Венгерский АвтоВАЗ

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki

Что вы знаете о венгерском автопроме? Автобусы «Икарус»? На самом деле, машиностроение является одной из ключевых статей доходов в экономике этой небогатой европейской страны, причем большая часть продукции местных предприятий поставляется на экспорт.

Сегодня в Венгрии фактически не осталось собственных марок – тот же Ikarus сейчас на ладан дышит. Зато здесь размещены производственные мощности Audi – в городе Дьер, Mercedes-Benz (в Кечкемете), General Motors (в Сентготтхарде), Ford (в Секешфехерваре). Есть и заводы, выпускающие комплектующие для автомобилей: Denso, Alcoa, Magna Steyr и Raba.

Но одним из крупнейших автомобильных предприятий Венгрии считается завод Magyar Suzuki, что в городе Эстергом, расположенном практически на самой границе с соседней Словакией. Он же является и старейшим автомобильным предприятием, построенным в постсоветский период истории страны – Suzuki обосновалась на венгерских землях еще в 1991 году. По количеству выпускаемых и продаваемых автомобилей этот завод для Венгрии, что АвтоВАЗ для России. На венгерских дорогах Suzuki всех мастей встречаются столь же часто, как и «Лады» в нашей стране. Именно Suzuki и пригласила нас на «Угорщину», дабы познакомить с деятельностью своего европейского филиала и его продукцией.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki

Производственная площадка Magyar Suzuki, расположенная в городе Эстергом, занимает 572 тысячи квадратных метров. Владельцами завода являются компании Suzuki Motor Corporation (97,52 процента акций), Itochu Corporation (2,46 процента акций), IFC, а также венгерские акционеры в лице Autokonszern Corporation, которым принадлежит ничтожная доля в 0,02 процента акций. Производственные мощности предприятия составляют 200 тысяч автомобилей в год, однако, при желании, мощность завода в короткие сроки можно увеличить до 300 тысяч машин.

Казалось бы, какое дело россиянам до этого завода? Ответ прост: с сентября нынешнего года Suzuki полностью перенесет производство автомобилей SX4 для европейского рынка, и для России в частности, на свое венгерское предприятие. Кроме того, компания решила выпустить на наш рынок новую комплектацию – с навигацией – и еще раз напомнить о различиях между европейской и японской версиями машины. Наконец, нам предложили посетить посетить завод Magyar Suzuki, посмотреть на производственный процесс и убедиться, что машины, собранные в Венгрии, по качеству ничем не уступают японским собратьям.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 1

Европейская версия Suzuki SX4 отличается от японской другим дизайном переднего бампера, задними фонарями (они окрашены в оранжевый цвет) и расположением радиоантенны в передней части крыши (у японской версии она располагается рядом с багажной дверью). Салон венгерской версии можно узнать по комбинированной двухцветной отделке, косметическим зеркалам в солнцезащитных козырьках и подстаканникам квадратной формы на центральном тоннеле. Цены на все модификации после переезда производства в Европу останутся прежними.

Строительство венгерского завода началось в 1991 году – объемы инвестиций в этот проект составили 1,5 миллиарда евро, а уже год спустя с конвейера сошел первый автомобиль, которым стал Suzuki Swift. Появление нового предприятия неожиданно быстро отразилось на состоянии внутреннего рынка страны – согласно статистике, в 1993 году марка Suzuki заняла первое место в Венгрии по продажам новых автомобилей, с результатом в 10 тысяч машин. В последующие годы темпы производства росли как грибы после дождя, причем большая часть продукции отправлялась на экспорт в другие страны. Уже в 1996 году предприятие произвело 100 тысяч автомобилей и прошло сертификацию соответствия стандарту качества ISO 9002, а марка Suzuki достигла 20-процентной доли рынка новых автомобилей в Венгрии. Спустя еще год завод получил сертификат ISO 14001 – на предприятии была внедрена система экологического менеджмента.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 2

У полноприводных версий SX4 за счет новых пружин и амортизаторов дорожный просвет увеличен на 15 миллиметров (с 175 до 190 миллиметров) и уменьшена передняя колея -- на 5 миллиметров (с 1500 до 1495 миллиметров), а настройки подвески стала более жесткой и упругой.

В 1999 году была пройдена очередная отметка – 250 тысяч автомобилей, причем венгерское предприятие оказалось не только способным выпускать гражданскую технику, но и специализированные автомобили, такие, например, как ралли-кар Suzuki Ignis Super 1600 серии JWRC!

В 2006 году предприятие выпустило миллионный автомобиль. На протяжении 11 лет после открытия завода, компания Suzuki стабильно удерживала лидерство по продажам на рынке Венгрии. В 2008 году, после занявшего несколько лет процесса расширения и обновления технологического парка завода, компания достигла производственной мощности в 300 тысяч машин в год, а в сентябре того же года был произведен 1,5-миллионный Suzuki.

