ГАЗ-64 и другие внедорожники

Одновременно со знаменитым "Виллисом" появляются советские джипы

В августе 1941 года начинается производство первого советского внедорожника – ГАЗ-64. Чуть раньше в серию пошли полноприводные легковые машины ГАЗ-61. Впрочем, эти модели не стали по-настоящему массовыми: их произвели лишь в количестве нескольких сотен штук. А вот ГАЗ-67, который появится в 1943 году, сыграет более значительную роль – до конца войны произведут около пяти тысяч машин. Правда, гораздо большее распространение в советской армии в военные годы получат иностранные аналоги – вроде Willys MB (он же Ford GPW), – которые будут поступать по ленд-лизу.

Между тем, седан ГАЗ-61 был уникальным автомобилем для мирового автопрома того времени. Легковая модель с рядной «шестеркой» (85 лошадиных сил) под капотом по проходимости являлась практически внедорожником. Машина была способна подниматься по пешеходной лестнице под углом 30º, преодолевать брод глубиной до 72 сантиметров.

Одновременно со знаменитым "Виллисом" появляются советские джипы

В первые годы войны моделью ГАЗ-61 активно пользовались представители высшего командного состава Красной Армии -- Жуков, Конев, Тимошенко.

Во внешнем виде ГАЗ-64 невозможно не заметить родство со знаменитым Виллисом, хотя прямого плагиата тут нет – в серию они пошли почти одновременно. Дело в том, что и «американец», и советский джип создавались в подражание появившегося чуть раньше, но не получившего широкое распространения автомобиля Bantam BRC40. Нарком тяжелого машиностроения В.А. Малышев распорядился копировать заокеанский образец настолько скрупулезно, что мосты, взятые от ГАЗ-61, пришлось специально укорачивать, чтобы колея советского джипа совпала с колеей Бантама.

Это, кстати, не давало никакого выигрыша в проходимости, а лишь усложнило разработку. Зато все плюсы Бантама и Виллиса также были унаследованы отечественной моделью: максимально упрощенный кузов без дверей, небольшая масса и отличная проходимость. Вместо шестицилиндрового мотора, который ставился на ГАЗ-61, «шестьдесят четвертый» получил четырехцилиндровый мотор мощностью 50 лошадиных сил. Но благодаря тому, что снаряженная масса составляла лишь 1200 килограммов, динамика машины была вполне приличной: ГАЗ-64 мог набирать 100 километров в час. Клиренс отечественного джипа – 21 сантиметр.

Одновременно со знаменитым "Виллисом" появляются советские джипы. Фото 1

В сентябре 1943 года начинается выпуск нового поколения внедорожника – ГАЗ-67. Колею наконец расширили – повысилась устойчивость машины. Мощность мотора выросла до 54 лошадиных сил. Автомобиль обладал рядом преимуществ перед Виллисом: передачи были подобраны таким образом, что на малых скоростях советский внедорожник выдавал большую тягу, чем «американец».

Плюсом было и то, что заправлять его можно было любым сортом бензина. Новинка вышла чуть тяжелее предшественника, но проходимость осталась отменной: ГАЗ-67 был способен двигаться по снежной целине глубиной до 35 сантиметров.