ЧТД

Третьего места на Гран-при Японии хватило Феттелю для победы в чемпионате

Себастьян Феттель на Гран-при Японии финишировал лишь третьим, но этого оказалось достаточно для завоевания второго в его карьере титула. На Сузуке немец набрал ровно в 15 раз больше очков, чем нужно было для того, чтобы еще раз утвердиться в звании чемпиона Формулы-1. Кубок за первое место из Японии увез Дженсон Баттон.

Британец обозначил свое преимущество еще в тренировках. Сначала Баттон возглавил протоколы по итогам обеих пятничных сессий, а затем оказался на первой строчке и в субботу с утра. В отличие от него Феттель первый день гоночного уик-энда отработал совсем не идеально, разбив машину за несколько минут до конца первой сессии. Удар получился несильным, но, по словам самого чемпиона, позволил ему проснуться.

В субботу, вновь оставив первую строчку Баттону по итогам тренировки, уже бодрый Себастьян дал бой британцу в квалификации. По ходу всего уик-энда было очевидно, что в этом году преимущество в скорости на Сузуке на стороне McLaren и подопечные Мартина Уитмарша были очень близки к тому, чтобы наконец прервать серию поул-позиций Red Bull Racing, длящуюся с ноября прошлого года.

Еще ни разу по ходу нынешнего сезона пилоты австрийского коллектива не были так близки к проигрышу. В решающем сегменте квалификации Себастьян Феттель первым из претендентов на поул завершил свой быстрый круг. Дженсон Баттон большую часть круга шел по трассе быстрее немца, но в итоге уступил ему ничтожные 0,009 секунды. Как показал последующий анализ британских телевизионщиков, еще перед последней шиканой пилот McLaren шел с опережением графика Себастьяна, но немец чуть лучше вышел из заключительного поворота.

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии

Вполне возможно, сместить Себа с первой строчки мог бы Льюис Хэмилтон. Британец возглавлял протокол после первой попытки, но на последних секундах сессии с ним приключилась не слишком приятная история. Показания участников инцидента разнятся: по словам британца, перед началом своего быстрого круга он решил чуть отпустить Баттона, чтобы тот не помешал ему показать хороший результат, но в итоге был атакован с двух сторон Марком Уэббером и Михаэлем Шумахером. Немец в свою очередь отметил, что Льюис замедлился уж слишком сильно, и обогнать его было необходимо просто для того, чтобы самому успеть начать заключительную попытку. В любом случае, в результате произошедшего Хэмилтон так и не успел начать финальную попытку и довольствовался лишь третьим местом, хотя позже отметил, что мог найти еще пару десятых, которые наверняка позволили бы ему бороться за поул.

Позади Льюиса расположились Фелипе Масса и Фернандо Алонсо – испанец, вылетев, запорол первую попытку и в итоге уступил напарнику несколько сотых секунды по результатам второй. Тем не менее, обоим пилотам Ferrari удалось опередить Марка Уэббера, который на сей раз стал худшим из пилотов топ-команд.

Седьмая строчка неожиданно досталась Камуи Кобаяси. Он был одним из четырех гонщиков, которые пробились в финальный сегмент, но затем не совершили в нем ни одной зачетной попытки. Следом расположились так и не успевший отправиться из-за инцидента с Хэмилтоном на свой быстрый круг Михаэль Шумахер, а также два пилота Renault. Виталий Петров и Бруно Сенна в третий раз за последние четыре Гран-при вдвоем пробились в десятку сильнейших, но посчитали, что бороться за что-то большее не имеет смысла, и решили сэкономить покрышки.

Скандал, которого не было

Не будь разрыв в личном зачете чемпионата мира между Феттелем и Баттоном столь велик, после финиша Гран-при Японии мог случиться великолепный скандал. На старте два пилота, на тот момент оба имевшие математические шансы на титул, едва не столкнулись. Дженсону рывок с места удался явно лучше, и спустя пару сотен метров McLaren британца уже почти поравнялся с Red Bull немца. Бэби-Шуми в свою очередь воспользовался приемом из арсенала Шуми-старшего. Сместившись вправо, Себ заставил Дженса двумя колесами выехать на траву и чуть приподнять ногу с педали газа. Баттон не стал упираться до последнего, но, свернув атаку на Феттеля, пропустил вперед Льюиса Хэмилтона – напарник зашел в первый поворот на большей скорости и по оптимальной траектории.

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии. Фото 1

Стартовый инцидент тут же стал предметом разбирательства для стюардов гонки, но, посовещавшись несколько минут, они в конце концов решили не штрафовать Феттеля. После финиша Себ скажет, что не видел Дженсона в зеркалах и пытался лишь удержать позади хорошо стартовавшего Льюиса Хэмилтона. Тем не менее, на повторе с камеры, установленной на RB7 немца, отчетливо видно, как Себ несколько раз повернул голову в сторону правого зеркала заднего вида, в котором как раз в этот момент должен был маячить McLaren Баттона…

После финиша Дженсон предъявил претензии Себу непосредственно перед началом церемонии награждения, но развивать тему на пресс-конференции не стал. Возможно, просто не желая портить Феттелю праздник.

