Фоменко vs. читатели

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко

В ходе Гран-при Европы, который прошел в минувшие выходные в Валенсии, Николай Фоменко ответил на вопросы читателей Ленты.Ру и Мотора. За полчаса разговора президент Marussia Motors и глава департамента инжиниринга команды Marussia Virgin объяснил, почему в Формуле-1 не могут прижиться инженеры из авиации, рассекретил название будущего музыкального хита и, судя по всему, нашел для команды нового гонщика.

Какое место в Кубке Конструкторов планирует занять Marussia Virgin по итогам этого сезона? (Евгений)

-Конечно, мы будем бороться за десятое место. Из последних сил – как бы сложно это не было.

С помощью чего Marussia Virgin сможет конкурировать со "вторым потоком" команд Формулы-1: Renault и Mercedes? (Евгений)

-Я об этом уже много раз говорил, но еще раз повторю – cпрашивать конкретно с меня, как с главы департамента инжиниринга можно будет только в следующем году. Потому что сейчас я только исправляю то, что мы получили. В следующем году ответственность будет в сто раз больше – потому что это уже будет целиком наш проект, наша работа. И вы ее увидите. Не хочу заниматься прогнозами. Но скажу – мы в гонках для того, чтобы выигрывать.

: 90px; top: 20px;=>«Спрашивать конкретно с меня,
как с главы департамента инжиниринга,
можно будет только в следующем году.
Потому что сейчас я только исправляю то,
что мы получили»

Означает отказ от услуг Ника Уирта то, что команда решила перейти на более традиционные для Формулы-1 средства разработки и доводки болида? Какие сложности возникают при этом, ведь ранее использовались только средства вычислительной гидродинамики, соответственно необходимы новые специалисты, перестановки, и расширение штата. (Дмитрий)

-Эта популистская теория. Она ошибочная. Еще раз хочу подчеркнуть – если бы публика глубоко разбиралась в вопросе, то наверное вы бы знали, – что FIA ограничивает [CFD](http://ru.wikipedia.org/wiki/Вычислительная_гидродинамика) на отметке 40 [терафлопс](http://ru.wikipedia.org/wiki/Терафлопс). Без сомнения, если бы это было 120 или 380 терафлопс, то конечно никакой необходимости в аэродинамической трубе и не было бы. Это очевидно. Никто не пренебрегает CFD – все с ней работают. Но в тех условиях, которые есть сейчас – при 40 терафлопс ограничения – все полученные результаты нужно проверять в аэродинамической трубе. Опять же, хочу подчеркнуть, что та работа, которая уже проделана нашими инженерами, она является для нас огромным багажом. И забывать об этом нельзя. Нет таких понятий как "традиционные методы" разработки или "нетрадиционные". Все работают одинаково. Просто у кого то не было возможности пользоваться трубой, а у кого-то она есть. Вот и все.

Как, по вашему мнению, отразится новый регламент 2013 года на расстановке сил между командами? Пойдет ли он явно кому-то на пользу? (Valeriy_VV)

-В истории Формулы-1 было так много изменений... На сегодняшний день окончательно вопрос о том, каким будет новый регламент, не решен. И мы только в июле получим ответы. Что это будут за моторы и как они будут выглядеть – пока говорить рано. Но я скажу, что в любом случае технический опыт FIA настолько велик, что интерес будет только повышаться.

Очень хотелось бы побывать на каком-нибудь Гран-при. Вы случайно не приглашаете верных болельщиков? (Valeriy_VV)

-У нас скоро будет запущена большая программа по работе с болельщиками. Мы начнем пропагандировать Формулу-1 на очень серьезном уровне. Пока просто не успеваем заниматься всем сразу – нам сначала нужно построить автомобиль, потом привести русского гонщика в нашу команду и так далее и тому подобное. Но одновременно с этим мы, конечно, будем заниматься – и уже занимаемся – болельщиками. Потому что мы для них по сути и работаем. Сейчас будем заниматься организацией конкурсов, программ. Все это будет – обязательно.

