллера вырос достойный соперник – из пяти побед Chevrolet в сезоне четыре на счету Роберта Хаффа, а у самого же Ивана пока ни одной. Даже Ален Меню, которого к фаворитам чемпионата не причислял практически никто, уже успел выиграть один заезд.

Интервью с пилотами заводской команды Chevrolet
Трио пилотов Chevrolet в сезоне 2011 года: Роберт Хафф, Иван Мюллер и Ален Меню.

Три пилота Chevrolet занимают три первые строчки в протоколе личного зачета WTCC. Хафф лидирует с немалым отрывом, опережая Меню и Мюллера, но они не собираются сдаваться. В беседе с корреспондентом Авто.Ленты Иван и Ален рассказали о том как собираются бороться с быстрым напарником, затем покритиковали новые правила квалификации, а в завершении порассуждали о планах на будущее…

Авто.Лента: Похоже, команда непобедима…

- **Иван Мюллер:** Я бы так говорить не стал – все-таки Габриэле Тарквини выиграл одну из гонок в Бельгии. Так что пилоты на других машинах тоже могут побеждать на отдельных этапах. В чемпионате – да, наверное, Chevrolet догнать будет сложно. Но сезон длинный, всякое может случиться…

Роберт Хафф в этом году выиграл уже три квалификации, у него больше всех побед в гонках. Ожидали, что он будет так быстр?

- **Ален Меню:** Он был быстр еще и в прошлом году – так что никаких сюрпризов. Думаю, тут я могу говорить и за Ивана: мы ожидали от него сильного начала сезона. Но он точно не непобедим. Пока обстоятельства складываются в пользу Роба, но так не будет продолжаться все время.

Сражаться с собственным напарником по команде легче, чем с пилотами на других автомобилях? В этом году, похоже, бороться вам придется только между собой.

- **Меню:** Лично мне хотелось бы бороться с пилотами других команд. Потому что когда ты сражаешься с напарником, приходится быть более осторожным – не допустить ошибку, не выбить его с трассы. Если ты сталкиваешься с кем-то другим – это не такая большая проблема.

- **Мюллер:** Да и с технической точки зрения это непросто. Мы все знаем сильные и слабые стороны друг друга. Я представляю, как пилотирует Ален, Ален знает как пилотирую я. У нас одинаковые машины, с одними и теми же достоинствами и недостатками. Другие автомобили могут быть быстрее на одних участках трассы и медленнее на других – так что шансов для атаки значительно больше. Когда ты преследуешь напарника, сталкиваешься с теми же проблемами, что и он.

Странная квалификация

Перед началом сезона в WTCC организаторы чемпионата изменили спортивный регламент. Прежний формат гоночного уик-энда нередко подвергался критике. В WTCC применялось так называемое правило реверсивной решетки. Порядок старта во втором заезде уик-энда формировался по результатам первого: пилоты, занявшие в первой гонке места с девятого по последнее, уходили в бой с тех же позиций во второй, а первая восьмерка – в обратном порядке. Победитель отправлялся на восьмое место, а поул-позиция доставалась тому, кто финишировал восьмым. Формат был признан не слишком спортивным, но новое правило получилось еще более запутанным…

Интервью с пилотами заводской команды Chevrolet. Фото 1
Теперь порядок старта в обеих гонках в WTCC определяется по результатам квалификации. Она в WTCC разбита на два сегмента. В первом из них определяется десятка сильнейших, которая затем продолжает борьбу во втором. Стартовый порядок в открывающей гонке определяется так же, как в прошлом году – по результатам двух сегментов. То есть места с одиннадцатого по последнее занимают те, кто не прошел во второй сегмент, а порядок старта в первой десятке определяется по результатам второго сегмента. Во второй же гонке решетка формируется по результатам лишь первого из сегментов. Казалось бы, все просто. Но организаторы и тут смогли удивить. Правилу реверсивной решетки все-таки нашлось применение: десятка лучших по итогам первого сегмента квалификации стартует во второй гонке в обратном порядке. Самый быстрый гонщик отправляется на десятое место, а поул-позиция достается тому, кто едва зацепился за десятку.Прочитали и ничего не поняли? Ничего страшного – вы не одиноки.

Что вы думаете по поводу квалификации? Не слишком ли сложна новая система для понимания?

- **Мюллер: Я не вижу в ней ничего сложного. Она просто идиотская.

Накануне я пытался объяснить коллегам, в чем суть новых правил. И лично у меня на это ушло 20 минут.

- **Меню:** Они хотя бы поняли?

Не совсем.

- **Мюллер:** На самом деле все не очень сложно. Но система просто нелогична. В автомобильном спорте обычно выигрывает тот, кто быстрее. Здесь же с поул-позиции должен стартовать пилот, который показал десятое время. В этом нет никакой логики.