Это был, пожалуй, самый удачный год для венгерской компании – в последующем, кризисном 2009-м, произошел спад производства почти в два раза: было выпущено чуть больше 180 тысяч автомобилей. Число сотрудников предприятия сократилось с шести тысяч до четырех. В 2010-м было выпущено всего 170 тысяч автомобилей, а число работников сократилось еще на сто человек. Резко упала и доля внутренних продаж – если в 2005 году внутри Венгрии продавалось около 40 тысяч автомобилей Suzuki, то после 2008 года на внутренний рынок за два года поступило всего 14,5 тысячи машин!

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 3

Иероглифами исписаны не только станки в цехах, но и агитплакаты на стендах. Например, в административном корпусе висит плакат с тремя следующими слоганами:

В текущем финансовом году:

  1. Решения должны приниматься за одну секунду

  2. Сделать производственную площадку рентабельной

  3. Сократить издержки производства относительно колеблющегося курса иены.

Сейчас рынок стабилизируется – в производственных планах компании на 2011 год значится цифра в 170 тысяч автомобилей, то есть, в сутки будет выпускаться 850 машин. Еще в этом году у предприятия два юбилея – заводу исполняется двадцать лет, а летом компания будет праздновать выпуск двухмиллионного автомобиля.

На данный момент завод выпускает три модели Suzuki Swift, Splash и SX4. Для некоторых рынков последние две модели завод собирает под брендами Opel (Agila) и Fiat (модель Sedici) соответственно. Фирменная сеть Magyar Suzuki насчитывает 85 дилеров и 109 сервисных станций в Венгрии, а география экспорта включает в себя практически всю Европу, а также Израиль, Россию и Турцию.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 4

В производстве применяются те же японские стандарты, которые Suzuki предъявляет к выпускаемой продукции в любой другой точке мира. Станки и другое оборудование привезены в Эстергом из Японии, там же стажировку проходили все венгерские инженеры, а наладкой и организацией всех производственных процессов непосредственно на месте занимались японские коллеги.

Экскурсия по цехам Magyar Suzuki была быстрой, по-японски скромной и краткой. Венгерский завод ничем не отличается от других автомобильных предприятий, на которых довелось побывать до этого. Работа кипит, в относительно чистых цехах стоит шум, а по коридорам снуют электрокары и погрузчики с деталями. Удивили «армейские» порядки по отношению к работникам прессы: шаг влево, шаг вправо, считай, «расстрел», и фотосъемка только в специально отведенных точках. Откроешь объектив фотокамеры в «неположенном месте», и экскурсия для тебя закончилась. Кроме того, иногда в цехах попадались неряшливо одетые рабочие.

Как и на любом другом автомобильном предприятии, на венгерском заводе Suzuki существует несколько основных цехов, где происходит «рождение автомобиля»: участок штамповки, сварки, окраски, сборки, небольшой изготовления и окраски пластмассовых деталей, а также участок выходного контроля качества и регулировочных операций. Здание выстроено таким образом, что цеха идут последовательно один за другим – от штамповки до финальной сборки. Кроме того, у предприятия есть свой центр логистики, стоянка готовой продукции, склад запасных частей и собственная железнодорожная ветка.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 5

Около 20 процентов комплектующих на венгерский завод поставляется из Японии. В частности, это двигатели, которые доставляют по морю. Остальные 80 процентов компонентов производятся на европейских предприятиях. Если речь идет о дизельных модификациях, то моторы, потребляющие солярку, привозят из Европы -- на SX4, например, устанавливается «фиатовский» мотор, поставляемый из Италии. Особый акцент представители завода ставят на том, что доля венгерских комплектующих в числе европейских деталей составляет почти 40 процентов.

В штамповочном цехе установлено пять крупных трансферных и тандемных прессов, самый мощный из которых развивает давление в 5600 тонн. Здесь из стальных листов штампуется 192 элемента автомобиля, а оставшаяся небольшая часть деталей привозится на завод с предприятий-смежников из той же Венгрии и соседних Словакии, Чехии и Польши.

Все этапы сварочного процесса управляются автоматикой – компьютер программирует параметры точечной сварки. Три двери у автомобиля или пять – конфигурация кузова не имеет значения. Универсальные роботы с несколькими сварочными головками готовы в любой момент перестроиться, например, с пятидверного SX4 на трехдверный Swift. В цехе сварки используется 700 роботов, из которых только 495 занято непосредственно на сварочных работах, а остальные 205 предназначены для удержания и перемещения деталей. Всего же им приходится сваривать до 3400 точек на кузове.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 6

Если доля автоматизации в цехах сварки и окраски достигает 100 процентов, то в сборочном цеху 90 процентов всех работ -- это ручной труд. На выполнение каждой операции отведено 63 секунды. Рабочие разделены на группы по 10-11 человек, у каждой из которых есть свой руководитель и его заместитель.