У нас появилась группа в ВКонтакте и к Гран-при Великобритании появится русский сайт. В сети ВКонтакте также есть несколько фанатских групп неофициальных – мы очень благодарны ребятам, которые сами этим занялись, будем и их всячески поддерживать, но и сами хотим присутствовать там официально. С конкурсами, с опросами, с эксклюзивными интервью. А в нашем Твиттере мы сообщаем самые горячие новости, прямо из гаража во время квалификации и гонок.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 1

Испытываете ли вы разочарование от сложившейся ситуации в этом сезоне? Нет желания плюнуть на все и забросить? (Максим)

-Ну это просто смешно. Даже не хочется отвечать на такой вопрос. Но еще раз объясню. Мы сейчас полностью меняем структуру команды, системный подход. Он был другой. Могу сказать, что обычно та команда, которая работает на выезде, и та команда, которая на базе – это две разные структуры. Те, кто создает машину, чаще всего непосредственно на гоночный процесс не влияют. И наоборот. Мы же сейчас очень серьезно углубились в технику. Из-за того, что машина у нас неважная, нам приходится делать все возможное и невозможное, чтобы она попадала в 107 процентов. Но мы довольны прогрессом. Скажем, даже на таком треке, как в Канаде – несмотря на дождь – мы выглядели неплохо. Если бы не поломки, которые у нас были, мы могли бы оказаться совсем близко к десятке.

Николай, привет вам из Беларуси! Мы восхищены вашими достижениями и в области автомобилестроения, и в Формуле-1. Желаем вам дальнейших успехов и прогресса во всех начинаниях. Вопрос такой: не хотите сделать гоночную моносерию на автомобилях Marussia? (Денис)

-Да, это будет сделано. Просто не все сразу. Нельзя разорваться и заниматься всем подряд. Но конечно создание Marussia Supercup – в наших планах.

Существуют ли вакансии в MVR? Можно ли устроиться на работу в вашу команду? И что для этого нужно? (Андрей)

-Вы знаете, в гоночном мире не так много профессионалов. И вакансии всегда есть. Но, к большому сожалению, я убежден что наши соотечественники пока не готовы к работе в Формуле-1. Скажу так, в Marussia Motors работает сейчас тридцать механиков – и постепенно многие из них будут переходить в нашу команду здесь. Но! Все эти люди – я хочу оcобо отметить – уже имеют от трех до десяти лет опыта работы в европейских гоночных чемпионатах: в младших формулах, в европейском и в мировом Туринге – это уже достаточно серьезная подготовка. Для того, чтобы работать у нас, нужно долго и тяжело учиться.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 2

После увольнения Ника Уирта в команде образовался некоторый вакуум, активно ходят слухи что разработкой новой машины к сезону 2012 года будет заниматься Пэт Симондс. Вы можете подтвердить эту информацию? (Михаил)

-Могу только сказать, что после ряда консультаций с нашим техническим партнером команда действительно решила взять на себя полную ответственность за свое дальнейшее развитие. Что касается Пэта Симондса – он является нашим консультантом и, как известно, до конца 2012 года будет оставаться таковым. Конечно, мы ведем большую работу над машиной и используем весь опыт, знания и ресурсы, к которым у нас есть доступ.

Cчитаете ли вы, что мотор Cosworth позволяет бороться за высокие места? Возможна ли смена поставщика двигателей на следующие сезоны?

(Павел Чернов)

-Я не могу ответить на этот вопрос сегодня, потому что это закрытая информация.

Николай, есть ли в обозримом будущем у команды перспектива перейти на самоокупаемость за счет привлечения спонсоров? Или цель прихода в Формулу-1 исключительно имиджевая? Чувствуется ли уже эффект от участия в чемпионате? Изменилось ли отношение клиентов? (Мороз)

-Конечно, мы думаем, что в конце концов это станет бизнесом и будет приносить нам доход. Мы надеемся, что российские компании обратят на нас внимание, как на платформу для возможного ведения бизнеса по всему миру. Потому что Формула-1 и есть та самая платформа, которая позволяет компании подниматься и развиваться. И, естественно, для нас очень важно, чтобы бренд Marussia с помощью Формулы-1 становился все более и более серьезным.