Так или иначе, победитель трех японских тренировок к концу первого круга обнаружил себя лишь на третьем месте. Отзащищавшийся и оставшийся безнаказанным Феттель на первых кругах оторвался от Хэмилтона на расстояние, достаточное для того, чтобы Льюис не мог воспользоваться DRS, и, казалось, отправился к очередной победе.

Однако легкой прогулки не вышло. И если Льюис на первом отрезке дистанции так и не смог догнать Себа, то чуть позднее сделать это удалось его напарнику. Баттон вновь вышел на вторую позицию перед самым началом первой волны пит-стопов, которую вынуждено открыл Хэмилтон. На одном из четырех колес стартового комплекта Льюиса случился медленный прокол, и, предварительно пропустив вперед напарника, британец отправился за новыми шинами.

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии. Фото 2

Вскоре, уже безо всяких проколов, в боксы за новыми покрышками поехал и Себастьян Феттель. Red Bull RB7 по ходу уик-энда уничтожал шины гораздо активнее, чем McLaren MP4-26, что в итоге и стоило немцу победы.

После первых пит-стопов отрыва созданного в начале дистанции Себу хватило, чтобы остаться лидером, но после второй волны немец откатился назад. Остановку в боксах вновь пришлось совершить раньше Баттона, и британец после своего пит-стопа остался впереди.

Все дело в зеркалах?

Через пару кругов после рокировки лидеров на трассу был выпущен автомобиль безопасности. Причиной тому стало столкновение Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы. После визита в боксы после медленного прокола британец оказался впереди своего главного критика. Фраза Фелипе о том, что Льюис не включает мозг за две недели, прошедшие после гонки в Сингапуре, стала практически крылатой, но в Японии у Фелипе появился повод придумать еще какое-нибудь яркое предложение.

Масса вплотную подобрался к Льюису на разгоне перед поворотом 130R незадолго до своего второго пит-стопа – британец, обороняясь, сместился на внутреннюю траекторию на походе к шикане, оставив Фелипе для атаки внешнюю. Однако на торможении McLaren начал смешаться в другую сторону, но контакт был несильным. Нащупав Ferrari, Льюис чуть шарахнулся в противоположную сторону, но легкого прикосновения оказалось достаточно, чтобы повредить переднее антикрыло на машине Фелипе. Обломок Ferrari упал справа от траектории, и через пару кругов – когда стало понятно, что маршалы все же не смогут убрать его в штатном режиме – на трассу выехал серебристый Mercedes-Benz SLS AMG.

После финиша, как и Феттель, Хэмилтон заявил, что не разглядел Ferrari Фелипе в зеркалах – они, похоже, в современной Формуле-1 становятся сугубо декоративными элементами.

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии. Фото 3

Перестановок в группе лидеров появление на трассе машины безопасности не вызвало, однако позволило приблизиться к Феттелю Фернандо Алонсо. Испанец уже по традиции не мог бороться с пилотами Red Bull Racing и McLaren на равных в квалификации, но в гонке по темпу ничуть им не уступал. Более того, после финальной волны пит-стопов лидер Ferrari и вовсе опередил Феттеля. Себу опять – теперь уже намного раньше соперников – пришлось заехать за новым комплектом шин: немец получил более жесткий состав, на котором должен был ехать до конца дистанции, но попал в небольшой трафик. Расступаться перед без пяти минут чемпионом соперники не спешили, а потому затянувший свой финальный пит-стоп Алонсо банально пересидел Феттеля на трассе.

Финальные круги получились захватывающими. Алонсо смог взвинтить темп и сократить отставание от Баттона – продолжайся Гран-при Японии на пару кругов дольше, вполне возможно, у него был бы другой победитель. И даже не исключено, что его имя могло бы совпасть с имением ныне двукратного чемпиона мира – Себастьян Феттель не стал сбрасывать обороты и до самого финиша не отпускал далеко Алонсо. В итоге, трех пилотов трех разных команд на финише разделили всего две секунды!

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии. Фото 4

Марк Уэббер закончил гонку непосредственно позади своего напарника, а следом черту пересек Хэмилтон – Льюис, пропустив было Массу, после финального пит-стопа отыграл позицию обратно, однако после финиша выглядел явно расстроенным – у напарника по команде теперь больше побед в сезоне, чем у него самого, и если Баттон будет продолжать в том же духе, то Льюис впервые в своей карьере в Ф-1 проиграет по итогам сезона собственному партнеру по McLaren. Ни Хейкки Ковалайнену, ни Фернандо Алонсо, ни самому Дженсону в прошлом году этого сделать пока не удавалось.

