«Полуторки»

Небольшой и сравнительно недорогой грузовик был самой нужной стране машиной.

7 ноября 1924 на праздничной демонстрации на Красной площади перед публикой впервые появляются полуторатонные грузовики АМО-Ф-15, созданные на основе итальянского Fiat 15 ter образца 1915 года. «Рабочий-хозяин строит автопромышленность, которой не было у капиталиста-хозяина», – гласит лозунг на машине, возглавляющей колонну. Полномасштабное производство автомобилей в советской России начинается именно с этой модели.

Предприятие «Автомобильное московское общество» (АМО), впоследствии называвшееся ЗИС, а сегодня известное нам как ЗИЛ, строилось еще до революции торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К», но в 1918 году было национализировано.

Небольшой и сравнительно недорогой грузовик – самый необходимый транспорт для страны, пытающейся восстановить свое экономическое положение, подорванное Первой Мировой войной, революцией и гражданской войной. Спрос на машину постоянно увеличивался: уже к 1925 году завод начинает собирать по одному автомобилю в день.

К началу 30-х по общему тиражу советский грузовичок превзойдет исходный Fiat. АМО-Ф-15 будет производиться до 1931 года, а еще через год ему появится более современная замена – знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА. С этой модели начнется история Горьковского автомобильного завода, сперва носившего название Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова.

Газовская «полуторка», как и АМО-Ф-15, не являлась отечественной разработкой. В ее основе – американский Ford AA образца 1927 года.