Пока мы идем только в гору. Сначала Франкфуртский автосалон-2009, потом начало сотрудничества с Cosworth, приход в Формулу-1. Мне кажется, все это показывает серьезность наших намерений. И, я надеюсь, что мы выглядим серьезно в глазах публики. В любом случае у нас уже нет дороги назад.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 3

Удалось ли привлечь к созданию полноценной российской команды Формулы-1 и российских спонсоров? Какова сейчас их доля в общей "копилке"? (Александр)

-Российских спонсоров – пока никого. Но мы – повторюсь – надеемся, что на нас обратят внимание. Что кому-то это будет интересно. Нам, конечно, очень хочется нести на бортах своих автомобилей не наклейки компаний из, предположим, Саудовской аравии, а логотипы российских фирм. Чтобы всем было понятно, что наш бизнес такой же открытый и такой же современный как и у всех остальных наших западных партнеров. Мы же ничем не отличаемся от европейцев или от американцев.

Не лучше ли компании будет использовать средства, инвестируемые в Ф-1, на разработку нового автомобиля? Например, ниша джип-суперкара свободна со времен Lamborghini Military… (Сергей)

-Мы скоро как раз их выпускаем – у нас на выходе два SUV. Один вы можете уже увидеть в интернете, мы его показывали в мае месяце – другой мы держим в секрете. Но все развивается. Мы немножко опаздываем, потому что, к сожалению, не так все просто. Но, тем не менее, два новых SUV уже в боевой готовности и скоро появятся.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 4

Планирует ли ваша компания в случае успеха на рынке участвовать в продвижении автогонок в России? Например спонсировать организацию картинговых соревнований или строительство треков в городах страны? (Александр)

-Мы поддерживаем российскую картинговую команду Red Racing – она выступает в чемпионате России. Мы ведем карьеру Вани Лукашевича. Но всем занимаемся по мере сил – мы и не железные, и не резиновые, не можем разорваться. Да и не так много денег у нас, к сожалению, чтобы заниматься всем сразу.

Николай, в прошлом году вы планировали, что в сезоне 2011 года Marussia поедет в гоночной серии Ле-Ман. Что-то не получилось? Нет ли таких планов на 2012 год? (Сергей)

-Мы взяли другой приоритет. Изначально мы рассчитывали все сделать немного по-иному. Думали, что создадим в 2011 году команду в GT, а к концу этого сезона будем рассматривать возможности приобретения и команды Формулы-1. Но по определенным обстоятельствам так получилось, что это произошло раньше – и пока мы сконцентрированы именно на работе в Формуле-1.

Ваш жизненный путь вдохновляет на подвиги! Счастливы ли вы? Нашли ли вы то, что лично для вас приносит доход и душевное равновесие одновременно? (Илья)

-Я считаю, я счастливый человек. Мне не на что жаловаться. Хотя, конечно, это такое, скажем так, трудное счастье.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 5

Пробовали вы искать поддержку для проекта Marussia Virgin Racing у руководства РФ, по аналогии спонсорования госкомпанями выступлений Виталия Петрова? (Андрей)

-Вы знаете, пока я постеснялся это делать. Невозможно чуть что – бежать к руководству страны и просить. Мы попробуем сами. Если на нас обратят внимание и захотят помочь – мы будем польщены и открыты для контактов. Но бежать и просить... Такая ситуация мне не очень близка.

Формула-1 – это не только машины, но и люди, причем, судя по взгляду со стороны, этот мир достаточно жесткий. Каким он вам видится изнутри? Как вы себя чувствуете в нем? И знают ли там о ваших других проектах: о "Секрете", например, и о последующих годах и несомненных успехах в шоу-бизнесе? (Андрей)

-Конечно, все все знают. Формула-1 – это такой мир, что еще до того как ты туда входишь, о тебе уже знают все. Поскольку я сам много лет гонялся, в нашей команде сегодня работает много людей, которые раньше работали со мной, когда я еще был пилотом. Это и механики, и инженеры. Плюс сейчас будет еще приток людей, с которыми я раньше работал – поэтому, конечно, здесь обо мне всем все известно. В этом и нет никакой тайны и это не вызывает у людей никаких удивлений. Они судят о человеке в первую очередь по делам. Кем бы ты ни был, тебе нужно заработать репутацию коллег, коллектива. И, я надеюсь, что пока у меня это получается.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 6

Правда ли что все пилоты имеют не большой вес относительно среднестатистических показателей? Смогу ли я со своими 85 килограммами быть пилотом? Допустим, я гениально вожу машину. Есть ли у меня шансы попасть к вам в команду? (Odin)

-Конечно, мы же ждем вас. Я уже полтора часа хожу вокруг нашего моторхоума и ищу вас. Где же вы, Odin?

