Конец сезона

Подводим итоги сезона Формулы-1

Очередной чемпионат в Формуле-1 завершен. Мотор вспоминает главные события уходящего сезона, подводит итоги и пытается заглянуть в будущее, которое ждет команды и пилотов.


Red Bull Racing

Место: 1; Побед: 12; Подиумов: 27; Очков: 650.

У соперников Red Bull Racing не было ни единого шанса. Идеи в голове Эдриана Ньюи по-прежнему самые свежие, а энергетические банки по-прежнему миллиардными тиражами расходятся по всему миру. Red Bull RB7, на первый взгляд, не слишком отличался от предшественника, однако от Ньюи и не требовалось вершить технических революций. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что у австрийцев был самый быстрый автомобиль этого сезона. Хотя бы потому, что очень сложно спорить с цифрами: 12 побед и 18 поулов в 19 гонках, и всего-навсего два схода на двоих пилотов – причем оба по не связанным с техникой причинам.

Самое главное, что у Red Bull в этом году был тот, кто мог реализовать преимущества машины. Придраться к Себастьяну Феттелю практически невозможно – молодой немец провел идеальный чемпионат. Чего не скажешь про Марка Уэббера: австралиец выиграл всего одну гонку, да и то во многом из-за того, что на машине Феттеля барахлила коробка передач. Выступай в команде два Уэббера, возможно, никому бы и в голову не пришло говорить о доминировании австрийской конюшни.

Подводим итоги сезона Формулы-1
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 1

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
VET 1 1 2 1 1 1 2 1 2 4 2 1 1 1 3 1 1 нф 2
WEB 5 4 3 2 4 4 3 3 3 3 5 2 нф 3 4 3 4 4 1

VET – Себастьян Феттель; WEB – Марк Уэббер


McLaren

Место: 2; Побед: 6; Подиумов: 18; Очков: 497.

Команда Мартина Уитмарша – по сути единственная, которая могла конкурировать с Red Bull Racing. Другое дело, что не всегда. В последние годы в Уокинге частенько заставляли собственные машины ездить быстрее во второй половине чемпионата, но угнаться за Red Bull у McLaren не хватило сил. Тем не менее, сезон 2011 года запомнится не только постоянными победами Феттеля, но и теми, что одержали гонщики британской конюшни – вряд ли кто будет спорить, что гонки в Китае, Канаде, Германии и Венгрии были лучшими в чемпионате.

Дженсон Баттон может смело занести этот сезон в актив. Таким зрелым, быстрым и стабильным Баттон не был еще никогда. Даже в чемпионском 2009 году. Льюису Хэмилтону, напротив, наверняка хотелось бы забыть сезон поскорее – да, темнокожий британец выиграл три гонки, но по большей части в этом году лишь давал повод для критики и часто ей подвергался. Четыре столкновения с Фелипе Массой, по одному с Баттоном, Мальдонадо и Кобаяси, шесть штрафов и поражение в борьбе с напарником. Впервые в карьере в Ф-1 Льюис набрал меньше очков, чем партнер по команде.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 2
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 3

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
BUT 6 2 4 6 3 3 1 6 нф нф 1 3 2 2 1 4 2 3 3
HAM 2 8 1 4 2 6 нф 4 4 1 4 нф 4 5 5 2 7 1 нф

BUT – Дженсон Баттон; HAM – Льюис Хэмилтон


Ferrari

Место: 3; Побед: 1; Подиумов: 10; Очков: 375.

Ferrari в межсезонье потеряла больше, чем нашла. Автомобилю, названному в честь 150 годовщины объединения Италии, явно недоставало скорости. Особенно заметно это было по субботам – лидер красных Фернандо Алонсо чаще всего начинал гонки пятым, потому как первые четыре позиции оказывались оккупированы гонщиками McLaren и Red Bull. В гонках темпа 150-й хватало, чтобы навязать им борьбу, но не более того.

Победа у Ferrari в нынешнем сезоне была лишь одна. В Маранелло за весь сезон не смогли найти подход к жестким составам Pirelli, и Алонсо упустил немало очков только по этой причине. Определенные выводы руководство Ferrari уже сделало – на посту технического директора Альдо Косту сменил Пэт Фрай.

