Первый российский автомобиль

В продажу поступает «самобеглая коляска» Яковлева и Фрезе. Ее создатели - отставной морской офицер и инженер

В 1896 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде перед публикой предстала «самобеглая коляска», созданная петербургскими изобретателями – отставным морским офицером Евгением Яковлевым и инженером Петром Фрезе. Оба они к тому времени уже достигли определенных успехов в производстве: первый выпускал стационарные газовые и керосиновые двигатели, второй – кареты и прочие повозки для конных экипажей. Так что решение объединить разработки выглядело вполне логично.

Спроектированная совместными усилиями машина имела одноцилиндровый бензиновый двигатель, развивавший 1,5-2 лошадиные силы. Автомобиль создавался не как экспериментальный проект, а как коммерческий продукт. В рекламе сообщалось, что автомобиль мог развивать скорость более 20 километров в час, а одной заправки хватало ему на 10 часов движения. В базовой комплектации был складной верх, клаксон с резиновой грушей и фонари со свечами.

В продажу поступает «самобеглая коляска» Яковлева и Фрезе. Ее создатели - отставной морской офицер и инженер

Benz Velo

Прообразом первого российского автомобиля стала передовая разработка тех времен – Benz Velo, обладавшая похожим кузовом и мотором примерно такой же мощности. Некоторые историки полагают, что Яковлев напрямую заимствовал готовый двигатель от иностранной машины, но окончательной ясности в этом вопросе, наверное, уже не будет: до наших дней не дошел ни один экземпляр модели Яковлева и Фрезе. Более того, не сохранилось даже чертежей. Не известно даже, удалось ли изобретателям найти заказчиков хотя бы на несколько штук или разработка так и осталась в единственном экземпляре.

В продажу поступает «самобеглая коляска» Яковлева и Фрезе. Ее создатели - отставной морской офицер и инженер. Фото 1

В 1902 году предприятие Фрезе начинает выпуск первого российского грузовика.

В 1898 году Евгений Яковлев умер, и его предприятие впоследствии никогда не занималось автомобильными двигателями. Зато Петр Фрезе не оставил попыток вывести на рынок российский автомобиль и начал экспериментировать с электродвигателями и бензиновыми моторами иностранного производства.

Первый в России грузовик получил французский двигатель De Dion-Bouton. Машину стали производить мелкосерийно по заказу одной из кондитерских фабрик. В дальнейшем на том же шасси были созданы 10-местный автобус и пожарная машина.