В этом водовороте не скучаете по музыкальному творчеству? (Павел)

-Вы знаете, нет. Все уже написано, сыграно, спето. Хотя у нас есть сейчас один сумасшедший проект. Может быть мы – когда чуть-чуть хотя бы разгрузимся – внутри команды сделаем нормальный бэнд. Будем играть хороший английский рок-н-ролл и может быть даже запишем пару оригинальных песен. Что-нибудь типа «Детка, упади в мою медленную тачку».

Николай, скажите пожалуйста, где вы все-таки себя чувствуете в своей тарелке – в шоу-бизнесе или автоспорте? (Сержио)

-Я никогда и не чувстовал себя в своей тарелке в шоу-бизнесе, и поэтому, как наверное заметно, всегда от него дистанцировался. Все-таки современный шоу-бизнес он, в общем и целом, я бы сказал, слишком примитивен и дурно для меня воспитан. В автоспорте мне много привычнее и удобнее. Здесь превалирует мужское начало.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 7

В обозримом будущем я планирую создать свою команду Формулы-1. Скажите, сколько нужно денег, чтобы стартовать и обеспечить текущее финансирование команды среднего или топ-уровня? И хотя сейчас у меня нет ни евроцента предлагаю вам пари, что я вас сделаю. Держим? (Всеволод)

-Я не буду держать с вами пари, но я буду очень счастлив, если так и случится. Я замер в ожидании. Я надеюсь, что в Формуле-1 будет появляться как можно больше наших соотечественников во всех ипостясях: владельцев команд, гонщиков, инженеров. Это очень важно для нашей страны. Это дает нам самим понимание того, что мы с вами живем не в джунглях.

Рассматривали ли вы участие российских научных центров – таких как КБ “Сухой”, ЦАГИ или других – в работе над новыми машинами в Формуле-1 или над дорожными Marussia? (Павел Изотов)

-Нужно понять самое главное: к большому сожалениию, те попытки привлечения, скажем, аэродинамистов из авиации – а у нас в России только они и есть, и вы их сами и называете – за всю историю Формулы-1 оказывались неудачными. То, что у нас гениально получается в воздухе, никакого отношения, как это ни странно, не имеет к тому, что проихсодит на полу. То же самое и с дорожными машинами.

Какой вам видится, по сравнению с другими сферами, в которых вам удалось попробовать свои силы, работа инженерным директором Marussia Virgin? Она интересная, увлекательная, нудная или еще какая? Опишите, пожалуйста. (Андрей)

-Она какая угодно, но только не нудная. Скажу вам так – это очень рискованное дело. Ты ведь все время рискуешь. Ну вот предположим: ты изготовил деталь, ты за нее поручился и она пошла в дело. Но потом подвела. Подвела тебя, гонщика, команду. Результат. Потом она подвела спонсоров и так далее. Все это – большая ответсвенность. Все это – адреналин.

Интервью с инженерным директором Marussia Virgin Николаем Фоменко. Фото 8

Формула-1 постоянно находится на передовой научного прогресса, однако в угоду безопасности и зрелищности FIA запрещает многие перспективные разработки и в то же время вводит искуственные способы увеличения зрелищности, как например быстроразрушаемая резина Pirelli или DRS. Не считаете ли вы, что таким образом FIA уменьшает роль технологий в Формуле-1? Ведь такими темпами мы дойдем до превращения чемпионата в моносерию? (Артем)

-Для того, чтобы проанализировать вышесказанное, нужно просто посмотреть на времена. Просто взять десятилетие и посмотреть на те секунды, за которые пилоты проезжали и проезжают одни и те же трассы. Сейчас в Формуле-1 обрезали все, что могли обрезать, а все равно с каждым годом они едут на секунду быстрее. Это говорит о том, что технологический прогресс, который свойственен Формуле-1, он не просто не затормаживается, а наоборот – подстегивается этими изменениями. Чем уже рамки, тем изощреннее работа инженеров и конструкторов. \m