Алонсо – настоящий лидер команды. Некоторое время, даже при всех недостатках машины, Фернандо умудрялся идти на втором месте в личном зачете и боролся за вице-чемпионское звание до самого последнего этапа. Пока у Ferrari есть такой пилот, итальянцам вовсе не обязательно строить лучшую машину для победы в чемпионате. Зато Фелипе Масса сезон провалил. Бразилец ни разу не финишировал выше пятого места и набрал в два раза меньше очков, чем напарник.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 4
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 5

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
ALO 4 6 7 3 5 2 нф 2 1 2 3 4 3 4 2 5 3 2 4
MAS 7 5 6 11 нф нф 6 5 5 5 6 8 6 9 7 6 нф 5 5

ALO – Фернандо Алонсо; MAS – Фелипе Масса


Mercedes GP

Место: 4; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 165.

Интересно было бы понаблюдать за встречей главы команды Росса Брауна с руководством штутгартского концерна Daimler после окончания сезона. Два года назад немцы выкупили чемпионскую конюшню, пригласили в нее перспективного Нико Росберга и легендарного Михаэля Шумахера, но вместо титулов Браун по-прежнему привозит в штаб-квартиру лишь оправдания. Никакого прогресса по сравнению с предыдущим сезоном Mercedes GP добиться не удалось – напротив, в отличие от 2010 года, ни один из гонщиков команды не поднялся хотя бы на подиум. Руководство коллектива пробует решить проблемы привлечением новых кадров: в Mercedes GP уже работают бывшие технические директора Ferrari и HRT Альдо Коста и Джефф Уиллис. Но плоды их трудов, как это бывает в Ф-1, будут заметны не сразу.

Нико Росберг вновь подтвердил, что по праву считается самым перспективным пилотом чемпионата. Вот только после шести лет в Формуле-1 статус подающего надежды – скорее отрицательная характеристика, нежели положительная. Михаэль Шумахер в 2011 году порой все же напоминал себя прежнего, но слишком уж редко, чтобы снять все вопросы относительно мотивов своего возвращения в спорт. Пока Шумахер не выигрывает гонки, всегда найдутся те, кто захочет его покритиковать.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 6
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 7

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
ROS нф 12 5 5 7 11 11 7 6 7 9 6 нф 7 10 8 6 6 7
SCH нф 9 8 12 6 нф 4 17 9 8 нф 5 5 нф 6 нф 5 7 15

ROS – Нико Росберг; SCH – Михаэль Шумахер


Renault

Место: 5; Побед: 0; Подиумов: 2; Очков: 73.

В Энстоуне – период перемен. А он, как известно, никогда не бывает легким. Renault смогла удивить паддок зимой, представив машину с революционной конфигурацией системы выхлопа, и на старте чемпионата собрала внушительный урожай очков и даже подиумов. Сбор продолжался недолго – до середины чемпионата Renault продержалась на четвертой строчке в протоколе Кубка конструкторов, но затем пропустила Mercedes GP. В конце сезона пилотам все сложнее было пробиваться в десятку, и по количеству набранных очков после Гран-при Германии Renault превзошла разве что Williams и команды, дебютировавшие в Формуле-1 в прошлом году. Со следующего сезона команда окончательно сменит название на Lotus, но будет ли это означать, что период перемен закончен – еще вопрос.

После раллийной аварии Роберта Кубицы бремя лидерства свалилось на Виталия Петрова. Поднявшись на подиум в Австралии, россиянин с лихвой реабилитировался за неудачи прошлого сезона, но сделать большее вряд ли бы смог – с каждой гонкой прогресс соперников на фоне Renault был все заметнее, и Петрову приходилось бороться уже за малые очки.

От Ника Хайдфельда, заменившего Кубицу, команда явно ждала большего. Немец вчистую проиграл Петрову в квалификациях, и Эрика Булье перед увольнением немца не смутил даже тот факт, что очков на счету Ника было больше, пусть и не намного, чем у Петрова.Бруно Сенна, выступивший в составе Renault в восьми последних гонках, набрал два очка, но запомнился прежде всего несколькими столкновениями. Вряд ли бразилец наработал на то, чтобы застолбить за собой место в Lotus на следующий сезон. Но в Энстоуне в этом году редко обращали внимание на турнирную таблицу, делая выводы о достоинствах и недостатках пилотов.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 8
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 9
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 10

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
PET 3 17 9 8 11 нф 5 15 12 10 12 9 нф 17 9 нф 11 13 10
HEI 12 3 12 7 8 8 нф 10 8 нф нф - - - - - - - -
SEN - - - - - - - - - - - 13 9 15 16 13 12 16 17

PET – Виталий Петров; HEI – Ник Хайдфельд; SEN – Бруно Сенна


Force India

Место: 6; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 69.