У пилотов в WTCC нет собственной ассоциации, как у гонщиков Формулы-1? Вы не можете влиять на принятие подобных решений?

- **Меню:** Нет. Когда FIA принимала новые правила, у нас никто не интересовался. Никто не пришел, не спросил, что мы обо всем этом думаем. Вполне возможно, представители команд каким-то образом участвовали в принятии этого решения. Но пилоты ничего не знали.

Вы помните свою первую реакцию, когда правила были опубликованы?

- **Мюллер:** "Что за идиотская идея? Как они вообще могли придумать что-то настолько глупое?"

- **Меню:** Мне показалось, что они просто сами не поняли, что придумали. Я сейчас попытаюсь объяснить меньше чем за 20 минут… Сама идея, наверное, правильная. Они хотели, чтобы быстрейший пилот стартовал в гонке из глубины пелотона и потом прорывался – это было бы интересно. Но они не учли того, что пилоты начнут намеренно замедляться, чтобы ни в коем случае не показать лучшее время в первом сегменте. Сейчас мы пытаемся пробиться в десятку в первой части сессии, но быть при этом как можно ближе к ее концу. Все это выглядит странно.

- **Мюллер:** Мне кажется, те люди – многие из них, по крайней мере, кто голосовали за принятие этого правила, - просто не понимали, за что голосуют. Они не разобрались, к чему это приведет. Многие чиновники, которые занимают достаточно высокие посты в FIA, до сих пор не понимают, что происходит. Когда мы с ними разговариваем, пытаемся объяснить, они говорят: "Да вы что? Серьезно?"

Вы думаете, FIA может изменить ситуацию уже в этом сезоне?

- **Мюллер:** Если бы они действительно захотели, они бы смогли. Но в FIA была дискуссия на эту тему, и они решили ничего не менять – по крайней мере, в этом году.

Прошлогодняя система была лучше?

- **Мюллер:** Да.

Но команды применяли тактику. Пилоты пропускали друг друга, чтобы оказаться на восьмой позиции, дающей право стартовать во втором заезде с поул-позиции…

- **Мюллер:** А сейчас лучше?

- **Меню:** В прошлом году это хотя бы случалось редко. Сейчас люди играют в поддавки в каждой квалификации.

- **Мюллер:** На самом деле мы могли очень легко избавиться от всех этих странных игр. Мы могли сделать как в GP2, где во вторых гонках восьмерка также стартует в обратном порядке, но очков разыгрывается меньше. Вот и все. И никто бы никого не пропускал.

Кризис

Учитывая то, что Chevrolet сейчас единственная заводская команда в чемпионате, можно ли говорить о том, что WTCC находится в глубоком кризисе?

- **Мюллер:** Все чемпионаты сейчас в кризисе.

Но три года назад тут было четыре заводские команды, а сейчас одна.

- **Мюллер:** А в чемпионате мира по ралли всего два производителя уже на протяжении пяти лет (Иван преувеличивает, до двух количество команд в WRC сократилось лишь в 2009 году, когда раллийное первенство покинули Subaru и Suzuki – примечание "Авто.Ленты").

Но сейчас производители возвращаются в ралли: MINI уже проехала первую гонку, Volkswagen объявил о начале программы. Из WTCC же все пока только уходят.

- **Мюллер:** До прихода Volkswagen пройдет еще полтора года – может кто-нибудь успеет за это время уйти. Давайте посмотрим, если в следующем году в WTCC не появится новых заводских команд, тогда и поговорим о кризисе.

Интервью с пилотами заводской команды Chevrolet. Фото 2
Тягаться с пилотами заводской Chevrolet частным командам просто не под силу. Особенно заметно преимущество "синих" было заметно в Монце. После первого круга открывающей гонки уик-энда в Италии три Cruze быстро оторвались от соперников и затем боролись уже только между собой.

Представьте себя на месте руководителя серии Марчелло Лотти. Что бы вы сделали для привлечения производителей?

- **Мюллер:** Если бы я был Лотти, я бы уволился! (смеется) Шучу, конечно. Не знаю. Очень много вещей надо изменить. Очень много предстоит работы. Марчелло, например, один из тех, кому нравится новые правила квалификации. Давайте начнем с этого…

Сейчас WTCC переходит на новые двигатели – турбированные, объемом 1,6 литра. Как вам новый мотор?

- **Меню:** Если говорить про наш двигатель – он хорош. Но само по себе правило… Я не вижу разницы. Чуть больше мощности, момента. Но машина не стала на несколько секунд быстрее. В плане шоу ничего не изменилось. Я так понимаю, на новые моторы мы должны были перейти, чтобы уменьшить затраты. Но мне кажется, что пока экономии не получается. Напротив, все вынуждены были потратиться на разработку новых двигателей.

