AudiQ3

Контрамоция

Кукуем вместе с новым
кроссовером от Audi

Любителям произведений братьев Стругацких наверняка знаком термин, вынесенный в заголовок этой статьи. В повести «Понедельник начинается в субботу» у директора НИИЧАВО Януса Полуэктовича Невструева был попугайчик Фотон, который, как и его хозяин, жил задом наперед, двигаясь во времени в обратную сторону. При чем здесь новый кроссовер Audi Q3? Постараюсь объяснить…

Несколько лет назад, рассказывая о новом тогда Audi Q5, я написал: «Кукушка Audi кукует неправильно. Она считает задом наперед. Сначала она прокукукала «ку-семь». Теперь вот «ку‑пять». Если следовать народной примете, то получается, что жить компании остается все меньше. Но глядя на кроссовер Q5 понимаешь, что глупая птица ошиблась – Audi в современном автомобильном мире многих переживет. Даже, если с клюва скоро сорвется компактное «ку-три».

Как в воду глядел – кукушка Audi наконец-то произнесла это самое «ку-три». А могла бы – прокричала бы во все горло. И снова никаких признаков того, что жизнь немецкой компании угасает. Наоборот, Audi сегодня живее всех живых, а по количеству премьер за последний год так и вообще вышла в лидеры мирового автомобилестроения. По-моему, самое настоящее проявление контрамоции в нарочито правильном, последовательном течении нашей жизни.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3

Несмотря на общую с Volkswagen Tiguan платформу, внешне Audi Q3 на «родственника» совсем не похож. Силуэт у Q3 более динамичный, крыша, особенно в задней части, более покатая, а дизайн -- более утонченный.

Итак, премьера нового, самого маленького кроссовера от Audi – Q3 – состоялась. Но еще до этого официального мероприятия можно было однозначно сказать, что автомобиль ждет успех. И это не мое субъективное мнение – это мнение рынка. Российские дилеры, например, еще месяца за два до европейской премьеры и почти за полгода до начала продаж новинки в РФ начали принимать предварительные заказы на Q3. Я, конечно, не совсем понимаю, как можно возжелать автомобиль, на котором не то что не ездил – который даже живьем не видел... Но, как показывает практика, для России это обычное дело. При том, что квоты, к слову, неизвестны даже сейчас, а модификаций, которые будут доступны на нашем рынке в первое время, пока всего две – обе бензиновые с мотором 2.0 TFSI разной форсировки: 170 или 211 сил.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 1

Армия "Ку-третьих" готова к завоеванию рынка
компактных кроссоверов

Менее мощная версия оснащается только 6-ступенчатой «механикой», а 7‑ступенчатым «роботом» S tronic с двумя сцеплениями в базе комплектуется 211-сильная машина. Если вам тоже нравится Q3, но по какой-то причине вы еще не сходили в дилерский центр, то дело ваше «табак»: заказав автомобиль сейчас, ждать его придется месяца четыре, а то и больше. Но, похоже, оно того стоит – машина получилась очень конкурентоспособной как по цене, так и по оснащению. К тому же, немцы чуть позже обещают привезти к нам двухлитровый дизель, а потом, глядишь, появится модификация, которая по максимальной мощности (около 310 лошадиных сил) на голову выше самых энерговооруженных конкурентов вроде BMW X1 и Range Rover Evoque. На такой, пока предсерийной версии Audi Q3 с 2,5‑литровой рядной турбо-пятеркой мне удалось поездить совсем недавно, но об этом чуть позже.

Многие в последнее время упрекают компанию Audi в чрезмерной похожести выпускаемых моделей. Многим не нравится общность платформ с Volkswagen. Я бы, возможно, тоже покритиковал, если бы не стал воспринимать эту похожесть как должное. Как необходимую для удешевления конструкции и для выживания меру. Но даже несмотря на это называть Q3 уменьшенной копией Q5 я бы не стал.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 2

«Маленький Ку» выглядит более динамично, крыша в задней части «падает» под большим углом, у решетки радиатора по последней моде «срезаны» углы, а глаза-фары словно подводил светодиодами дневного света совсем другой визажист. Хотя мы-то знаем, что тот же самый. А вот сзади – да, очень похоже на Q5. Фонари, поднимающиеся вместе с крышкой багажника, казались бы совсем клонированными, если бы не шикарные светодиодные полоски внутри (опция, доступная вместе с «ксеноном»).

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 3

Передние фары Audi Q3 напоминают модель А6, задние фонари – Q5. Но в то же время, из-за причудливых светодиодных полосок (задние светодиоды + ксенон – это опция) светотехника в темное время суток выглядит весьма самобытно. Тем не менее, фирменный стиль Audi угадывается без усилий.