Команда Виджая Малльи уверенно прогрессирует год от года. Уже позабылись времена, когда Force India представляла собой своего рода современную версию Minardi. Коллектив, выступающий под индийским флагом, заслужил право зваться крепким середняком. Начало нынешнего сезона выдалось сложным, но непосредственно по ходу чемпионата Force India здорово прибавила. В этом отношении показателен Гран-при Бразилии, где Адриан Сутил в очной борьбе на трассе обошел Нико Росберга из Mercedes GP. Начни Force India сезон так же мощно, как она его закончила, могла бы рассчитывать на четвертое место в Кубке конструкторов.

Адриан Сутил, при всем своем опыте, в начале чемпионата смотрелся слабо на фоне дебютанта Пола Ди Ресты, но вместе с командой резко прибавил в его концовке. Шотландец в первом для себя сезоне в Ф-1 практически не ошибался и сделал более чем достаточно, чтобы зваться лучшим дебютантом сезона.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 11
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 12

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
SUT 9 11 15 13 13 7 нф 9 11 6 14 7 нф 8 11 11 9 8 6
DIR 10 10 11 нф 12 12 18 14 15 13 7 11 8 6 12 10 13 9 8

SUT – Адриан Сутил; DIR – Пол Ди Реста


Sauber

Место: 7; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 44.

В Хинвилле будто и не было периода, когда команда выступала под вывеской BMW. Теперь Sauber – все тот же добротный коллектив, выступавший в Формуле-1 с начала 90-х годов прошлого века. Команда, лишенная чемпионских амбиций, но способная время от времени удивлять. А Петтер Заубер по-прежнему делает ставку на молодых, и ставка по-прежнему играет.

Камуи Кобаяси вырос в настоящего лидера. Он по-прежнему ярок и агрессивен, но в отличие от того же Льюиса Хэмилтона, всегда приводит машину к финишу. У Серхио Переса тоже есть свои плюсы. Дебютант Sauber несколько раз удивлял специалистов умением экономить резину – благодаря этому мексиканец набрал для команды немало важных очков.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 13
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 14
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 15

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
KOB дк 7 10 10 10 5 7 16 нф 9 11 12 нф 14 13 15 нф 10 9
PER дк нф 17 14 9 - - 11 7 11 15 нф нф 10 8 16 10 11 13
DLR - - - - - - 12 - - - - - - - - - - - -

KOB – Камуи Кобаяси; PER - Серхио Перес; DLR - Педро Де Ла Роса


Toro Rosso

Место: 8; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 41.

Toro Rosso, пожалуй, одна из самых странных команд чемпионата. В Фаэнце как будто и не обращают внимание на то, какое место конюшня займет по итогам чемпионата в Кубке конструкторов. Главная функция Toro Rosso состоит в том, чтобы давать осваиваться в чемпионате мира выпускникам молодежной программы поддержки Red Bull Junior. Два ее выпускника – Хайме Альгерсуари и Себастьен Буэми – в этом сезоне фактически боролись лишь за то, чтобы остаться в следующем году в Ф-1, причем во все той же Toro Rosso. Места в главной команде Red Bull не спешат освобождаться, а выпускников меньше не становится. Австрийская компания вырастила немало перспективных пилотов, но на деле получается, что никому, кроме самой Red Bull, они не нужны.

Мало кто мог предположить перед началом сезона, что пилотскую дуэль выиграет Альгерсуари. Испанец смотрелся слабее Буэми и в прошлом году, и в начале нынешнего, однако смог переломить ситуацию. Для того, чтобы остаться в Toro Rosso Хайме сделал достаточно. Но достаточно ли для того, чтобы его захотели видеть в главной команде Red Bull?

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 16
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 17

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
ALG 11 14 нф 16 16 нф 8 8 10 12 10 нф 7 21 15 7 8 15 11
BUE 8 13 14 9 14 10 10 13 нф 15 8 нф 10 12 нф 9 нф нф 12

ALG – Хайме Альгерсуари; BUE – Себастьен Буэми


Williams

Место: 9; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 5.

Столь слабо команда Williams не выступала никогда. В сезоне 2011 коллектив из Гроув побил сразу несколько антиректордов. Первые очки были набраны только в шестой гонке сезона, и всего пять зачетных баллов по итогам всего года. FW33 – худший автомобиль в истории Williams, в какие цвета его ни раскрась… Надежды на прогресс в команде связывают с приходом нового технического директора Майка Кофлэна и подписанием контракта с Renault на поставку моторов.