Шумахер, Петров и все, все, все

Хорошую гонку на Сузуке выдал Михаэль Шумахер, выжавший из своего Mercedes максимум и, видимо, даже чуточку больше. На финише немец оказался раньше своего бывшего напарника по Ferrari Фелипе Массы, а опередить хотя бы одного гонщика трех топ-комад для команды штутгартского концерна – уже немалое достижение. Плюс ко всему, Шуми впервые за последние пять лет смог хотя бы на время выйти в лидеры гонки. Затянув финальный пит-стоп, Михаэль несколько кругов возглавлял пелетон – похоже, он действительно постепенно начинает напоминать себя прежнего.

Отдельных слов заслуживает и финишировавший восьмым Серхио Перес – мексиканец вновь провернул свой коронный трюк, лучше всех справившись с контролем за расходом резины. В итоге, совершив всего два пит-стопа, против трех у большинства лидеров, пилот Sauber опередил на финише Виталия Петрова на Renault.

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии. Фото 5

Россиянин вполне мог рассчитывать на менее скромный результат, но вновь отличились стратеги команды. Тактику Renualt в большинстве гонок нынешнего чемпионата иначе как оригинальной не назовешь, причем в большинстве случаев сие слово действительно лучше всего смотрится в кавычках. Два длинных стартовых отрезка Виталий провел на более жестких шинах и уверенно занимал место в середине второго десятка, пока не получил, наконец, комплект Soft. Финальный спурт россиянина был великолепен – Виталий под занавес гонки совершил несколько красивых обгонов, и в итоге заработал два очка – на одно меньше, чем в последних семи (!) гонках.

Замкнул десятку сильнейших Нико Росберг. В субботу немцу не повезло – из-за проблем с машиной не смог принять участия в квалификации, зато в гонке совершил прорыв в очковую зону.

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии. Фото 6

Итак, чемпионат 2011 года фактически закончен. Обладатель титула был известен давно, однако теперь его имя уже можно смело заносить в справочники.

Помнится, давным давно в Формуле-1 были так называемые не зачетные этапы: когда Большой цирк, по сути, давал показательные выступления, во время которых актеры не думали о гонорарах и заработанных очках. До конца сезона осталось четыре гонки, и каждая из них теперь будет отдельным чемпионатом в миниатюре.

Фернандо Алонсо после финиша Гран-при Японии заявил, что с радостью променяет вторую строчку в протоколе личного зачета на победу в одной из четырех оставшихся гонок. И точно так же – будьте уверены – думают все те, кто в этом году так и не смог составить конкуренцию безупречному Себастьяну Феттелю.

Впереди в сезоне 2011 года четыре супергонки, в каждой из которых новоиспеченному двукратному чемпиону мира нужно будет защищать свое звание. Хорошая бы вышла афиша! \m

Результаты Гран-при Японии Формулы-1

Место Гонщик Команда Время
1. Дженсон Баттон McLaren 1:30:53.427
2. Фернандо Алонсо Ferrari +1.160
3. Себастьян Феттель Red Bull +2.006
4. Марк Уэббер Red Bull +8.071
5. Льюис Хэмилтон McLaren +24.268
6. Михаэль Шумахер Mercedes GP +27.120
7. Фелипе Масса Ferrari +28.240
8. Серхио Перес Sauber +39.377
9. Виталий Петров Renault +42.607
10. Нико Росберг Mercedes GP +44.322
11. Адриан Сутил Force India +54.447
12. Пол ди Реста Force India +1:02.326
13. Камуи Кобаяси Sauber +1:03.705
14. Хайме Альгерсуари Toro Rosso +1:04.194
15. Пастор Мальдонадо Williams +1:06.623
16. Бруно Сенна Renault +1:12.628
17. Рубенс Баррикелло Williams +1:14.191
18. Хейкки Ковалайнен Team Lotus +1:27.824
19. Ярно Трулли Team Lotus +1:36.140
20. Тимо Глок Marussia Virgin +2 круга
21. Жером д'Амброзио Marussia Virgin +2 круга
22. Дэниэл Риккардо HRT +2 круга
23. Витантонио Лиуцци HRT +3 круга

Положение в общем зачете после 15-го этапа

Место Гонщик Команда Очки
1. Себастьян Феттель Red Bull 324
2. Дженсон Баттон McLaren 210
3. Фернандо Алонсо Ferrari 202
4. Марк Уэббер Red Bull 194
5. Льюис Хэмилтон McLaren 178
6. Фелипе Масса Ferrari 90
7. Нико Росберг Mercedes GP 63
8. Михаэль Шумахер Mercedes GP 60
9. Виталий Петров Renault 36
10. Ник Хайдфельд Renault 34

Положение в Кубке конструкторов после Гран-при Японии

Место Команда Очки
1. Red Bull 518
2. McLaren 388
3. Ferrari 292
4. Mercedes GP 123
5. Renault 72
6. Force India 48
7. Sauber 40
8. Toro Rosso 29
9. Williams 5
10. Team Lotus 0
11. HRT 0
12. Marussia Virgin 0