Что касается общей с Volkswagen Tiguan начинки... Действительно, Q3 сделан на том же миксе «всефольксвагеновских» платформ PQ, что и Tiguan. Но подвески, а значит и характер управляемости у Audi настроены по-своему. К тому же, для Q3 предусмотрена спортивная версия S line с заниженной на 20 миллиметров и более жесткой подвеской и 7‑ступенчатая автоматическая трансмиссия S tronic, аналог DSG. Ничего подобного Volkswagen Tiguan своим покупателям не предлагает. Что, в принципе, вполне логично: все самое лучшее – в «премиум».

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 4

Помимо традиционной «приспортивленной» версии S line с выразительным передним спойлером, полностью покрашенными в цвет кузова бамперами, «юбкой» на порогах и немного иной отделкой интерьера со спортивными креслами, Audi также предлагает для Q3 псевдовнедорожный обвес X‑line: выштамповки на порогах и имитация защиты днища под передним и задним бамперами (на фото справа).

Вспомнить о премиальности заставляет и интерьер. Для меня он не стал новинкой – впервые я познакомился с Q3 еще до премьеры: он был выставлен в павильоне трассы Нюрбургринг во время проведения 24‑часовой гонки в конце июня. Я ожидал увидеть внутри какую-то смесь из Audi A1 и, может быть, Q5, но на деле это оказался абсолютно уникальный интерьер с развернутой к водителю центральной консолью. Лавры BMW не дают покоя?

Намек на спортивность? Проверим чуть позже. А пока у меня перед глазами интерьеры тестовых машин, в основном, в «топовых» комплектациях, а в памяти – отнюдь не фешенебельный салон выставочной машины с Нюрбургринга. Они оба безупречны, но каждый за свои деньги. «Навороченные» версии Audi Q3 впитали в себя новейшие технологии от новых A7 и A6, вроде накладывающихся на навигацию карт Google, точек доступа в интернет, умных фар, адаптивного «круиза» и системы поддержания рядности движения. Качество исполнения, конечно, тоже выше всяких похвал, особенно учитывая относительную бюджетность машины. Настоящий «премиум», только в маленьком размере.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 5

Audi Q3 может быть оснащен большим количеством электронных систем: функцией контроля за полосой движения, распознавания дорожных знаков, «автоматического» света, мониторинга «слепых» зон и электронным «парковщиком» (с камерой заднего вида или без).

Знакомство с ездовыми повадками нового Audi Q3 начинаю с «минимума»: со 170-сильной бензиновой версии на «ручке». Справедливости ради скажу, что в Европе есть еще менее мощная модификация – дизельная 2.0 TDI (140 сил) с передним приводом. Но к нам такие машины решили не поставлять.

Заслуженный двигатель 2.0 TFSI знаком давно во многих версиях. И эта, самая маломощная, отнюдь неплоха. Во всяком случае, для Q3 такого мотора вполне достаточно. Тем более в сочетании с механической трансмиссией, ходы рычага которой довольно короткие, а педаль сцепления наконец-то лишилась пресловутой «всефольксвагеновской» длинноходности. Но, как и на «Тигуане», заметного ускорения можно добиться только на передачах с первой по четвертую. Даже у 4-й ступени передаточное число меньше единицы! Пятая и шестая – исключительно для спокойного движения по автостраде. Об экономичности и экологичности, немцы, конечно же, не забывают никогда. Впрочем, я бы в своем выборе остановился именно на таком автомобиле, но рабочий долг и коллеги вынудили меня сменить машину.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 6

Довольно жесткая подвеска Q3 вместе с чувствительным, но не перетяжеленным рулем, позволяет управлять машиной очень точно. Но на входе в поворот все равно есть небольшая недостаточная поворачиваемость, а шины Pirelli Scorpion Verde показались недостаточно цепкими.

Следующий автомобиль был с чуть более мощным (211 сил) 2.0 TFSI и, что гораздо более важно для большинства россиян, «роботом» S Tronic. Удивительно, но лишние 40 сил почти не ощутимы. И это явно не вина S Tronic, потому что «коробка» по своей скорострельности уж точно не уступает ручному переключению. Разница заметна, скорее, в звуке мотора, чем в динамике.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 7

Небольшой, но очень серьезный
с виду автомобиль

Голос этого двигателя более солидный, более объемный, с более «серьезным» выхлопом. Послушав его песнопения на разгоне и при сбросе газа, и в очередной раз удивившись сообразительности «робота», подтыкающего нужную ступень перед поворотом, я сосредоточил свое внимание на управляемости.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 8

Автоматический стояночный тормоз - великолепное изобретение концерна Volkswagen, которое до сих пор мало кто взял на вооружение. При остановке можно не выходить из «драйва» в коробке передач и не держать нажатой педаль тормоза: машина автоматически задействует «ручник». Очень удобная в городе вещь.