- **Мюллер:** Наверное, сейчас просто не лучший момент для смены регламента. После экономического кризиса денег у производителей немного.

У команды возникли некоторые проблемы в ходе обкатки двигателя, когда не сразу удалось решить проблему повышенного износа резины.

- **Мюллер:** Ее и до сих пор не удалось решить до конца.

Тем не менее, сейчас вы уже добились определенного прогресса. А команды, выступающие на автомобилях SEAT, пока использую старый мотор. Насколько много времени им потребуется, чтобы перейти на новый двигатель?

- **Мюллер:** Два года.

- **Меню:** Он шутит. Но они вряд ли смогут поставить его на машину и сразу поехать быстро – это невозможно.

- **Мюллер:** Если они это сделают, это будет означать, что мы идиоты. Хорошо, не все мы – наши инженеры. Но они не идиоты. На самом деле это очень непростая задача. Двигатель для SEAT пока проверяли только на стенде. С испытаниями на трассе это сравнить сложно. Когда ты устанавливаешь мотор на машину, появляется множество проблем. Может быть, им повезет, и у них проблем не будет. Но я буду очень удивлен.

Старики-разбойники

Вы уже думали о том, чем будете заниматься в будущем? Каков план на ближайшие несколько лет?

- **Мюллер:** Пенсия…

- **Меню:** Причем, достаточно скоро.

Интервью с пилотами заводской команды Chevrolet. Фото 3
Команда Chevrolet в этом сезоне в одиночку обеспечивает чемпионат мира интригой. Через полтора часа после интервью Мюллер и Меню устроили настоящую битву в первой гонке уик-энда в Монце – за полкруга до финиша два Cruze столкнулись, и швейцарец закончил заезда в гравии.

Сколько лет вы еще планируете гоняться в WTCC? Нет желания попробовать что-то еще перед окончанием карьеры?

- **Меню:** В моем возрасте уже можно говорить о том, что я близок к концу карьеры. Я перепробовал почти все: формулы, кузова, GT. Идеально было бы закончить карьеру в Chevrolet. Мне 47 – я не думаю, что у меня много времени в запасе.

То есть Формула-1 – не цель?

- **Меню:** Шутишь?

Конечно.

- **Меню:** Формула-1 в 47 лет? Посмотри на Шумахера. Ему 42. И что-то у него не очень хорошо получается.

- **Мюллер:** Мне, кстати, кажется, что это неплохой вариант. Если ты сейчас пойдешь в Формулу-1, у тебя есть отличная возможность заключить несколько спонсорских контрактов. Ты можешь рекламировать слуховые аппараты, например: "Он старый, глухой, но все еще гоняется!" Отличная реклама, я считаю.

- **Меню:** Да это вообще не проблема. В Формуле-1 я наверняка смогу найти работу. Полировать машину Алонсо, например.

- **Мюллер:** Ты можешь работать водителем грузовика.

- **Меню:** Тоже верно. Но если серьезно… Если я смогу остаться в Chevrolet до тех пор, пока не решу завершить карьеру, это будет здорово.

То есть еще десять лет с Chevrolet и потом на пенсию?

- **Меню:** Десять лет - было бы здорово! Сейчас я не хочу уходить. Что будет потом – я не знаю. Но если реально смотреть на вещи... Я не думаю, что у меня есть еще десять лет.

Иван, что по поводу твоего будущего?

- **Мюллер:** Я намного моложе. Он все еще в Chevrolet в 47 лет, значит, у меня есть, по крайней мере, шесть лет в запасе. Так что пока я вообще не знаю, чем буду заниматься дальше.

- **Меню:** Мы, наверное, станем журналистами. Будем задавать вопросы.

Иван, нет желания выступать в ралли?

- **Мюллер:** Да, я в прошлом году принял участие в Ралли Франции – мне понравилось. В этом году хочу попробовать снова.

Иван, ты знаешь, что у тебя русское имя?

- **Мюллер:** Да, но, честно говоря, никогда не интересовался почему. Не спрашивал у родителей. Может быть, это из-за деда. Я сам из Эльзаса. Это территория, за которую Германия и Франция все время сражались. И мой дед был призван в немецкую армию во время Второй мировой, воевал против России. Он не хотел, но был вынужден. После войны, русские, видимо, решили, что уж если он фашистский солдат, то должен сидеть в тюрьме. Его сослали в Сибирь, он провел там четыре года. Вполне возможно, это как-то связано с тем, что меня назвали Иваном. Но точно сказать не могу. Я обязательно спрошу. Приезжай еще раз – расскажу.