Рубенс Баррикелло, похоже, провел последний сезон в Формуле-1. Бразилец достаточно быстр, опытен, но его время прошло. Williams не смогла предоставить ветерану машину, на которой он мог бы продемонстрировать все, на что способен потенциальным работодателям, а самой команде теперь нужен пилот не только с опытом, но и с бюджетом.

Пастор Мальдонадо в этом году ошибался часто, но сумел продемонстрировать и неплохую скорость. Вкупе с 20-ю миллионами долларов из Венесуэлы этого вполне достаточно, чтобы сохранить себе место в команде на сезон 2012 года.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 18
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 19

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
BAR нф нф 13 15 17 9 9 12 13 нф 13 16 12 13 17 12 15 12 14
MAL нф нф 18 17 15 18 нф 18 14 14 16 10 11 11 14 нф нф 14 нф

BAR – Рубенс Баррикелло; MAL – Пастор Мальдонадо


Team Lotus

Место: 10; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 0.

Конюшня Тони Фернандеса не смогла, как рассчитывала, подобраться к середнякам и начать набирать очки. Новая машина Майка Гаскойна получилась неплохой, и будь на ней установлен KERS, Хейкки Ковалайнену и Ярно Трулли возможно довелось бы в отдельных Гран-при побороться с парнями из Williams или Toro Rosso. Но у Team Lotus в этом году не оказалось ни KERS, ни очков.

Все это не помешало Хейкки Ковалайнену заявить, что сезон 2011 года стал лучшим в его карьере – финн и правда несколько раз заставлял специалистов отзываться о себе в восторженных тонах. Особенно сильно Хейкки смотрелся на фоне Ярно Трулли – итальянский ветеран весь год жаловался на рулевое управление и даже близко не мог подобраться к напарнику. Разговоры о его возможной замене на ставленника Red Bull Дэниэла Риккардо – не случайны.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 20
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 21
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 22

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
TRU 13 нф 19 18 18 13 16 20 нф - нф 14 14 нф 19 17 19 18 18
KOV нф 15 16 19 нф 14 нф 19 нф 16 нф 15 13 16 18 14 14 17 16
CHA - - - - - - - - - 20 - - - - - - - - -

KOV – Хейкки Ковалайнен; TRU – Ярно Трулли; CHA - Карун Чандхок


HRT

Место: 11; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 0.

Испанская команда вышла на старт – и слава богу. В HRT не говорили о том, что собираются регулярно пробиваться во второй сегмент квалификации и претендовать на очки. Главное достижение команды уже в том, что в кратчайшие сроки была создана машина, позволявшая пилотам регулярно преодолевать барьер в 107 процентов в квалификациях и периодически доезжать до финиша в гонках.

Делать выводы о выступлениях пилотов очень сложно. Гонщики HRT нечасто попадали в объективы телекамер. Витантонио Лиуцци финишировал 13-м в Канаде, позволив тем самым команде опередить в Кубке конструкторов Marussia Virgin. Нараин Картикеян и Дэниэл Риккардо столь сильными выступлениями похвастать не могли.

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 23
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 24
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 25

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
LIU нс нф 22 22 нф 16 13 23 18 нф 20 19 нф 20 23 21 - 20 нф
KAR нс нф 23 21 21 17 17 24 - - - - - - - - 17 - -
RIC - - - - - - - - 19 19 18 нф нк 19 22 19 18 нф 20

LIU – Витантонио Лиуцци; KAR – Нараин Картикеян; RIC – Дэниэл Риккардо


Marussia Virgin

Место: 12; Побед: 0; Подиумов: 0; Очков: 0.

Нет смысла говорить о нынешнем сезоне Marussia Virgin. Последняя строчка в протоколе Кубка конструкторов способна все сказать сама. Зато есть повод поговорить о будущем. Уже в следующем году команда официально будет носить имя Marussia – русификация бывшей Virgin Racing идет полным ходом. Подписан контракт о сотрудничестве с McLaren, так что по крайней мере один повод рассчитывать на прогресс у болельщиков команды есть.

Тимо Глок и Жером д'Амброзио сделали в этом году столько сколько смогли. Даже если бы за рулем MVR-02 выступал Себастьян Феттель, набрать очки он бы не смог. \m

Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 26
Подводим итоги сезона Формулы-1. Фото 27

Результаты пилотов

Этап 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19
DAM 14 нф 20 20 20 15 14 22 17 18 19 17 нф 18 21 20 16 нф 19
GLO нк 16 21 - 19 нф 15 21 16 17 17 18 15 нф 20 18 нф 19 нф

GLO – Тимо Глок; DAM – Жером д'Амброзио