Самая навороченная музыкальная система, которую может опционально заказать владелец Q3, это Bose с 14 колонками, поддерживающая Surround Sound 5.1, мощностью 465 Ватт. Но... слишком дорого для такого звука.

От «старших» моделей Audi Q3 получил обновленную систему Audi Drive Select с дополнительным режимом Efficiency (помимо Comfort, Auto и Dynamic). Поигравшись вдоволь с разными настройками на швейцарских дорожках, я пришел к выводу, что разница между ними невелика. Например, тот же Audi A6, от которого получил эту систему Q3, реагирует на изменение настроек гораздо более явно. А здесь можно лишь отметить непривычно легкий для Audi руль в «комфорте» и в режиме «авто». Метаморфозы хитрых магнитореологических амортизаторов не так заметны, а реакции педали газа гораздо больше обостряет переключение «коробки» в спортивный или ручной режим.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 9

Геометрическая проходимость Audi Q3 неплоха благодаря небольшим свесам и клиренсу в 170 миллиметров. Правда, диагональное вывешивание наступает очень рано – ходы подвесок невелики. Но полный привод в кооперации с системой ESP помогает кроссоверу выйти из подобных ситуаций с честью: Q3 движется вперед с вывешенным колесом без особых проблем и не так активно задействует тормоза, как тот же Tiguan, например.

Подвеска – европейский вариант. И это неспроста. Немцы рассчитывают продавать 20 процентов «ку-третьих» у себя дома. Потом идут Франция, Великобритания… Так что подвеска довольно жесткая. Но для тех, кто уже ездил на Audi, уверен, это не станет сюрпризом. Поступь у Q3 еще более упругая, чем у Q5. А крены так невелики, что в самую последнюю очередь думаешь о том, что это кроссовер.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 10

Коэффициент аэродинамического сопротивления Cd у Audi Q3 равен всего 0,32. Очень неплохо для такого короткого и высокого автомобиля.

На входах в медленные повороты мешает небольшая недостаточная поворачиваемость, и еще руль бы я сделал покороче – шасси позволяет – но в целом, весьма «драйвовый» вариант. Поэтому я с интересом и любопытством отправился за ключами от ярко-синего 310-сильного прототипа.

: 80px; bottom: 30px; color: #FFFFFF;=>Кто тут
на новенького?

С обвесом S line, с заниженной на 20 миллиметров подвеской, на нерегулируемых амортизаторах, со спортивными сиденьями, усиленным «эс-троником» и гигантскими составными тормозными дисками. Очень похоже на тормоза от RS3! Но самое главное, естественно, под капотом: пятицилиндровый турбомотор (опять же, от RS 3 или TT RS) о 310 силах.

Что вам сказать? Это очень, очень веселый автомобиль! Неприлично «отплевывающийся» на переключениях, и очень быстрый. Хватка – почти мертвая. Подвеска – под стать мотору. И не надо никакой мехатроники. Очень плотное, отзывчивое шасси. И рулевое управление вместе с ним вышло на другой, более информативный уровень.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 12

Нельзя сказать, чтобы багажник Q3 пал жертвой стиля и покатой крыши, но он все же меньше, чем у VW Tiguan: 460 против 540 литров. Да и со сложенными сиденьями второго ряда (ровного пола, к сожалению, не образуется) Q3 проигрывает – 1365 литров против 1560. Возможности трансформации традиционны: спинка складывается в пропорции 40/60, есть люк для длинномеров и шторка.

Очень интересная машина. Правда, заинтересовавшимся придется подождать: начало производства намечено на следующий год. К тому же, неизвестно, в каком виде Q3 2.5 дойдет до конвейера. В любом случае, автомобиль заслуживает внимания хотя бы потому, что у грядущего Evoque в принципе не планируется моторов такой мощности, а в BMW пора призадуматься о выпуске Х1 с индексом 35i, а может быть даже 35is, чтобы побить Audi своими 340 лошадиными силами. Но это все фантазии. А на данный момент Audi Q3 - самый мощный кроссовер в классе, даже несмотря на то, что это лишь предсерийный вариант.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 13

Чтобы немного остыть после мощных разгонов и лихих торможений, решил поездить на турбодизеле, посчитав его спокойным автомобилем. По сравнению с два и пять турбо – так оно, конечно, и есть. Но к абсолютным динамическим показателям 2.0 TDI нет никаких претензий. Кроме, пожалуй, некоторой узости рабочего диапазона, из-за чего S tronic переключатся непривычно часто.