Что касается неполадок, то представители Magyar Suzuki признают, что в сутки конвейер простаивает по 8-10 минут, в ходе которых решаются возникшие проблемы. Сигнальная система вроде того же «андона», как на заводах Toyota, в Эстергоме реализована по принципу двух шнуров – красного и желтого цвета. Если рабочий не справился с задачей или обнаружил дефект, то он дергает желтый шнур. Автоматика тут же определит проблемный участок, после чего туда отправится руководитель группы – решать проблемы, но конвейер при этом не останавливается. Если же руководитель понимает, что произошла серьезная неполадка, требующая остановки конвейера, то тогда он уже собственноручно дергает за красный шнур.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 7

Современная Венгрия еще не успела избавиться от советского наследия, здесь до сих пор по улицам бегают «Жигули» и «Лады», в городах еще остались памятники социалистической эпохи, старшее поколение знает русский язык, а окраины Будапешта мало чем отличаются от таковой в любом другом крупном российском городе -- унылые панельные многоэтажки, промзоны и дороги с ухабами.

На заводе работают примерно 3,5 тысячи человек. Средняя заработная плата рабочего на конвейере составляет 150 тысяч форинтов – это около 23 тысяч рублей, что сравнимо с зарплатой на крупных российских автозаводах. Как говорят в дирекции автозавода, на других предприятиях в окрестностях Эстергома население зарабатывает меньше.

Сейчас завод функционирует в две смены: утреннюю и вечернюю. Вечерняя смена более трудоемкая и напряженная, поэтому у рабочих второй смены оклад повыше. Кстати, средний возраст сотрудников предприятия составляет 36 лет. Что касается условий, то работники завода обеспечены бесплатным проездом на заводских автобусах, обедами и медобслуживанием, а для детей сотрудников в городе существует свой детский сад. Рабочим предоставляется 25 свободных дней в году, обычно сезон отпусков приходится на июль-август и накануне Рождества.

Неудивительно, что при таких условиях на венгерском предприятии нет профсоюза – его, в некотором смысле, заменяет так называемый заводской совет, куда входят представители от «рабочего класса», и где решаются все насущные проблемы и задачи. Основной костяк сотрудников трудится на заводе уже по 10-15 лет. Несмотря на это, представители компании признают, что небольшая текучка кадров на предприятии все же существует – каждый год увольняется и набирается в среднем около 300 человек.

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 8

Компания Suzuki выпустила специальную версию SX4 1.6 GLX NAV. Внешне эта версия отличается 16-дюймовыми легкосплавными дисками, наружными зеркалами заднего вида с указателями поворота. Индекс NAV в названии версии указывает на наличие навигационной системы Bosch (с картами Москвы и Санкт-Петербурга) и мультимедийного центра c сенсорным экраном и CD-ресивером с поддержкой форматов MP3, WMA, а также интерфейсом для подключения iPod, iPhone, носителей USB, SD-карт и устройств по протоколу Bluetooth. Система оснащена голосовой поддержкой и обучена русскому языку. Автомобиль в данной комплектации уже доступен в дилерских салонах Москвы и Санкт-Петербурга по цене 745 тысяч рублей.

«Сузуководы» и другие знатоки марки зададут резонный вопрос: и все-таки, что же такого изменилось в машине с переносом в Европу выпуска всех версий, включая передне- и полноприводные модификации 1,6 GLX c четырехступенчатым «автоматом»? По большому счету, ничего, кроме добавления версии с навигацией.

Как говорит глава Suzuki в России, господин Сигеру Седзи, качество венгерских машин ничем не уступает японским аналогам, поэтому в компании решили сбалансировать объем экспорта продукции из Японии и Венгрии. Отсюда напрашивается следующий вывод: если исходить из статистики – в последние годы производство Suzuki в Венгрии шло на убыль, то, возможно, перенос производства SX4 на завод Magyar Suzuki – лишь способ догрузить простаивающие мощности венгерского предприятия? Помните один из слоганов компании на этот год? «Сделать производственную площадку рентабельной».

Знакомимся с венгерским заводом Suzuki. Фото 9

В этом году с января по май на российском рынке было продано 6343 автомобиля SX4. Всего же с момента своего появления в России SX4 разошелся тиражом в 33 тысячи 631 машину. До конца этого года Suzuki планирует реализовать 42 тысячи автомобилей, из которых на долю SX4 придется примерно 13 тысяч 800 экземпляров.

Появление навигации тоже объяснимо. В этом году у Сузуки появился мощный конкурент в лице Nissan Juke, который способен серьезно пошатнуть позиции SX4 – по цене Juke идет, что называется, «ноздря в ноздрю» с Suzuki, а по оснащению и количеству комплектаций даже превосходит своего «островного соседа». А ведь для Suzuki модель SX4 является ключевой на российском рынке, наряду с кроссовером Grand Vitara.

Правда, возникает еще один вопрос: почему бы не привезти в Россию, например, дизельную версию SX4, которая имеется в Европе? Но здесь все упирается в дорогостоящую и трудоемкую процедуру сертификации транспортного средства, не говоря уже о том, насколько будет конкурентоспособной конечная цена такого автомобиля. Вот и приходится японцам любой ценой удержать аудиторию, пока на помощь не подоспело следующее поколение SX4. \m