Рождение автопрома

Компания «Лесснер» первой в России решила выпускать все виды транспорта от пожарных машин до роскошных фаэтонов.

В 1904 году предприятие «Лесснер» стало первой в России компанией, мелкосерийно выпускающей машины, причем на заводе наладили, как бы мы сейчас сказали, производство полного цикла.

К тому моменту уже существовали отечественные фабрики, строящие лишь кузова. Многие клиенты покупали шасси с двигателем и трансмиссией за рубежом, а кузов изготавливали под заказ в России. Но «Лесснер» стал все производить сам, пусть и с использованием лицензий «Даймлера».

На предприятии трудились 1000 человек. Мощность завода, поначалу приступившего к выпуску пожарных машин и почтовых фургонов, составляла всего 14 автомобилей в год, что, впрочем, для начала века считалось приличным объемом. Вскоре к утилитарным моделям добавились и роскошные. Например, эффектная открытая машина с экзотичным по нынешним временам кузовом «дубль-фаэтон».

Эта модель дебютировала в 1906 году со скромным 12-сильным мотором, но уже через год мощность почти утроилась. Двигатель объемом 4,6 литра развивал 32 лошадиных сил. Тяга передавалась ведущим колесам через четырехступенчатую коробку передач.

Успехи «Лесснеров» непосредственно связаны с именем талантливого конструктора Бориса Луцкого, который в конце XIX века учился в Германии, несколько лет работал на ведущих западный предприятиях, а вернувшись в Россию смог воплотить все передовые решения в российских моделях. Причем, ему удавалось создавать узлы, не требовавшие использования дорогих западных патентов, и при этом не уступавшие мировым аналогам.

«Лесснер» возлагал большие надежды на поставку автомобилей для армии и разработал полноприводную шестиместную машину с гигантским дорожным просветом в 32 сантиметра. Но у военных новинка не вызвала интереса, и, не найдя рынка сбыта для автомобилей, в 1909 году фирма «Лесснер» свернула производство машин и сконцентрировалась на выпуске более востребованной на тот момент продукции – морских торпед.