Первый тест компактного кроссовера Audi Q3. Фото 14
  1. Все Audi Q3 оснащаются электроусилителем рулевого управления с передаточным числом 16,4:1. Такая конструкция позволяет экономить до 0,3 литра топлива на 100 километров пробега.

  2. Также Q3 может оснащаться электронно-регулируемыми амортизаторами, в качестве опции. Я, честно говоря, нахожу переплату за адаптивную подвеску несколько сомнительной: если хочется спорта, то лучше заказать заниженный на 20 миллиметров Q3 S line с более жесткими пружинами, амортизаторами и «резинками».

  3. В качестве автоматической трансмиссии для полноприводных моделей 2.0 TFSI и 2.0 TDI предлагается собственная 7-ступенчатая коробка S tronic с двумя сцеплениями, разработанная Audi. А вот соплатформенный Tiguan даже после рестайлинга довольствуется обычным гидротрансформаторным «автоматом» Tiptronic.

  4. Audi Q3 -- это "смесь" нескольких вариантов платформы PQ концерна Volkswagen. Передняя подвеска с использованием алюминиевых деталей – MacPherson с полым стабилизатором поперечной устойчивости на жестко прикрепленном к кузову алюминиевом подрамнике. Ширина колеи – 1571 миллиметр. Задняя многорычажка – стальная, на подрамнике, со стабилизатором. Колея – 1575 миллиметров. Распределение веса – 58/42 в пользу передней оси. В основе полного привода – муфта Haldex последнего поколения.

По подвеске и управляемости я почти никакой разницы с бензиновыми версиями не обнаружил. Только раз в повороте, на приличной скорости, переднее колесо неприятно соскочило в пологую ямку, заставив меня понервничать. Возможно, это повлияли лишние килограммы снаряженной массы 2.0 TDI. Но в целом бензиновая и дизельная машины очень похожи, и выбор будет зависеть исключительно от топливных пристрастий владельца. Я бы, наверное, выбрал бензин. Хотя бы потому, что дизельные заправочные пистолеты всегда грязные. Или по объективной причине: 2.0 TDI появится в России только в следующем году.

А тем отважным людям, которые заказали Q3 еще до его официальной премьеры, я готов сказать, что они не прогадали. Уверен, большинство ждет 211-сильную версию с «автоматом», но и тем, кто все же предпочел менее мощный вариант на «ручке», грустно не будет.

Компания Audi с выходом Q3 уверенно заняла свое место в этом развивающемся сегменте и ждет прихода экстравагантного Range Rover Evoque. Но если продолжать контрамоции от Audi, то почему бы ей не сделать еще один «шаг в неизведанное» и не построить Q1? Ведь такого пока еще нет ни у кого… \m

Технические характеристики Audi Q3

2.0 TFSI 2.0 TFSI 2.0 TDI
Тип двигателя Бензиновый R4 с турбонаддувом Бензиновый R4 с турбонаддувом Турбодизель R4
Рабочий объем 1984 см³ 1984 см³ 1968 см³
Макс. мощность, л.с./об/мин 170/4300-6200 211/5000-6000 177/4200
Макс. момент, Нм/об/мин 280/1700-4200 300/1800-4900 380/1750-2500
Тип привода полный полный полный
Трансмиссия 6‑ступенчатая механическая или 7‑ступенчатая автоматическая S Tronic 7‑ступенчатая автоматическая S Tronic 7‑ступенчатая автоматическая S Tronic
Передняя подвеска независимая MacPherson со стабилизатором независимая MacPherson со стабилизатором независимая MacPherson со стабилизатором
Задняя подвеска независимая многорычажная со стабилизатором независимая многорычажная со стабилизатором независимая многорычажная со стабилизатором
Тормоза дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади дисковые вентилируемые спереди и дисковые сзади
Габариты (ДхШхВ), мм 4835х1831х1590 4835х1831х1590 4835х1831х1590
Колесная база, мм 2603 2603 2603
Снаряженная масса, кг от 1510 от 1565 от 1585
Макс. скорость, км/час 212 230 212
Разгон 0‑100 км/ч, с 8,2 6,9 8,2
Расход топлива (комб.), л/100 км 7,3 7,7 5,9
Объем топливного бака, л 64 64 64
Размер шин от 215/65 R16 до 255/40 R19 от 215/65 R16 до 255/40 R19 от 215/65 R16 до 255/40 R19
Цена от 1 279 000 рублей от 1 525 000 рублей н/д